Все остается на бумаге. реальному внедрению

Пример к 49-а

Доктор медицинских наук Ю.Б.Гинзбург разработал эффек­тивный способ лечения последствий полиомиелита. Внедрил в своей больнице. Это — 45 коек, а к Гинзбургу едут тысячи людей со всех концов страны и из-за рубежа. Был издан приказ Минздрава о мерах по широкому применению нового метода лечения. Прошло девять лет — ничего не сделано! Фактически остались те же 45 коек. "В стране 198 кафедр ортопедии. И ни на одной из них, пожалуй, не найти ни одного человека, который был хотя бы знаком с новой методикой, не говоря уже о том, чтобы ею владеть".

О Галаев А. Нелепость // Лит. газ. 1986. 17 сент. С. 13.

Пример к 49-а

"В Ленинграде А.Войтенко и его учитель разработали метод лечения трофических язв с использованием цинк-желатиновой повязки. В нем было много нового...

Более десяти лет лечил Андрей Павлович своих больных. За это время он в прямом смысле поставил на ноги пять тысяч человек. Богатые наблюдения, накопленный опыт легли в основу полутора десятков опубликованных печатных работ. Результаты исследования и лечения больных докладывались и обсуждались


Игра________________________________________________________ 269

на всесоюзных симпозиумах, Всероссийском съезде хирургов, заседаниях Пироговского общества, научно-практических кон­ференциях. Медики, научная общественность достаточно ин­формированы о новой методике. А внедрение? Можно сказать, нулевое. Кроме самого Андрея Павловича и его учителя, эту методику больше никто не применяет.

Недавно в 102-й поликлинике побывала еще комиссия. Ее заключение легло в основу решения медицинского совета Глав­ного управления здравоохранения, который снова высказался за широкое внедрение способа в медицинскую практику. Кон­тролировать выполнение решения поручили — как думаете, кому? — главному врачу В.Сторожаковой. Человеку, который решительно против метода и изводит придирками его автора. Загадочный поворот. А впрочем, не очень. Недавно Андрея Павловича вызвали и предложили уволиться "по собственному желанию". Что он, не выдержав, и сделал... Грустная история ".

О Симоненко Е. Метод внедрить, автора — уволить // Известия. 1986. 13 апр.



Как стать гением


МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


ПЕРЕВНЕДРЕНИЕ-1,

"ЗОЛОТАЯ

ЛИХОРАДКА-


ОТКАЗ ОТ АВАНТЮР



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



50-а. Основной. Операция
"Перевнедрение-1": предостав­
ление сверхвозможностей, для
реализации которых еще нет ус­
ловий.

50-6. Усиливающий. "Золо­
тая лихорадка": заниматься дос­
тижением цели-1 становится
прибыльным делом. Стремле­
ние заработать пересиливает
стремление разрабатывать. Это
ведет к снижению требований к
себе, к качеству работы и к по­
стоянной деградации.


50-в. Основной. Трезвая оценка степени готовности вне­дрения; отказ от участия в аван­тюре. Взятие только реальных обязательств, выполнимых в требуемые сроки. Недопуще­ние диктата обстоятельств: он ведет к спешке, халтуре. Про­должение неторопливой, вдум­чивой работы, без подгонки ре­зультатов под "сроки".


Пример к 50-а

В 1980 году Минвуз УССР издал приказ N 965 о немедленном обязательном внедрении во всех вузах Украины нового предмета "Основы технического творчества": приказ опередил подготовку преподавателей для этого предмета.


Шт.


Ж


МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

УВЛЕЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА ТВОРЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ

НАШИ ЛЮДИ-1


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



51-а. Основной. Операция "Наши люди-Г: ВО признают цель-1 (и полученные результа­ты), но руководство разработ­кой и внедрением поручают "своим людям", посторонним для цели-1 и/или отколовшимся ученикам (членам коллектива): карьеристам, дуракам, иудам. Ясно, почему раньше (до ор­ганизации коллектива) не было внедрения (даже искаженного): нужны были кадры, согласные на специфическую разработку и внедрение результатов по цели-1.


