Ø анкета от 30-ти вопросов (включая паспортичку);
Ø стандартизированный опросник для формализованного интервью от 20 вопросов;
Ø длительность полунаправленного, полуформализованного интервью – не менее 20 мин. диктофонной записи;
Ø длительность свободного интервью, нарратива – не менее 60 мин. диктофонной записи;
Ø длительность фокус-группового интервью / открытой групповой дискуссии – не менее 30 мин. диктофонной записи.
Объем выборки и особенности инструментария при использовании других методов социологического исследования (наблюдение, эксперимент и т.д.) могут варьироваться в зависимости от целей, задач, особенностей объекта исследования и источников информации, что обязательно согласовывается с научным руководителем.
При использовании двух или более методов исследования объем выборки может быть уменьшен.
2.2 Представление результатов количественного исследования
Представление результатов эмпирического исследования занимает обычно один параграф (реже – два, в зависимости от объема полученного материала и наличия смысловых блоков в его содержании). Порядок изложения материала должен соответствовать логике решения поставленных задач и проверки гипотез: содержание текста – это ответы на поставленные в программе исследовательские вопросы с помощью анализа полученных данных. Анализ эмпирических данных должен выполняться в логике решения поставленных задач, а не в логике последовательности анкетных вопросов.
Обязательной является проверка зависимости изучаемых характеристик от различных социально-демографических признаков, выявление корреляционных связей между признаками. При выявлении связей между переменными обязательно оценивать их значимость статистически.
Количественные показатели, полученные в результате обработки данных, могут быть представлены текстуально (сведения о процентном распределении ответов респондентов на вопросы анкеты приводятся непосредственно в тексте), а также в виде таблиц и диаграмм, представляющих одномерные и двумерные распределения. При анализе результатов следует помнить, что одномерные распределения ответов всех опрошенных респондентов по вопросам анкеты должны быть приведены в приложении, поэтому при необходимости можно ссылаться на приложение. Предпочтения при выборе форм представления в тексте лучше отдавать диаграммам (как более наглядным). Если все детали распределения в диаграмме не отобразить, то нужно выбирать таблицу. При создании диаграмм следует обеспечивать различие столбиков диаграмм (цвет, насыщенность, текстура). Столбики / секторы диаграмм должны хорошо различаться как при цветном, так и при монохромном выводе на печать.
При выполнении анкетирования или стандартизированного интервью в приложение работы помещают одномерные распределения по вопросам анкеты.
При выполнении анкетирования или стандартизированного интервью вместе с выпускной квалификационной работой должна быть сдана таблица SPSS с занесенными данными (в электронном виде).
2.3 Представление результатов качественного исследования
При проведении полуформализованных, полунаправленных, свободных и фокус-групповых интервью вместе с работой должны быть сданы звукозаписи интервью и их транскрипты (в электронном виде). Часть транскриптов интервью, - наиболее показательные, - приводятся в приложении.
Правила оформления транскриптов интервью:
Транскрипт – это отпечатанный протокол интервью, записанного на диктофон, составленный с соблюдением специальных требований. Процедура составления транскрипта представляет собой перевод аудиозаписи интервью в текстовую форму.
При составлении транскрипта:
1) фиксируется нумерация строк (Файл – Параметры страницы – Источник бумаги – Нумерация строк – на каждой странице)
2) оставляются большие поля на правом крае страницы для пометок, описания, комментариев (2-5 см)
3) указываются сведения об интервью: место проведения, время, кто рассказчик, кто интервьюер, кто делал транскрипт, оценка условий, в которых проходило интервью.
4) делается разграничение реплик интервьюера (И:) и рассказчика (Р:)
Сведения о рассказчике:
· Ф.И.О. (могут быть изменены - по желанию самого рассказчика; на это указать в транскрипте),
· возраст (год рождения),
· образование,
· социально-профессиональный и семейный статус.
В зависимости от исследовательских задач могут быть указаны и другие характеристики (например, этническая и религиозная принадлежность и др).