I. Методика подготовки выпускной квалификационной работы

1.1 Цель и задачи выпускной квалификационной работы

Выпускные квалификационные работы, выполняемые в системе высшей школы, относятся к разряду учебно-исследовательских работ, поэтому в большинстве случаев в их основе будет лежать моделирование уже известных теоретических положений и практических результатов.

В ходе ВКР по социологии решаются теоретические и практические задачи.

Теоретические задачи требуют установления или конкретизации социальной закономерности, свойства или явления.

Практическая задача представляет собой проведение и анализ социологического исследования. В ВКР студентом должны быть научно обоснованы использованные методы социологического исследования и выбранный инструментарий.

Цель ВКР состоит в систематизации и углублении теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применении при решении конкретных задач.

В ВКР студент должен показать:

- прочные теоретические знание по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

- навыки изучения и обобщения научных источников, решения практических задач, разработки рекомендаций;

- владение методикой исследования, логического изложения материала;

- умение проведения анализа и расчетов, владение современной вычислительной техникой;

- умение правильно оформлять результаты учебно-исследовательской работы.

Общими требованиями к ВКР являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- грамотное оформление работы в соответствии с принятыми стандартами оформления научных исследований.

1.2 Этапы подготовки выпускной квалификационной работы

Этапы написания выпускной квалификационной работывзаимосвязаны, предыдущий этап определяет содержа­ние и успешность последующего этапа, поэтому правильнее выполнять их в ука­занной последовательности:

1. Выбор и утверждение темы и научного руководителя.

2. Разработка методического аппарата исследования.

3. Подбор и составление библиографического списка, ознакомление и изучение документов, справочной литературы и других источников, необходимых для изучения выбранной темы.

4. Составление предварительного плана исследования, согласование его с руководителем.

5. Анализ литературы по избранной проблеме, фактических и статистических данных. Написание теоретической главы.

6. Разработка программы социологического исследования и инструментария.

7. Сбор первичной социологической информации.

8. Обработка и анализ полученной информации.

9. Формулировка выводов и разработка рекомендаций. Написание эмпирической главы.

10. Написание введения и заключения ВКР.

11. Оформление ВКР в соответствии с установленными требованиями, сдача ее руководителю.

12. Представление текста ВКР для прохождения предзащиты.

13. Доработка текста по замечаниям на предзащите.

14. Получение отзыва от научного руководителя и сдача окончательного варианта текста ВКР на кафедру для получения рецензии и решения вопроса о допуске к защите.

15. Подготовка доклада и презентации для защиты на ГАК, ознакомление с отзывом руководителя и замечаниями рецензента, подготовка ответов на замечания.

16. Защита ВКР на заседании государственной аттестационной комиссии.

1.3 Выбор и утверждение темы

Выбор темы является ответственным этапом процесса подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько верно будет она определена и точно сформулирована, во многом зависит результативность всех последующих действий.

Выбор темывыпускной квалификационной работы осуществляется студентом самостоятельно из предложенного кафедрой списка или посредством предложения своей тематики в соответствии с его научными интересами с учетом возможностей сбора социологических данных.

Тема выпускной квалификационной работы может быть определена и по заказу организации, предприятия, учреждения. По заказным темам требуется письмо организации-заказчика.

При выборе темы следует исходить из следующих требований:

· соответствия темы получаемой специальности,

· актуальности проблемы,

· ее практической значимости,

· возможности получения конкретных эмпирических и статистических данных,

· наличия литературы по заданной проблеме.

Тема должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития социологии и других общественных наук

Выбирая тему, студент должен исходить из своих научных и практических интересов, учитывать возможности использования ранее проводимых им разработок данной проблемы. Практика показывает, что более качественные работы представляют студенты, которые разрабатывали проблему на ранних курсах при выполнении курсовых работ, подготовке докладов, рефератов, в процессе прохождения практики, и к моменту написания выпускной квалификационной работы имели накопленный материал.

Тема ВКР может иметь научно-практическую или практико-прикладную направленность.

В том случае, когда выпускные квалификационные работы носят преимущественно прикладной характер и выполнены на базе обследования конкретного социального объекта (фирма, предприятие, учреждение и др.), в их содержании должны быть приведены фактические данные и обобщенные результаты проведенного социологического исследования.

