Формы развития

Современное общество развивается достаточно разносторонне, но, вероятно, не слишком рискуя допустить каких-либо принципиальных ошибок, можно ограничиться рассмотрением трёх форм развития, назвав их с известной условностью, "физиологическим", "экономическим" и. "политическим". Понимая под "экономическим развитием" деятельность, связанную с использованием и человеческого сознания, и человеческих способностей, и природной энергии, и орудий и средств производства, а под "политическим развитием" деятельность, связанную с использованием, главным образом, сферы сознания.

Во-первых, "физиологическое развитие" – это естественная форма развития данной формы органической материи, присущая и животному, и растительному миру. При этом "физиологическое развитие" представляет собою процесс, осуществляющийся и в форме саморазвития во времени, и в форме реакции на собственные физиологические потребности, и в форме реакции на изменение внешних условий (уход медведя в спячку, весеннее пробуждение природы). При этом способность реагировать на физиологические факторы и на изменение внешних условий является свойством, присущим любой органической материи. Но в отличие от человека, у которого такая реакция проходит через его сознание, у других представителей органического мира эта реакция происходит на инстинктивном уровне. Таким образом, "сознание" – это не особая форма, присущая только человеку, а способность, присущая органической материи, которая в человеке развилась в наибольшей степени. Хотя никаких видимых изменений в физиологическом развитии человека, как мы уже отмечали, не происходит, но и возможности общества, и его потребности, именно, как цивилизации, изменяются очень быстро. Это требует совершенно новых форм организации деятельности человеческих сообществ, которая в любом случае будет основываться на физиологическом развитии, для осуществления которого как раз и требуются все остальные формы развития.

Во-вторых, экономическое развитие. Началом экономического развития следует считать деятельность, связанную не с добычей самих благ ("собирательство"), а с созданием условий, чтобы эти блага появились. Хотя то же самое "собирательство", если оно происходит не в инстинктивной форме, а с использованием сознания, следует уже рассматривать именно, как "экономическую деятельность". Например, процесс промышленного лова рыбы. Создание "движущих сил экономического развития", началось с "политического" решения об использовании сознания для обеспечения себя жизненными благами. Но оно сразу же превратилось в совершенно самостоятельную сферу человеческой деятельности, развивающуюся по "своим" законам. В данном случае, такими законами стали:

во-первых, естественные законы природы, по которым только и могут возникать любые материальные блага;

во-вторых, законы развития человеческого сознания и способностей, которые включают в себя и естественные законы появления материальных благ, и работу человеческого интеллекта отдельной личности, и взаимосвязанную работу множества думающих субъектов, обладающих общей целью.

В-третьих, политическое развитие. Это развитие, связанное, прежде всего, с использованием человеком своего сознания и определением своего места в жизни. Любая "политика" действует только в человеческом обществе, воспринимается только человеческим сознанием и реализуется человеком только через своё сознание путём управления своими способностями. Благодаря "политическому развитию" человек способен изменять свои взгляды на жизнь и усваивать информацию, устанавливать "правила", применение которых не связано с действием естественных законов природы. Но создавать что-либо материальное, в частности, жизненные блага, или определять какие-либо понятия, зависящие от деятельности человека, в частности, принадлежность благ, человек способен только тогда, когда он и руководствуется естественными законами природы, по которым эти блага могут появиться, и использует свои способности для осуществления экономической деятельности путём управления природной энергией и орудиями и средствами производства. Это позволяет сделать вывод, что

политическое развитие может оказаться очень полезным и важным для человека, но само по себе не может создать жизненных благ, т.е. условий, способных обеспечить существование человека.

Долгое время условием существования человека, как и любого животного, был процесс "собирательства" естественных благ, но для осуществления этого процесса наличия человеческого сознания не требовалось. Процесс собирательства может осуществляться и осуществляется в чисто инстинктивной форме любым животным и даже растительным организмом.

Появление у человека сознания, практически, никак не отразилось на его физиологическом развитии. Само появление у человека сознания уже являлось результатом того, что развитие органической материи, образующей человека, достигло в какой-то своей части такого уровня, когда появилась "думающая материя". Т.е. физиологическое развитие органической материи, теперь уже образующей Homo Sapience, должно продолжаться так же, как это происходило миллионы предшествующих лет.

Но появление у человека сознания не могло не повлечь за собой изменений в способах добычи жизненных благ, и появился процесс "экономического развития", предполагающий использование человеком своего сознания для целенаправленного создания жизненных благ. Все процессы, которые человек использовал в процессе экономического развития, в природе уже существовали. Не было лишь его сознания. Важнейшим "экономическим" и, одновременно, "политическим" решением человека было осознание им важности образования "движущих сил экономического развития" (человек, природная энергия, орудия и средства производства), благодаря которому он сначала усовершенствовал процесс собирательства, а потом стал создавать и искусственные процессы, основанные на использовании природных законов. Но сам процесс использования движущих сил, в чём проявлялось чисто экономическое развитие, был полностью основан на естественных природных законах и на использовании способностей, которыми обладал сам человек.

Однако появление сознания означало, что появилась совершенно новая форма развития, самая сложная, которую общество назвало "политическим развитием". Развитие этой формы без человека происходить не могло. При этом любое изменение происходило сначала только в сознании человека и могло так и продолжать существовать только в человеческом сознании. Но человек мог, благодаря движущим силам экономического развития, и направить естественное развитие предметов труда в нужном направлении, если речь шла о живой природе, и искусственно придавать предметам труда материальную форму, соответствующую своим мыслям. В дальнейшем предметы труда, превратившись в готовую продукцию, обычно приобретали совершенно самостоятельную форму существования, от самого человека не зависящую. Но наличие человеческого сознания, являлось одним из необходимых факторов, обеспечивающих любое развитие. Достаточным фактором оставались те же законы природы, без учёта которых эффективного развития, в том числе, и экономического развития, происходить просто не могло. Примером тому служит использование понятия "право", которое вскоре было создано человеком. Существование понятия "право" основано на "самодостаточности" органа, осуществляющего общественную регламентацию какого-то понятия или объекта. Но никакая представительность или компетентность общественного органа не может придать этому органу способность "наделять" эти понятия или объекты качествами, которые не соответствуют их объективной природе. Это породило массу ошибок, например, отношения рабовладения получили признание в "Римском праве", как "правовые", а права собственности получили не те, кому они действительно принадлежали "по праву".

Важнейшей отличительной чертой двух форм человеческого развития является то обстоятельство, что в современном обществе "политическое развитие", чаще всего, исходя из определённых положений, формулирует именно "задачу", а "экономическое развитие" определяет практические формы и методы её решения. Таким образом, хотя две рассматриваемых формы развития принципиально различны, в современном обществе они используются, чаще всего, вместе, что, обычно, объективно необходимо. В результате политические цели часто изначально предопределяют принятие социальных решений, научно и экономически, не состоятельных.

"Критерием истины" стало в обществе некое "абстрактное право", соответствующим которому может быть признано любое абсурдное положение, если только оно получило надлежащее оформление. А оформление признаётся "надлежащим", если решение принимается органом, уполномоченным руководить государством. При таком подходе научная несостоятельность принимаемых обществом "законов", практически, гарантируется.

Одновременно человечество, лишённое органа общественного управления, подобного человеческому мозгу, подвержено через своё сознание воздействию множества факторов, не имеющих объективной обоснованности, но способных оказать решающее влияние на решения, принимаемые человеком, как личностью, т.е., исходя из своих личных интересов

Практически, "Римское право", признав "правовой" систему рабовладения, оказалось "противоправным" с момента своего появления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: