Положение ЦБ России № 373-П | Указание ЦБ России № 3210-У |
Лимит кассы устанавливали все, в том числе индивидуальные предприниматели и малые предприятия | ИП и малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы |
Все ИП обязаны были вести кассовую книгу, выписывать кассовые документы | ИП могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу |
Листы кассовой книги должны быть прошиты, пронумерованы, заверены подписью руководителя и главного бухгалтера и скреплены печатью | Данное требование исключено из текста |
Требовалось хранить кассовые документы и кассовую книгу в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле | Данное требование исключено из текста. Порядок хранения кассовых документов определяет руководитель организации |
При использовании ККТ выручка вносится в кассу одним приходным ордером на всю сумму выручки, полученной через кассовый аппарат | Данный порядок распространен на применение вместо ККТ бланков строгой отчетности (БСО) при оказании услуг населению, а также товарных чеков и иных аналогичных документов, подтверждающих оплату при ЕНВД или ПСН |
Расчет лимита остатка наличных по формуле № 2 можно было применять только при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги | Данное требование исключено из текста, следовательно, организация теперь может самостоятельно выбирать на основе какой формулы ей осуществлять расчет лимита |
С целью осуществления контроля за движением наличных денежных средств и предотвращения налоговых нарушений было принято Указание Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» [11]. Данным документом в Российской Федерации установлен лимит расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в размере, не превышающем 100 тыс. рублей.
|
|
При несоблюдении условий работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций в Российской Федерации к организациям могут быть применены меры административной ответственности, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп.) [12].
Основной поток денежных средств в коммерческих организациях осуществляется в безналичной форме путем записей по счетам в банках.
Правовые основы договора банковского счета установлены главой 45 Гражданского Кодекса РФ [13].
Порядок открытия расчетного счета регламентирован положениями Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» // Вестник Банка России. – 2014. - №45 [14].
|
|
Операции по банковскому счету проводятся исключительно на основании первичных документов, создаваемых самим банком, или расчетных документов предприятия и его корреспондентов. Расчетные документы оформляются на бумажных бланках, форма которых приведена в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД), утвержденном и введенном в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 299 с последующими изменения и дополнениями [15].
Безналичные расчеты в России осуществляются в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»[16], которое регулирует осуществление безналичных расчетов посредством перевода денежных средств в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством между юридическими лицами.
Главным нормативным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета в РФ в целом, и денежных средств в том числе, с 1 января 2013 года является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.)[17]. Данный закон определяет единые правовые методические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами. Вступивший в силу с 1 января 2013 года новый Федеральный закон направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями.
Вопросам о регулировании бухгалтерского учета посвящена глава 3 Закона N 402-ФЗ. В ней определены:
- новые принципы и документы регулирования бухгалтерского учета,
- субъекты, регулирующие бухгалтерский учет и их функции,
- программа разработки федеральных стандартов, алгоритм их разработки и утверждения.
В данное время федеральным стандартам, по сути, соответствуют действующие ПБУ, рекомендациям - нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, а стандартам экономического субъекта - положения учетной политики и иных локальных нормативных актов организаций.
Использование конкретных счетов для отражения в учете денежных средств регулируется Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (с изм. и доп.)[18].
Для учета наличия и движения всех видов денежных средств в иностранной и российской валютах в Плане счетов бухгалтерского учета выделен специальный раздел V «Денежные средства».
Основанием для отражения в бухгалтерском учете движения денежных средств служат первичные документы. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г №88 (с изм. и доп.) утверждены согласованные с Министерством финансов и Министерством экономики России стандартизированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций.
Начиная с 1 января 2013 года в соответствии с требованиями федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов коммерческой организации утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9). Поэтому организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике формы первичных учетных документов[19].
Обобщение информации о движении денежных потоков организации осуществляется в Отчете о движении денежных средств. Форма Отчета о движении денежных средств утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», а порядок его составления – Положением по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011) (утв. приказом Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. N 11н)[20].
|
|
ПБУ 23/2011 содержит как общие нормы и определения, относящиеся к сфере движения денежных средств, так и классификацию денежных потоков организации, принципы отражения денежных потоков, порядок раскрытия информации о денежных потоках в бухгалтерской отчетности.
Порядок проведения инвентаризации денежных средств как основного инструмента внутреннего контроля на предприятиях регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49) (с изм. и доп.) [21].
Осуществление аудиторской деятельности в целом и проведение аудиторской проверки учета денежных средств должно соответствовать требованиям и положениями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп.) [22], определяющего правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Кроме того, для качественного и успешного проведения аудита необходимо применение в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита, регламентирующих основные принципы и особенности аудиторской деятельности и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изм. и доп.)[23].
Аудиторская проверка осуществляется на плановой основе. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с требованиями правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», в котором описаны общие правила планирования аудиторской проверки, а также сформулированы принципы подготовки общего плана и программы аудита.
Аудитор осуществляет проверку с учетом аудиторского риска и оценивает выявленные нарушения во всех существенных аспектах, которые определяются в соответствии с требованиями правила (стандарта) N; «Существенность в аудите»[24].
Для формирования мнения о достоверности отчетности аудитор осуществляет аудиторские процедуры и собирает аудиторские доказательства, которые в соответствии с положениями правила (стандарта) ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», утвержденного Приказом Минфина РФ от 16 августа 2011 г. N 99н[25], должны быть достаточными и иметь надлежащий характер.
|
|
Аудиторская проверка должна сопровождаться составлением рабочих документов аудитора в соответствии с требованиями правила (стандарта) N 2 «Документирование аудита». Данный стандарт обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов документально регистрировать все сведения, которые представляют важность с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, как и доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности[26].
Завершением проверки является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности посредством составления аудиторского заключения, требования к составлению, форме и содержанию которого установлены правилом (стандартом) ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденным Приказом Минфина РФ от 20 мая 2010 г. N 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»[27].
Таким образом, действующие законодательные предписания в области бухгалтерского учета и аудита денежных средств – это минимальные нормативные требования, выполнение которых обязательно для руководства предприятия.
Объявленный перечень нормативных документов, которые регулируют порядок отражения в учете денежных средств нельзя считать полным, так как решения о порядке учета любых операций должны приниматься с учетом требований, всех действующих нормативных документов по определенному вопросу.