Темы ВКР для студентов по специальности (направлению подготовки) «Социология» согласовываются с научными руководителями, обсуждаются на заседании кафедры социальных наук и утверждаются заведующим кафедрой.

Для этого на имя заведующего выпускающей кафедры подается заявление от студента с просьбой закрепить за ним избранную тему (приложение 1).

На основании заявлений студентов подготавливается приказ по МГГУ о закреплении тем выпускных квалификационных работ и назначении научных руководителей (не позднее 10 ноября текущего года для студентов очной формы обучения и не позднее, чем за 6 месяцев до защиты выпускной квалификационной работы для остальных форм обучения). Окончательная формулировка темы выпускной квалификационной работы, утверждается приказом ректора МГГУ.

Формулировка темы должна быть четкой, лаконичной. В теме должна отражаться проблема исследования. Удачная формулировка темы очерчивает рамки исследования и создает предпосылки успеха работы в целом.

Формулировка темы в процессе работы может корректироваться. Обо всех уточнениях и изменениях необходимо ставить в известность научного руководителя и заведующего кафедрой. Приказы о корректировке и уточнении тем ВКР оформляются деканом факультета не позднее, чем за месяц до защиты.

Научный руководитель для подготовки ВКР назначается из числа преподавателей кафедры, имеющих ученую степень (звание). При необходимости для научного руководства могут привлекаться высококвалифицированные специалисты системы образования, научно-исследовательских организаций, имеющие достаточную теоретическую подготовку и большой опыт практической работы.

Руководитель утверждается приказом по МГГУ одновременно с закреплением тем выпускных работ за исполнителями.

Руководитель осуществляет методическое руководство подготовкой выпускной квалификационной работы, помогает студенту в организации процесса написания выпускной квалификационной работы, оказывает методическую и консультативную помощь при составлении плана, списка литературы, подборе статистического и практического материала, контролирует полноту и качество подготавливаемых глав, своевременность их представления на кафедру, подготавливает отзыв на выпускную квалификационную работу, готовит студента к защите и принимает в ней участие.

С научным руководителем поддерживается постоянный контакт в течение всего периода подготовки выпускной квалификационной работы. Посещение консультаций научного руководителя обязательно для студента. Неявка или несвоевременная сдача глав выпускной квалификационной работы на проверку считается нарушением учебной дисциплины.

Руководитель проверяет отдельные части работы, дает указания по устранению недостатков, а после представления законченной и надлежащим образом оформленной работы тщательно проверяет ее и дает о ней письменный отзыв с краткой характеристикой работы.

При этом научный руководитель не подменяет в работе самого студента. Выпускная квалификационная работа- это самостоятельная учебно-исследовательская разработка, по­этому ответственность за качество работы, ее результаты и правильное оформление лежит на самом студенте.

1.4 Подбор и изучение научной литературы

После утверждения темы студент изучает источники по заданной теме. Студент должен сам собрать весь необходимый ему теоретический и фактический материал и на основе его тщательного изучения наиболее полно осветить тему. Список подобранной литературы согласовывается с научным руководителем.

Ознакомление с материалами по проблематике выпускной квалификационной работы желательно начинать с работ наиболее известных авторов. Студенту необходимо осуществить глубокое изучение монографий и других фундаментальных трудов, а также научных статей из социологических журналов по выбранной теме.

Помощь в данной работе оказывают библиографические справочники, указатели, компьютерные каталоги библиотек, ежемесячные справочники о новых поступлениях в библиотеку, при необходимости - информационно-поисковые системы «Гарант», «Консультант-плюс».

Поиск и отбор необходимой информации – сложный и длительный процесс. Студент должен обладать умением отыскать в потоке информации необходимые ему сведения, идеи, факты. Отыскать их, сопоставить и обобщить, выявить тенденции и закономерности – главная задача квалифицированного специалиста.

Просмотр литературы целесообразно начинать с изучения оглавления, предисловия, аннотации каждой монографии. Журнальные статьи можно подбирать по перечню в последнем номере журнала за соответствующий год. Сведения о книгах и брошюрах по всем отраслям знаний содержит «Книжная летопись», выпускаемая еженедельно. Весьма полезными являются рефератив­ные издания, содержащие сокращенное изложение первичных документов (рефератов), с основными фактическими сведениями и выводами. Всю информацию о периодических и продолжающихся изданиях можно почерпнуть в летописях периодических изданий Книжной палаты: «Летопись рецензий», «Летопись авторефератов», «Летопись газетных статей», «Летопись журнальных статей».

Важно основательно просмотреть следующие журналы: «Социологические исследования», «Общественные науки и современность», «Социологический журнал», «Социально-политический журнал» (с 1999 г. «Социально-гуманитарные знания»), Вестники Московского и Санкт-Петербургского университетов (Серии по социологии и политологии), «Журнал социологии и социальной антропологии», «Личность. Культура. Общество», «Социальная политика и социология», «Вестник молодежной политики», Вестник общественного мнения» и другие.

Статистическая информация собирается с учетом тех задач, которые поставлены в выпускной квалификационной работе. Данная информация подразделяется на первичную и вторичную. Первичная информация собирается студентом самостоятельно путем собственных специальных ис­следований по разработанной программе. Вторичная информация представляет собой ин­формацию статистических органов (статистические еже­годники, информационно-справочные сборники), информация организаций. Весь собранный статистический ма­териал студенту следует оценить с точки зрения полноты, достоверности, надежности.

Студент при подборе литературы должен уметь работать с системати­ческим и алфавитным каталогами в библиотеках. Последовательность расположения карточек систематического каталога соответствует определенной библиографической классификации: Универсальной десятичной классификации (УДК) или Библиотечно-библиографической классификации (ББК). В основу УДК положен десятичный принцип, в соответствии с которым вся совокупность знаний разделена на десять отделов, десять подотделов, далее – десять подразделений и т.д., образовывая индексы для более узких направлений. В Библиотечно-библиографической классификации науки располагаются в последовательности, объективно присущей явлениям внешнего мира. ББК начинается с общественных наук (А), далее располагаются естественные науки (Б), физико-математические (В) и т.д.

Работая с литературой, студент-дипломник постепенно составляет собственный алфавитный (и систематический) каталог, который формируется из библиографических карточек (первоначальным вариантом может быть алфавитный блокнот, в который записываются все книги, прочитанные студентом по теме). В карточке студент записывает все именные дан­ные прочитанной монографии, журнала, сборника и т.п., а также шифр библиотеки, в ко­торой хранится данная книга, журнал, сборник и т.д. Составление библиографических карточек существенно облегчит дальнейшую работу дипломника при составлении списка литературы, проверке правильности оформления сносок цитируемого источника, повторном обращении к нужной книге или статье.

Из прочитанной литературы рекомендуется делать выписки, цитаты приводятся дословно со ссылкой на источник, автора, с указанием страниц. Сделанные записи облегчают окончательное оформление выпускной квалификационной работы, составление списка литературы. Выпускная квалификационная работа - это самостоятельное исследование, поэтому компиляция не допускается, свободный пересказ принципиальных положений, цитаты, таблицы, цифровой материал следует включать с обязательной ссылкой на источник.

1.5 Структура выпускной квалификационной работы

После предварительного ознакомления с литературой составляется план выпускной квалификационной работы, в котором находят отражение основные направления исследования.

План ВКР – это порядок расположения ее частей. В соответствии с планом ВКР должна быть разделена на отдельные логически связанные части, снабженные короткими и ясными заголовками, отражающими их содержание.

При всем разнообразии индивидуальных подходов к структуре выпускной квалификационной работы наиболее типичной является структура, при которой работа состоит из содержания, введения, двух-трех глав, включающих двух или больше параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Титульный лист является первой страницей ВКР и заполняется по строго определенным правилам (см. приложение 2). Он должен содержать наименование учебного заведения, исполнителя (студента), научного руководителя, тему исследования (слово «тема» при этом не пишется, название в кавычки не заключается). В нижнем поле указываются место выполнения работы и год. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но не нумеруется.

Содержание включает наименование всех глав, параграфов, разделов с указанием номеров страниц. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо. Заголовки в содержании должны полностью соответствовать заголовкам по тексту. Содержание необходимо размещать на одной странице. При необходимости его печатают с меньшим интервалом (см. приложение 3).

Введение должно включать следующие разделы:

· актуальность исследования,

· степень научной разработанности проблемы исследования,

· объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования,

· теоретико-методологическая база исследования,

· эмпирическая база исследования,

· практическая значимость (если исследование выполнялось по заказу организации)

· структура работы (краткое представление структурных элементов).

Структурные элементы введения не следует выделять в тексте как заголовки. Они выделяются жирным шрифтом в начале абзаца. Например: «Объектом выпускной квалификационной работы является …» (см. приложение 4).

Актуальность исследования - это обоснование проблемы исследования с точки зрения её социальной и научной значимости в настоящее время. Необходимо также подчеркнуть социальную значимость проблемы.

Актуальность научного исследования (темы ВКР) включает в себя описание проблемной ситуации. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация - это знание о незнании, противоречие между знанием о потребностях людей и практических или теоретических действиях, путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих потребностей. Предметная сторона проблемы - это явления и процессы, вызывающие беспокойство, а потому заслуживающие внимания.

Таким образом, постановка научной проблемы предполагает обнаружение дефицита знаний теории или практики социологии, осознание потребности в устранении этого незнания, а также описание проблемной ситуации и формулирование проблемы на научном языке.

Степень научной разработанности проблемы исследования подразумевает анализ научных работ по теме исследования, их характеристику и обозначение пробелов, что и дает дипломнику основание для разработки заявленной проблемы. Обзор использованных источников и литературы должен быть сделан по тематическому или предметному принципу, содержать оценку автора. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предше­ствующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и по­тому нуждается в дальнейшей разработке, что вообще, по данным исследования, не получило отражение в литературе. Если студент не может сделать такие выводы, проводя самостоятельно ана­лиз всей имеющейся по данной теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему. Вполне возможно, что тема получила достаточное освещение в литературе и необходимости в ее специ­альном исследовании нет.

Сформулировав научную проблему, следует определить грани­цы исследовательской деятельности (объект) и содержания (пред­мет) дипломной (бакалаврской) работы.

Социальную проблему отражает объект, а предмет – те свойства и стороны объекта, которые содержат противоречие.Предмет ВКР чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

- Цель дипломной (бакалаврской) работы характеризует ос­новной замысел студента при ее разработке. Цель вытекает из проблемы и ориентирует исследование на конечный результат.

Задачи исследования - это совокупность конк­ретных целевых установок, направленных на анализ и решение пробле­мы.

Задачи формулируются в виде перечисления с помощью слов изучить..., исследовать…, проанализировать…, обобщить…, описать..., уточнить и дополнить понимание..., выявить..., систематизировать..., разработать... и т. д.

Иногда задачи формулируются как относительно самостоятель­ные оконченные этапы исследования. Они определяют содержание выпускной квалификационной работы. Количество задач может диктоваться основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от четырех до пяти-шести.

Теоретико-методологические основы работы. В качестве основных методов, которые используются в процессе подготовки диссертационной работы являются методы научного познания: диалектический, формально-логический, системно-структурный, исторический, сравнительный, а также комплексный, междисциплинарный подходы и др. Теоретическими основами работы являются те источники, которыми пользовался автор для написания работы - работы социологов – классиков, современных социологов, источники социальной статистики, энциклопедии и справочники и т.д.

Эмпирическая база исследования включает в себя указание эмпирических методов, инструментария (по необходимости), выборки, посредством ко­торых автор обеспечил решение основных задач выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, кото­рые получены им в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано диплом­ником.

Структура работы – в этом разделе необходимо указать и описать, сколько она содержит глав, параграфов и пр. Например:

«Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения, библиографического списка и 3-х приложений. Во введении зафиксирована актуальность исследования, выделен объект и предмет работы, определены цели и задачи, описана источниковая база и выдвинуты гипотезы. В первой главе, которая называется «название» речь идет о … В первом параграфе «Название» описывается …».

Основная часть дипломной (бакалаврской) работы должна иметь теоретическую и эмпирическую части.

Основное содержание работы должно быть разбито на 2-3 главы, каж­дая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Главы должны быть примерно одинаковыми по размеру. Каждую главу необходимо начинать с нового листа, независимо от того, сколько места осталось на предыдущем листе. Параграфы и пункты внутри главы размещают на том же листе. Каждый параграф имеет: вводную часть - несколько предложений, вводя­щих в замысел параграфа, - последовательное раскрытие содержа­ния; обобщающую мысль изложенного (вывод); переход к следую­щему параграфу.

Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на про­тяжении всей работы.

Каждая глава и параграф имеют свою нумерацию и название. При этом название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов - названия глав. Следует избегать многочисленных повторов слов и оборотов в формулировках параграфов. Формулировки должны быть лаконичны и отражать суть главы (параграфа). Узловые вопросы темы отражаются в названиях глав, конкретизация проблем - в названиях параграфов. По мере написания выпускной квалификационной работы названия отдельных глав и параграфов могут быть уточнены, но не должны претерпевать существенных изменений, искажающих поставленные в работе цели и задачи. На заключительной стадии работы из плана формируется содержание.

Количество глав, параграфов, последовательность работы над ними определяются каждым студентом совместно с научным руководителем индивидуально. В ходе написания выпускной квалификационной работы может возникнуть необходимость в уточнении плана работы. Это допускается при условии согласования с научным руководителем.

Выбор последовательности работы над главами зависит от характера выпускной работы, условий получения практического материала, сложности его обработки, индивидуальных наклонностей студента. В каждом отдельном случае этот вопрос решает студент совместно с научным руководителем.

В первой главе, в двух-трех параграфах, последовательно раскрываются объект и предмет выпускной квалификационной работы.

Здесь рассматриваются теоретические (методологические) аспекты выбранной темы: даются определения и интерпретируются понятия, рассматриваются теоретически и методологически значимые теории. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубеж­ных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновыва­ются и излагаются собственные позиции студента. Для обоснования своей точки зрения рекомендуется пользоваться статистическими данными. Здесь же можно показать исторический опыт, дискуссионные вопросы. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Вторая глава, как правило, носит аналитический характер.

В первом параграфе второй главы ВКР рекомендуется уделить внимание эмпирическому объекту и предмету, указать подходы к решению поставленных задач с учетом специфики объекта исследования, задать методические ориентиры эмпирическому исследованию.

В следующем параграфе дается глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием эмпирических методов исследования.

Эмпирическая часть должна базироваться на анализе результатов исследования, проведенного студентом самостоятельно, либо в рамках общего исследования, проводимого совместно с руководителем, либо с другими студентами. Эта часть работы должна быть представлена полно и обстоятельно, так как именно она демонстрирует авторский вклад в разработку намеченных вопросов. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тен­денции развития, вскрывает недостатки и причины, их обусловив­шие, намечает пути их возможного устранения.

В эмпирической части приводятся результаты эмпирического исследования; проверяются поставленные гипотезы; делаются выводы; даются практические рекомендации (если работа носит практически-прикладной характер). Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспе­чивающей их практическое применение. Базой для разработки кон­кретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ, а также имеющийся прогрессив­ный отечественный и зарубежный опыт.

Программа социологического исследования и инструментарий (вопросники интервью, образцы анкет и т.п.), как правило, приводятся в приложении. Прикладываются также примеры заполненных анкет, расшифровки текстов интервью, листы дневников наблюдений и т.д.

В заключении подводятся итоги проведенного социологического исследования, обобщенно излагаются выводы по вопросам, сформулированным в задачах выпускной квалификационной работы (это сумма выводов из параграфов и общие результаты исследования), намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

Эта структурная часть кратко обобщает всё сделанное: какие ставились цели, что было проделано для их достижения, какие ключевые результаты получены, какое значение они имеют. Здесь можно указать на возможность дальнейших исследований по теме выпускной квалификационной работы, на прикладное использование результатов проведенного исследования в соответствующих областях.

Теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования, должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимо­сти, обоснованности и эффективности разработок. Они могут писаться тезисно (по пунктам), в соответствии с поставленными задачами. Здесь же отражаются наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в выпускной квалификационной работе.

Введение и заключение наиболее сложны для написания. Составляются они, как правило, по окончании работы над выпускной квалификационной работой, когда автор знает тему, хорошо ориентируется в поставленных проблемах и может кратко и обоснованно подвести итоги исследования. Правильно написанное введение и заключение дают четкое представление читающему работу о полноте, глубинеи качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

Список литературы отражает источники, которые изучил и использовал студент в процессе подготовки ВКР.

Список литературыпозволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований (таблиц, иллюстраций, фактов, текстовых документов) и характеризует степень изученности конкретной проблемы автором. Большинство из включенных в список источников должно иметь отражение в работе. Не следует слишком увлекаться теми источниками, которые не использовались в процессе работы над ВКР.

Список литературы должен содержать библиографическое описание научных трудов, периодических изданий, законодательных и иных материалов, использованных при написании работы.

В список литературы не включаются учебники, популярные издания, анонимные Интернет-ресурсы, а также источники, с которыми студент сам лично не работал.

В списке литературы обязательно должны быть книги и статьи, выпущенные в последние 1-2 года.

Рекомендуемое количество литературы для дипломной (бакалаврской) работы – не менее 40 наименований. Нумерация источников и литературы сквозная, арабскими циф­рами.

Существует несколько способов группировки литературы в библиографическом списке. В выпускной квалификационной работе требуется алфавитная группировка литературы. При алфавитной группировке источники в списке располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавию книг, если автор не указан.

Если в ВКР использовались нормативно-правовые документы и/или литература на иностранных языках, то нормативно-правовые документы располагаются в начале списка (по степени значимости документов), затем в алфавитном порядке следует литература на русском языке и на иностранных языках:

· Нормативно-правовые акты.

· Книги и статьи на русском языке - в алфавитном порядке.

· Книги и статьи на иностранных языках - в алфавитном порядке.

Нормативные акты располагаются по степени значимости следующим образом:

1) Конституция РФ.

2) Кодексы (в первую очередь действующие, потом проекты и отмененные кодексы).

3) Федеральные законы (в том же порядке).

4) Указы Президента.

5) Постановления Правительства.

6) Постановления министерств и ведомств.

7) Местные законы, иные нормативные акты и постановления.

8) Источники статистических данных в хронологической после­довательности;

9) Документы и материалы государственных архивных учреж­дений - в хронологической последовательности;

Нумерация литературы единая, последовательная, арабскими цифрами.

Монографии и статьи в списке литературы не разделяются (т.е. располагаются единым списком в соответствии с алфавитным порядком).

Приложения в ВКР - материалы прикладного характера, раскрывающие или дополняющие содержание работы, которые были использованы автором в процессе разработки темы, а именно:

· программа социологического исследования;

· бланки опросов, транскрипты интервью, одномерные частотные распределения по вопросам анкеты и т.д.;

· схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки, которые нецелесооб­разно размещать в тексте, если они носят прикладной или иллю­стративный характер, или громоздки по размеру;

· положения, инструкции, копии документов, иллюстративный материал, в том числе и примеры, на кото­рые имеет место ссылка в тексте, и пр.

Приложения располагаются в конце работы после списка литературы, в порядке упоминания их в работе.

Все части работы должны быть логически связаны между собой, сделаны переходы от главы к главе, от параграфа к параграфу, а внутри их - от вопроса к вопросу.

Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания дипломной (бакалаврской) работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических и грамматических ошибок, грубых стилистических погрешностей резко снижают ценность любого, пусть даже новаторского по содержанию, научного исследования.

Стиль и язык изложения материала должен быть профессиональным, четким, ясным и грамотным. Простота и доступность изложения содержания темы являются достоинством выпускной квалификационной работы и свидетельствуют о владении автором материалом исследования. В тексте не должно быть сокращенных слов за исключением общепринятой аббревиатуры.

Основные положения работы должны быть подкреплены практическим материалом. Качество выпускной квалификационной работы во многом зависит от того, насколько правильно и полно подобран практический материал, насколько квалифицированно он обработан, проанализирован.

Все расчеты, выполняемые по ходу разработки темы выпускной квалификационной работы, приводятся в тексте с надлежащими обоснованиями и пояснениями с указанием значимости величин, входящих в формулы. Таблицы, схемы, диаграммы, графики размещаются по ходу текста, сразу за ссылкой на этот иллюстративный материал. Они должны иметь название и порядковый номер. Таблицы должны быть проанализированы, а по результатам анализа сделаны выводы, дополняющие либо подтверждающие правильность проведенного исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: