Из рассмотрения процесса производства очевидно, что именно сам процесс производства, т.е. второй, и образует собой суть бизнеса, а процессы 1 и 3, чисто вспомогательные, хотя, бесспорно, нужные. Никаких благ в этих процессах не создаётся, а происходит только обмен объектами собственности "деньги-товар". Но в сфере услуг занято больше людей, чем в сфере производства, и, может быть, именно в этой сфере происходит "бизнес", связанный с образованием денег и обогащением и самого общества, и его членов? Посмотрим.
Схема услуг:
№№ услуг | Виды услуг | Общая стоимость услуги и её оказания |
Продажа товара | Стоимость товара + стоимость торговой услуги | |
Обучение члена общества | Цена полученных знаний + стоимость обучения | |
Финансовая услуга (ссуда) | Сумма ссуды + стоимость самой услуги | |
Медицинская услуга | Стоимость данного вида услуги + условия пребывания | |
Транспортная услуга | Стоимость данного вида услуги + условия поездки | |
Включение электроосвещения | Освещение помещения + расход электроэнергии, квт/час. |
Сущность бизнеса отражена в "видах услуг", связанных и с передачей определённых ценностей (товаров, знаний и денег, лечения в п.п. 1-4), и с получением удобств или удовольствия (транспортная услуга, и освещение своего жилища (п.п. 5,6). Именно в приобретении этих ценностей и удобств – вся важность бизнеса, а стоимость самой бизнес-сделки имеет явно второстепенный характер (может быть и безвозмездной).
Сущность бизнеса в процессе оказания услуг такая же, как и в процессе производства – это основной процесс, представляющий собой общественно полезную деятельность, ради которой и оказывается сама услуга. Стоимость бизнес-сделки, заключаемой при этом, не имеет значения и на "общественных результатах" стоимость самой бизнес-сделки вообще никак не отражается. (Сумма сделки всегда равна нулю).
Различия между процессами производства и услуг, конечно, есть, но их роль совсем в другом: в процессе производства создаются и новые блага и ВВП. Поэтому – это созидательный процесс, за счёт которого может происходить и обогащение участников. В процессе оказания услуг ни блага, ни ВВП не образуются. Это затратный процесс, часто не менее важный для общества, чем процесс создания благ. И хотя у лиц, оказывающих услуги, может образоваться "прибыль", но она образуется, только благодаря их собственной эффективной деятельности, а от самих цен "прибыль" возникать и не должна. П = В – МЗ
Бизнес – включает в себя важнейшие процессы жизнедеятельности, связанные и с созданием благ и с оказанием услуг, в том числе, социально значимых. Обращение различных товаров и оказание услуг осуществляется путём некоммерческих сделок на основании нормативных цен на товары и услуги, устанавливаемых государством. Возможность обогащения одного члена общества за счёт другого не совместимо с принципом равноправия членов общества и исключается за счёт нормативного ценообразования.
Без осуществления бизнеса современное общество не способно развиваться. Но лицемерие в сфере бизнеса достигло глобальных масштабов. Последствия последуют неизбежно.
4. 5. Ценообразование
Оплата физических и юридических лиц, оказавших финансовые услуги (СФУ = К • d • Т) участникам данного юридического лица, равно, как и другие услуги и поставки, должны учитываться в материальных затратах. Но как определяется цена любого товара или услуги? Существуют две точки зрения по вопросу ценообразования, исторически опробированные:
− "советская", исходящая из централизованной системы ценообразования, обеспечиваемой существованием объективных постоянных цен на произведенные товары и услуги и постоянства стоимости денег, обеспеченного постоянством цен. Это был тот редкий (если не единственный) случай, когда в решении вопроса господствовал просто здравый смысл и экономический уровень мышления. Но гарантии успеха всей производственной деятельности эта система, конечно, сама по себе не обеспечивала. Скорее, наоборот, низкая зарплата связывалась не с низкой производительностью труда, а именно с директивной системой ценообразования. Хотя, именно такую систему следует считать естественным процессом развития производственных отношений в условиях товарного производства. За осуществление товарного производства, как и за процесс с распределения благ, в целом, отвечает государство, и оба эти процесса возможны только при директивной системе ценообразования, определяющей и постоянство денежного курса.
− "капиталистическая", согласно которой никаких объективных ограничений на цены не существует, а все цены на товары и услуги определяются в результате миллиардов коммерческих бизнес-сделок сторон. Разумеется, такая система означала де-факто наживу одной стороны сделки за счёт другой, и гарантию процветания продавца за счёт покупателя. С понятием "социальное государство" она несовместима. Весь процесс производства представлялся, как совокупная бизнес-сделка (1), образовавшая за счёт процессов 1,2,3, покезанных в предыдущем разделе в которой обладатели денежного капитала получили выручку "В" от реализации товаров по произвольным ценам, понесли материальные затраты "МЗ", и "затраты" на оплату "товара" "рабочая сила в виде "зарплаты", оставив себе прибыль "П" ("сколько получится"): П = В – МЗ – ЗП (1).
Но в природе, как известно, подобной "бизнес-сделки" существовать не может и не существует. Прежде всего, потому, что не существует отчуждаемого товара "рабочая сила". Да и движущих сил экономического развития при этом тоже не образуется, так как вообще не существует какой-либо другой квалифицированной рабочей силы.. И управлять потоком энергии и орудиями и средствами производства становится некому. Но именно путём подтасовки три экономически независимых процесса, которые осуществляются одной и той же стороной (участниками юридического лица), были представлены как один процесс (1), Из этих трёх процессов была исключена главная их составляющая, "участники юридического лица". Причём, бизнес-процессы 1 и 3 и не требуют присутствия всех участников и могут быть легко осуществлены участником №1, т.е. предпринимателем. Но для осуществления процессов 2 требуются все участники. А при их отсутствии процессы (1) не нужны, а до процессов (3) дело просто не дойдёт. Участников как бы "не стало". Они уже выполнили свою роль, продав в результате некой фиктивной бизнес-сделки свой "товар рабочая сила. Хотя в реальной жизни участники никуда не исчезли, а работают, и только, благодаря этому производственный процесс всё же происходит.
Но фиктивная бизнес-сделка (1), заканчивается получением вполне реальной прибыли (1), и является чистейшей подтасовкой, начинающейся с принадлежности новых благ, создаваемых юридическим лицом. Удивляться нечему: любая масштабная афера должна обладать каким-то правдоподобием, пусть в данном случае, основанном на экономической безграмотности населения и на законодательном произволе руководящих государственных органов.
Внедрение существующей системы ценообразования было основано, во многом, на чисто политических принципах. Вероятно, если бы вопрос, какими должны быть деньги и цены на товары и услуги, рассматривался отдельно, без какой-либо увязки с классовой борьбой, он был бы однозначно решён в пользу той "модели", которая была создана в СССР. (Вопрос решался уже при существовании СССР.) В том, что этого не произошло, − "заслуга" и самого Советского Союза. Главное – это принципиальные проблемы "классовой борьбы", на которые были направлены все силы Советского государства. И все силы его классовых "противников" тоже. А как учитывать цены на товары и услуги – это "мелочь", не заслуживающая внимания, внутренний вопрос отдельной страны. Явно абсурдные принципы ценообразования получили мировое признание именно потому, что здравыми принципами воспользовались классовые враги сторонников капиталистического варианта системы товарного производства. Именно по этому провести их в жизнь, тем более, под прикрытием лозунга "свободного рынка" оказалось совсем не трудно. С последствиями этого "коллективного идиотизма", хотя и не они сами, а их последователи, давно уже вынуждены вести борьбу. В частности, все антитрестовские законы созданы именно для того, чтобы как-то ограничить ценовой произвол, пусть даже за счёт снижения эффективности производства в целом. А бегство от акционеров нашло своё выражение в создании миллионов юридических лиц в форме МСП и даже в системе переприватизации, осуществлённой в США в 80-ые годы. Но открыто признать свою экономическую ошибку можно будет, наверное, лет через 50-100. А сегодня это будет выглядеть, как политическое поражение капиталистической системы в рыночной сфере, на признание которого мало кто решится. Сегодня, когда с социализмом, в основном, покончено, трудно найти сторонников "реабилитации социализма" даже там, где он этого вполне заслуживает. В частности, в вопросах ценообразования. Но, самое главное, не двух вариантов ценообразования просто не может существовать.. Существует научно обоснованный, применявшийся в СССР и в "социалистическом лагере", и явно абсурдная и не состоятельная система "свободного рынка". Почему идея "свободного рынка экономически не состоятельна? Аргументов с избытком:
− деньги – это измеритель ценности, которым может быть только постоянная величина, типа эталона метра или килограмма. Инфляция просто не допустима.
− ценность денег, представляющих собой "правовой символ", может выражаться только через систему постоянных ценников товаров и услуг;
− каждый товар обладает объективной полезностью в сопоставлении с другими товарами и при сохранении его качественных характеристик его стоимость не может изменяться;
− определение цены – достаточно сложный процесс. Требуется и квалификация, которой не имеет ни покупатель, ни продавец, и объективность, которой они тоже не имеют. Эту задачу может решить только специализированный ценообразующий орган, использующий такое качество, как сознание, принадлежащее только человеку.
− товар, создаваемый для анонимного потребителя, получает нормативную цену и покупаётся продавцом по этой цене. Какие основания продавать его ещё раз по произвольным ценам, если продавец имеет право получить только стоимость торговых услуг?
− миллиарды сделок – это не "купля-продажа" со своим ценообразованием, а процесс распределения, происходящий в форме товарооборота и на нормативной основе.
− для общества, как было показано в предыдущем разделе, сделки не имеют никакого собственного финансового значения (результат всегда ноль), но неограниченные сделки вредны, так как способствуют необоснованной материальной дифференциации общества.
− "право собственности" в форме зарплаты, полученное участником, должно полностью сохранять свою покупательную способность, пока не будет полностью использовано. Что не совместимо со "свободным рынком".
− понятие "общественно полезная деятельность", означающее применительно к энергоносителям и инвестициям их максимальную дешевизну, не совместимо со свободным рынком, так как человек, как личность заботится только о собственном обогащении.
Девять вышеперечисленных положений – это не откровения, каким в своё время стало сообщение о вращении Земли. Любого из них достаточно, чтобы не допустить "свободного рынка". Но, если никакого личного обогащения с вращением Земли не было связано, то, к несчастью, "свободный рынок" для того и придуман, чтобы один и тот же товар продавать многократно и по любой цене.
Но главный вопрос в том, что определение стоимости товаров в условиях общественного производства, как ранее это было с понятием "общественной полезности" услуг, следует производить не в интересах того или иного конкретного производителя или бизнесмена, а в интересах всего сообщества. Т.е. в интересах "анонимного потребителя", ради которого и осуществлялось товарное производство.
Фактически, вся действующая система производственных отношений и распределения должна осуществляться в интересах анонимного потребителя.
Поэтому увеличение или снижение цены, как метод получения бизнес-эффекта, просто не может существовать, так как общественный бизнес – эффект от сделки должны получать сразу обе стороны. И этот эффект выражается не стоимостью сделки, а самим осуществлением процесса изготовления товара или оказания услуги (обучение, лечение и др.).
Когда мы вечером зажигаем в доме свет, мы используем важнейшую услугу, которую современное общество предоставляет своим членам. И хотя при этом происходит и бизнес-сделка по потреблению электроэнергии, но для нас получение услуги, как таковой, неизмеримо важнее тех цен, на которых заключается данная сделка. О ней мы можем вообще не вспомнить.
Никакой "рынок" и никакое "частное лицо" не способны определять стоимость товаров и услуг, а, тем более, что-либо "регламентировать, так как речь идёт о распределении благ. Потребитель приходит на рынок совсем не затем, чтобы осуществить важную сделку, а чтобы участвовать в распределении. Ему нужно купить картошку. Он её и купит. Рубль дороже, рубль – дешевле, не имеет большого значения, но в процессе распределения он поучаствовал.
На самом деле, никаких "двух точек зрения" по вопросу ценообразования не может существовать. Переход к товарному производству означал огромный шаг вперёд в деле создания и использования производительных сил и правильность этого шага сегодня не вызывает никаких сомнений. Но этот "переход" изменил весь жизненный уклад человечества, и новой форме производства соответствует новая форма распределения, осуществляемая не в интересах конкретного бизнесмена (это чисто его личные интересы), а в интересах общества в целом. Отсутствие таких интересов способно свести к нулю все успехи процесса производства.
Было: