Английские маржи на л исты: Джевонс и Эджуорт

Теория полезности Джевонса Q Теория обмена Джевонса

Теория предложения труда Джевонса

«Цепочка» ДжевонсаТеория обмена Эджуорта

В отличие от Менгера и Вальраса, основавших на кафедрах уни-верситетои Вены и Лозанны «школы», которые включали их ближай­ших последователей, Уильям Стенли Джевонс не создал школы, хотя и преподавал в Манчестерском и Лондонском университетах. (Шко­ла в Англии возникла позднее - в Кембридже вокруг Маршалла с не­сколько иной теоретической направленностью.) Поэтому в данной главе нас будут занимать скорее персоналии, нежели общие черты, свойственные английским маржиналистам. Однако нельзя не отме­тить, что английские маржиналисты могли опереться на утилитарист­скую философию и прежде всего «арифметику счастья» И. Бентама, авторитет которого в этой стране был по-прежнему очень высок'. Связь утилитаризма с маржинализмом, особенно сильно подчерки­ваемая Джевонсом, - специфически английское явление.

Уильям Стенли Джевонс (1835-1882) в связи с тяжелым матери­альным положением его семьи (отец — преуспевающий ливерпуль­ский торговец железом - обанкротился в результате кризиса 1847 г.) не смог закончить образование в Лондонском университетском кол­ледже, где изучал химию и металлургию. В 19 лет он покинул Анг­лию, чтобы поступить на службу пробирщиком на Австралийский мо-петный двор в Сиднее. Служебные обязанности оставляли любозна-i ельному и честолюбивому юноше достаточно времени для изучения метеорологии, проблем железнодорожного транспорта, экономиче­ской науки, сбора статистического материала и серьезного увлече­ния фотографией. Проведя в Австралии пять лет, Джевонс вернулся is Лондон для завершения университетского образования, но на этот раз выбрал экономику. В 1862 г. Джевонс без особого успеха представ-

' Бентам считал удовольствие и страдание «суверенами», управляющи­ми человеческой жизнью. Он рассматривал их как векторы, основными ком­понентами которых являются интенсивность, продолжительность, вероят­ность, близость по времени и «плодотворность» (fecundity), под которой по­нималась способность данного удовольствия порождать дополнительные удовольствия другого вида.


ляет в Британскую ассоциацию две свои работы: краткие тезисы «Об общей математической теории политической экономии» (см. русский перепод, 1993), в которых сжато и даже без формул и графиков изло­жено основное содержание будущей «Теории политической эконо­мии», и заметку о статистических способах исследования сезонных колебаний. Гораздо большую известность принесли ему работы по практическим вопросам, посвященные цене золота (1863) и «уголь­ному вопросу» (1865), — в последней рассматривались проблемы, свя­занные с будущим истощением угольных запасов Англии.

С 1863 по 1876 г. Джевонс преподавал в Манчестере, а с 1876 по 1880 г. - в Лондонском университетском колледже. В 1871 и 1874 гг, соответственно выходят в свет его самые знаменитые книги: «Теория политической экономии» и «Принципы науки — трактат о логике и науч­ном методе».

Джевонс был одним из самых разносторонних экономистов сво­его времени: его в равной степени увлекали теоретические проблемы экономической науки, прикладной анализ (например, рынков угля и золота), статистические исследования (Джевонс внес большой вклад в разработку теории индексов, а также попытался создать теорию эко­номического цикла, основанную на периодичности солнечной актив­ности), и вопросы логики и методологии науки (здесь Джевонс про­демонстрировал необычайно широкий кругозор, выходящий за рам­ки экономической теории, заложив основы современной логики, -интересно, что в его трактате даже не нашлось места для методологи­ческих проблем экономической теории!). Хотя Джевонс не оставил специальных трудов по истории экономической мысли, ему принад­лежит наиболее подробное для своего времени и наиболее уважитель­ное к своим предшественникам и современникам описание истори­ческого развития математической теории предельной полезности у разных авторов прошлого и настоящего (см, предисловие к второму изданию «Теории...» 1879 г.).

В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую оче­редь как автор книги «Теория политической экономии», выход кото­рой одновременно с основными трудами Менгера и Вальраса озна­меновал начало маржиналистской революции.

В предисловии Джевонс формулирует свой знаменитый тезис о том, что «наша наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами»3. Хотя экономические зависимости можно описать и словами, но математический язык более точен и

2 Jevons W.S. The Theory of Political Economy. L., 1924. P. 3. 204


чсгче воспринимается. Чтобы экономическая наука действительно стала точной, она нуждается в расширении и совершенствовании ста-шстических данных, которые позволят дать формулам количествен­ную определенность. Свою же теорию Джевонс характеризует как -механику полезности и собственного интереса»1.

Л. Теория полезности Джевонса

Джевонс утверждает, что основной проблемой экономической пауки (здесь автор уже использует термин «economics», а не «political economy») является максимизация удовольствия»4. Термин же «по­лезность» означает абстрактное свойство объекта соответствовать нашим целям, т.е. «все, что доставляет нам удовольствия или избав-пнет от страданий, может обладать полезностью».

Общая полезность имеющихся у нас единиц блага зависит от его количества: u=f(x). Полезность же приращения (increment) блага, ко-юрую Джевонс называет «степенью полезности» (degree of utility), рав­няется Аи/ Ах, а при бесконечно малом приращении - производной и но х - ди/ дх. Экономистов, отмечает Джевонс, всегда интересует полезность последнего приращения блага (все равно — потребленного или только намечаемого к потреблению), которую он назвал «послед­ней степенью полезности» (final degree of utility)'. Последняя степень i юлезности имеет тенденцию убывать с ростом количества блага6. Дже-1юнс не утверждает, что он открыл этот «великий принцип», позднее названный первым законом Госсена, ссылаясь на Н. Сениора и Р. Джен-пингса (в то время он еще не читал самого Госсена), но отмечает, что, как правило, его предшественникам не давалась ясная формулировка.

Следует отметить, что, говоря о последней степени полезности, Джевонс всегда подразумевает очень малое или бесконечно малое приращение блага. В отличие от австрийцев Джевонс считает поня-i не бесконечно малого приращения блага корректным, но при усло-кии, что оно относится не к одному индивиду, а к потреблению всей

'ibid. Р. 21.

* Ibid. P. 37.

4 Ibid. P. 51. Последняя степень полезности, строго говоря, отличается от предельной полезности, равной дифференциальному приращению полезно-i ги: Дх, dujdx. Сам Джевонс путал эти понятия, на что впоследствии указал Маршалл (см.: БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. С. 289).

ь «...Степень полезности изменяется вместе с количеством блага и в ко­нечном счете убывает вместе с возрастанием количества последнего» ([bid. I' 53).


нации в целом. Здесь возникает проблема агрегирования, поскольку закон убывания последней степени полезности выводится именно для индивида. Но Джевонс полагал, что закон, выведенный теоретичес­ки для индивида, может и должен проверяться эмпирически на агре­гатном уровне7.

Джевонс не только отмечает, что в оптимальной ситуации одно и то же благо должно иметь одинаковую последнюю степень полезнос­ти в разных применениях8, что приблизительно соответствует второ­му закону Госсена, но и распространяет его на распределение блага во времени. Оптимальное потребление блага должно быть, согласно Джевонсу, распределено между периодами такими порциями, чтобы в каждый момент времени последняя степень полезности с поправ­кой на вероятность получения этой порции блага и на близость во времени (propinquity) (соответствует норме межвременного предпо­чтения) была одинаковой:

V[ff. = W* =-= VA>

где v— последняя степень полезности, р — вероятность, q— коэф­фициент близости во времени, а 1, 2,... п — моменты времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: