Правовые основы рыночных отношений

Какими должны быть рыночные отношения в условиях товарного производства? Роль рыночных отношений нельзя недооценивать, но нельзя и переоценивать. В обоих случаях последствия ошибок будут очень серьёзными. Поэтому очень важно чётко определиться не только с вопросами ценообразования, но и с вопросами объективной принадлежности новых благ или доходов. Для начала уточним, в каких процессах использование рыночных отношений объективно необходимо, в каких возможно, а в каких использование рыночных отношений вообще невозможно.

При всей важности рыночных отношений следует признать, что основой процесса создания благ всегда была и всегда будет трудовая деятельность, связанная и использование человеческого, природного и имущественного капитала, которая в предшествовавшие исторические периоды чаще всего происходила вообще без использования рыночных отношений. Хотя использование в отдельных крестьянских хозяйствах услуг арендодателей и ростовщиков, уже могло иметь место и при натуральном хозяйстве, но тогда рыночный процесс ещё не являлся обязательным этапом в процессе производства. В современных условиях, когда, как уже отмечалось, процесс производства осуществляется в расчёте на анонимного покупателя, процесс рыночных отношений стал одной из обязательных форм производственных отношений. Продукция всегда должна быть продана, иначе производство остановится. Другой формой рыночных отношений, которая почти всегда присутствует в современном процессе производства, является процесс осуществления материальных затрат, в котором юридическое лицо (его участники) получает различные услуги либо в форме купли-продажи, либо в форме аренды или денежной ссуды.

Но в самом процессе производства никаких рыночных отношений не может быть принципиально, так как весь процесс производства представляет собой использование участником юридического лица и своей собственной рабочей силы, и природной энергии в разных формах, и производственных фондов, принадлежность которых не имеет принципиального значения.

Предприятие всегда оплачивает полученную услугу: либо это арендная плата, либо это выплата дивидендов (т.е. % за полученную ссуду). Но самоокупаемость процесса производства, может быть только в том случае, если выручка от реализации произведенной продукции В превышает сумму материальных затрат МЗ. Доход Д, соответствующий новой стоимости, образовавшейся в процессе производства, определяется выражением Д = В – МЗ. В этом выражении показатели В и МЗ – сугубо рыночные, а показатель Д – это стоимостная характеристика трудового процесса, в котором используется совокупный капитал участников юридического лица, но никаких рыночных процессов не происходит. Это же выражение должно применяться и для "некоммерческих" юридических лиц, если они создают "блага" (например, человеческий капитал), только вместо рыночного показателя "В" должны использоваться нерыночные ассигнования учредителя, примерно соответствующие по своей величине рыночному показателю В. Но самое главное в том, чтобы показатель Д объективно отражал стоимость трудового вклада участников юридического лица, а это возможно только в том случае, если цены на товары и услуги, оплачиваемые юридическим лицом (МЗ) и цены произведенную продукцию (В) будут определяться не продавцами, как это пока имеет место, а независимым государственным органом ценообразования.

Процесс распределения благ, который в условиях товарного производства неизбежно осуществляется в масштабе всего общества (региональных денег не бывает) представляет собой глобальный рыночный процесс, существующий в формах, которых раньше вообще не было. Но этот рыночный процесс содержит в себе и трудовые отношения. Во-первых, распределение дохода между участниками юридических лиц (выплата зарплаты), которое фактически всегда имеет место, но не всегда так называется, это не рыночный процесс, а процесс наделения участников правами (т.е., деньгами), в соответствии с их трудовым вкладом. Во-вторых, процесс купли-продажи является рыночной сделкой только применительно к отношениям покупателя и продавца. Сам по себе процесс торгового обслуживания является трудовым, осуществляемым участниками данного юридического лица, занимающегося торговлей. Но эти трудовые отношения не связаны с процессами создания благ, а представляют собой оказание услуги в форме участия.

Это означает, что никаких новых благ и новой стоимости в этих процессах возникнуть не может. Т.е. показатель "доход" ("добавленная стоимость") образоваться не может. Но тогда за счёт чего существуют юридические лица, оказывающие услуги, например, вся сфера торговли?

Не следует пытаться определить, какой из процессов "важнее", рыночный или трудовой. Товарное производство возможно только при наличии обоих процессов. Но последствия каждого их этих процессов следует представлять так же ясно, как мы представляем сегодня процесс умножения или сложения двух цифр. Товар, полностью сохраняющий свои первоначальные качества, не может стать ни дешевле, ни дороже. А работники магазина получат свою зарплату, большую или маленькую, только за то, что оказывают покупателям какие-то дополнительные услуги. В чём отличие трудовой деятельности физических лиц, создающих товары, и лиц, их продающих? В том числе, и в виде трудовой деятельности. Но сами виды трудовой деятельности бесконечно разнообразны, и не они определяют правовое положение участников этой деятельности и её экономический результат. Различия между участниками трудовой деятельности имеют иной характер:

во-первых, создание благ, в том числе, процесс обучения, представляет собой процесс, в котором законченный продукт может быть создан только с помощью совокупного человеческого капитала нескольких лиц, а законченная услуга (отпуск товара) носит сугубо индивидуальный характер, и осуществляется конкретным продавцом. Аналогия: концерт симфонического оркестра и конкурс скрипачей, в котором каждый участник выступает индивидуально;

во-вторых, с самим товаром деятельность продавца никак не связана (поэтому и его отпускная цена не может меняться. Покупатель, получая товар, оплачивает кроме его нормативной стоимости, услуги юридического лица по доставке и хранению и услуги конкретного продавца по выбору товара (если они имели место) и по отпуску товара. В принципе услуга по выбору товара, на которую продавец может потратить большое время, должна оплачиваться покупателем даже в том случае, когда товар он так и не купил:

в-третьих, процесс продажи товара, представляет собой оказание услуги путём трудового участия, и включает в себя, как цену самого товара, который покупатель использует в дальнейшем по своему усмотрению, так и оплату услуг по их отпуску, которые (услуги) потребляются в момент их оказания. Фактически, ни новых товаров, ни дополнительной стоимости, как это имеет место в процессе производства, в процессе торговли не создаётся.

в-четвёртых, оплату услуги её получатель осуществляет за счёт собственных средств, ничего не получая взамен (услуга использована в момент её оказания). Общество становится "беднее" за счёт материальных затрат, потребовавшихся для оказания услуги. При оплате товара покупатель совершает равноценную сделку (деньги – товар), а общество становится "богаче" на сумму дохода, полученного производителем товара.

Однако непонимание природы рыночных процессов препятствует использованию правовых критериев и влечёт очень серьёзные правовые и экономические последствия. Из них мы остановимся только на двух, самых важных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: