Основные клинические типы психического дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, регрессия; краткая характеристика основных психических нарушений развития. Понятие симптома (нарушений, болезни, расстройств). Негативные, продуктивные и возрастные симптомы. Понятие психопатологического синдрома как устойчивой биологической функциональной структуры. Астенический,
гипердинамический и неврозоподобный синдромы в детском (дошкольном) возрасте.
Психологическая квалификация основных проявлений психического дизонтогенеза как задача практического психолога. Психологические параметры психического дизонтогенеза: функциональная локализация нарушений, время поражения, системное строение дефекта (первичные и вторичные нарушения), межфункциональные связи нарушений.
Принцип системного структурно-динамического анализа психического развития как основа психологической квалификации аномального развития. Новые тенденции в понимании сущности аномалий в психическом развитии детей в свете гуманизации образования; изменения в понятийном аппарате и содержании диагностико-реабилитационных программ (дети с ограниченными возможностями, дети с особыми нуждами).
Тема 4. Психокоррекция как вид психологической практики. Проблема коррекции психического развития в дошкольном возрасте
Принцип единства диагностики и коррекции развития. Всестороннее психолого-педагогическое изучение ребенка как основа эффективной психокоррекции. Психокоррекция и психотерапия как методы психологического воздействия. Психокоррекция аномального, отклоняющегося и нормального развития ребенка: взаимосвязь и специфика. Роль семьи в достижении эффективной результативности психокоррекционной работы.
Раздел 2. Психокоррекция аномального и отклоняющегося
развития