□ Теория полезности Джевонса Q Теория обмена Джевонса
□ Теория предложения труда Джевонса
□ «Цепочка» Джевонса □ Теория обмена Эджуорта
В отличие от Менгера и Вальраса, основавших на кафедрах уни-верситетои Вены и Лозанны «школы», которые включали их ближайших последователей, Уильям Стенли Джевонс не создал школы, хотя и преподавал в Манчестерском и Лондонском университетах. (Школа в Англии возникла позднее - в Кембридже вокруг Маршалла с несколько иной теоретической направленностью.) Поэтому в данной главе нас будут занимать скорее персоналии, нежели общие черты, свойственные английским маржиналистам. Однако нельзя не отметить, что английские маржиналисты могли опереться на утилитаристскую философию и прежде всего «арифметику счастья» И. Бентама, авторитет которого в этой стране был по-прежнему очень высок'. Связь утилитаризма с маржинализмом, особенно сильно подчеркиваемая Джевонсом, - специфически английское явление.
Уильям Стенли Джевонс (1835-1882) в связи с тяжелым материальным положением его семьи (отец — преуспевающий ливерпульский торговец железом - обанкротился в результате кризиса 1847 г.) не смог закончить образование в Лондонском университетском колледже, где изучал химию и металлургию. В 19 лет он покинул Англию, чтобы поступить на службу пробирщиком на Австралийский мо-петный двор в Сиднее. Служебные обязанности оставляли любозна-i ельному и честолюбивому юноше достаточно времени для изучения метеорологии, проблем железнодорожного транспорта, экономической науки, сбора статистического материала и серьезного увлечения фотографией. Проведя в Австралии пять лет, Джевонс вернулся is Лондон для завершения университетского образования, но на этот раз выбрал экономику. В 1862 г. Джевонс без особого успеха представ-
|
|
' Бентам считал удовольствие и страдание «суверенами», управляющими человеческой жизнью. Он рассматривал их как векторы, основными компонентами которых являются интенсивность, продолжительность, вероятность, близость по времени и «плодотворность» (fecundity), под которой понималась способность данного удовольствия порождать дополнительные удовольствия другого вида.
ляет в Британскую ассоциацию две свои работы: краткие тезисы «Об общей математической теории политической экономии» (см. русский перепод, 1993), в которых сжато и даже без формул и графиков изложено основное содержание будущей «Теории политической экономии», и заметку о статистических способах исследования сезонных колебаний. Гораздо большую известность принесли ему работы по практическим вопросам, посвященные цене золота (1863) и «угольному вопросу» (1865), — в последней рассматривались проблемы, связанные с будущим истощением угольных запасов Англии.
|
|
С 1863 по 1876 г. Джевонс преподавал в Манчестере, а с 1876 по 1880 г. - в Лондонском университетском колледже. В 1871 и 1874 гг, соответственно выходят в свет его самые знаменитые книги: «Теория политической экономии» и «Принципы науки — трактат о логике и научном методе».
Джевонс был одним из самых разносторонних экономистов своего времени: его в равной степени увлекали теоретические проблемы экономической науки, прикладной анализ (например, рынков угля и золота), статистические исследования (Джевонс внес большой вклад в разработку теории индексов, а также попытался создать теорию экономического цикла, основанную на периодичности солнечной активности), и вопросы логики и методологии науки (здесь Джевонс продемонстрировал необычайно широкий кругозор, выходящий за рамки экономической теории, заложив основы современной логики, -интересно, что в его трактате даже не нашлось места для методологических проблем экономической теории!). Хотя Джевонс не оставил специальных трудов по истории экономической мысли, ему принадлежит наиболее подробное для своего времени и наиболее уважительное к своим предшественникам и современникам описание исторического развития математической теории предельной полезности у разных авторов прошлого и настоящего (см, предисловие к второму изданию «Теории...» 1879 г.).
В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую очередь как автор книги «Теория политической экономии», выход которой одновременно с основными трудами Менгера и Вальраса ознаменовал начало маржиналистской революции.
В предисловии Джевонс формулирует свой знаменитый тезис о том, что «наша наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами»3. Хотя экономические зависимости можно описать и словами, но математический язык более точен и
2 Jevons W.S. The Theory of Political Economy. L., 1924. P. 3. 204
чсгче воспринимается. Чтобы экономическая наука действительно стала точной, она нуждается в расширении и совершенствовании ста-шстических данных, которые позволят дать формулам количественную определенность. Свою же теорию Джевонс характеризует как -механику полезности и собственного интереса»1.
Л. Теория полезности Джевонса
Джевонс утверждает, что основной проблемой экономической пауки (здесь автор уже использует термин «economics», а не «political economy») является максимизация удовольствия»4. Термин же «полезность» означает абстрактное свойство объекта соответствовать нашим целям, т.е. «все, что доставляет нам удовольствия или избав-пнет от страданий, может обладать полезностью».
Общая полезность имеющихся у нас единиц блага зависит от его количества: u=f(x). Полезность же приращения (increment) блага, ко-юрую Джевонс называет «степенью полезности» (degree of utility), равняется Аи/ Ах, а при бесконечно малом приращении - производной и но х - ди/ дх. Экономистов, отмечает Джевонс, всегда интересует полезность последнего приращения блага (все равно — потребленного или только намечаемого к потреблению), которую он назвал «последней степенью полезности» (final degree of utility)'. Последняя степень i юлезности имеет тенденцию убывать с ростом количества блага6. Дже-1юнс не утверждает, что он открыл этот «великий принцип», позднее названный первым законом Госсена, ссылаясь на Н. Сениора и Р. Джен-пингса (в то время он еще не читал самого Госсена), но отмечает, что, как правило, его предшественникам не давалась ясная формулировка.
Следует отметить, что, говоря о последней степени полезности, Джевонс всегда подразумевает очень малое или бесконечно малое приращение блага. В отличие от австрийцев Джевонс считает поня-i не бесконечно малого приращения блага корректным, но при усло-кии, что оно относится не к одному индивиду, а к потреблению всей
|
|
'ibid. Р. 21.
* Ibid. P. 37.
4 Ibid. P. 51. Последняя степень полезности, строго говоря, отличается от предельной полезности, равной дифференциальному приращению полезно-i ги: Дх, dujdx. Сам Джевонс путал эти понятия, на что впоследствии указал Маршалл (см.: БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. С. 289).
ь «...Степень полезности изменяется вместе с количеством блага и в конечном счете убывает вместе с возрастанием количества последнего» ([bid. I' 53).
нации в целом. Здесь возникает проблема агрегирования, поскольку закон убывания последней степени полезности выводится именно для индивида. Но Джевонс полагал, что закон, выведенный теоретически для индивида, может и должен проверяться эмпирически на агрегатном уровне7.
Джевонс не только отмечает, что в оптимальной ситуации одно и то же благо должно иметь одинаковую последнюю степень полезности в разных применениях8, что приблизительно соответствует второму закону Госсена, но и распространяет его на распределение блага во времени. Оптимальное потребление блага должно быть, согласно Джевонсу, распределено между периодами такими порциями, чтобы в каждый момент времени последняя степень полезности с поправкой на вероятность получения этой порции блага и на близость во времени (propinquity) (соответствует норме межвременного предпочтения) была одинаковой:
V[ff. = W* =-= VA>
где v— последняя степень полезности, р — вероятность, q— коэффициент близости во времени, а 1, 2,... п — моменты времени.