Н 51-г. Упреждающий. Попыт­ка увлечения неотколовшихся коллег дальними следствиями результатов, полученных по цели-1. Нащупывание подходов к разработке целей 2 и 3.


Примечание к 51-а

Обратите внимание на цепочку действий ВО: при­знание частное (недопризнание), военное признание, "бумажное" признание, перепризнание, полное при­знание, но с подстановкой своих людей. Эта цепочка повторяется при попытках внедрения результатов по целям 2 и 3.

Примечание к 51-в

Обратите внимание на отсутствие основного хода ТЛ! Так как средства производства находятся в руках ВО, то ВО вправе решать, кому руководить внедрением


272____________________________________________ Как стать гея^Ш

и что внедрять. В такой ситуации у ТЛ принципиально есть четыре возможности:

1) смириться с назначением руководителями не­
компетентных людей или личных врагов и продолжать
работать по-прежнему;

2) согласиться стать "управляемым", и тогда у ВО
не будет нужды заменять ТЛ "своими людьми";

3) овладеть средствами производства, и тогда не­
кому будет заменять ТЛ на "своих людей";

4) перейти в надсистему целей.

Самый выигрышный, самый перспективный, самый человечный путь -- переход в надсистему. Хотя, разу­меется, возможны варианты.

Пример к 51-а

"Король португальский, за спиной Колумба, отправил ко­рабли в океан по пути, указанному Колумбом, воспользовался его планом, пренебрегши им самим, обокрал его!.. Но, побол­тавшись в океане сутки-другие, королевские люди захворали морской болезнью и повернули обратно; они рассказывали потом, что океан слишком огромен, они совсем было замерзли, чуть не потеряли рассудок и еле-еле пришли в себя!"

□ Иенсен И.В. Колумб. Л.: Госиздат, 1927. С. 18.

Пример к 51-а

Алдис Эглайс (см. пример к 29-в), архитектор по специаль­ности и конструктор парусных судов по призванию, с 1969 года оставил архитектурную деятельность и возглавил цех малотон­нажного судостроения рыболовецкого колхоза в поселке Царни-кава. До последнего времени Эглайс руководил созданным им коллективом, выпускавшим новые, экспериментальные типы парусных катамаранов, которые проектировал сам Эглайс. Сей­час им создана очередная новая модель парусного катамарана на подводных крыльях, которая заинтересовала зарубежные фир­мы. Естественно, наметилась перспектива зарубежных поездок на выставки, переговоры, соревнования. Новый председатель колхоза (человек совершенно для дела посторонний — бывший завклубом) решил "прибрать к рукам" представительскую сторо­ну дела (зарубежные переговоры, выставки, переговоры с ино-


Игра_______________________________________________________ 273

фирмами, прием гостей и т.п.)- Первая разумная мысль, которая у него возникла, — избавиться от "непослушного" Эглайса, требующего не представительства, а реального дела, заменив его послушным "своим человеком". Такого человека председатель колхоза нашел в бывшем ученике Эглайса, Чернине. Рассказы­вает Владлен Дозорцев, присутствовавший на заседании прав­ления колхоза:

"Правление меня потрясло. Такой единодушной агрессивно­сти я не видел давно. Вся задача заключалась в том, чтобы убедить колхозный актив в правильности решения, розданного на руки в виде проекта.

Было выступление нового главного катамараностроителя Че-рнина, развернувшего почти космические перспективы — если делом займется он с его товарищем Левченко: 15 катамаранов в год завтра против трех сегодня! Автоматизированное проектиро­вание в ленинградском институте против кустарного в Царни-каве! Многосистемное научное координирование против одного самоучки!

Я слушал этого современного, хладнокровного человека и думал, что это — не более чем еще одна разновидность неком­петентности с научной подкладкой, поскольку Чернин не учиты­вает самого главного в проблеме — опытно-экспериментального характера производства, чего Мастер никогда из виду не упускал и в гигантоманию не впадал. Еще я печально думал в это время о той легкости, с которой бывший ученик вычеркивает из жизни своего бывшего учителя, спеша использовать момент. Когда-то его, выпускника кораблестроительного, взял в цех Мастер, на­учил всему, не тая от него идей, связанных с подводными крыльями. И вот теперь на этих чужих крыльях летал Чернин над правлением и активом, попирая Мастера доморощенностью, чтобы всем стало ясно, кто тут двигатель, а кто тормоз. Был пионер — стал пенсионер! В этом пафосе как-то затерялось, что именно Чернин должен был успевать с документацией, а он за восемь месяцев выполнил лишь месячную норму, поскольку в рабочее время сколачивал себе диссертацию. Было уже не до мелочей, когда предложенный Черниным в соначальники Лев­ченко, первогодок в колхозе, развивая атаку, заявил, что он работать с Эглайсом вообще не будет, так что нужно его из конструкторов убрать!..

Председатель уже почувствовал, что судьба Мастера решена. Ведь он, председатель, держал в запасе такой аргумент, кото-


274____________________________________________ Как стать гением

рый... любую газету заткнет. И когда в его кабинете я объяснил ему свою точку зрения на дело, он, подождав, пока выйдет секретарша, тихо предупредил меня:

— Вы только учтите, что на Эглайса есть материал... — и округлил глаза.— В компетентных органах".

О Дозорцев В. Круги компетенции // Лит. газ. 1987. 9 дек. СИ.

О Этот пример — любопытная иллюстрация к целому комплексу ходов в очень широком спектре: и зависть, и "жуликизация", и некомпетентность, спрятанная под передовые лозунги, и дискредитация Эглайса, и "иуди-зация" его учеников...


Игра



МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ^АСТЬ ТРЕТЬЯ

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

"ПОБЕДА"


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



52-а. Основной. Операция
"Победа": еретическая идея
оказывается господствующей,
идет нормальное неискаженное
внедрение. Появляется возмож­
ность иметь много денег, удов­
летворять многие потребности
иа очень высоком уровне. Дол­
жность, машина, вилла и другие
"респектабельные" хлопоты.
Появляется новый круг зна­
комств. "Респектабельное поло­
жение" в обществе обязывает к
"респектабельному поведению".
Крупная выплата, дающая
возможность "пожить в свое
удовольствие".

52-6. Усиливающий. Отход
от научной работы, превраще­
ние из Ученого в директора, в
служащего. "Болезни достиже­
ния".


52-в. Основной. Ограничен­
ные потребности в комфорте и
престиже. Независимость суж­
дений и общая культура. По­
нимание ложности "респектабе­
льного" престижа.

Крупная выплата идет на продвижение к Цели.

52-г. Упреждающий. Интен­
сивнейшая работа по переходу к
цели-2. Понимание опасности
"стоять иа месте".


Примечание к 52-а и 52-6 Эти ходы нередки при попытках внедрения цели-1. Иногда они повторяются при попытках внедрения цели-2. Но это уже, пожалуй, исключение, а не правило. И практически никогда эти ходы уже не встречаются на уровне цели-3.


276_____________________________________________ Как стать гением

Пример к 52-а

"Интересно, что Реблинг-младший, блестяще завершив стро­ительством Бруклинского моста карьеру отца и свою, полностью прекратил инженерную практику. Разбогатев, прославленный инженер поселился в Трентоне, где занялся своим любимым делом — собиранием коллекции редких минералов".

О Орловский Б. Шеренга великих инженеров. Варшава: Наша Ксенгарня, 1971. С.76.

Пример к 52-6

"Соматические и психические заболевания нередко появля­ются после того, как человек достигает желанной цели (ею может быть, например, должность или реализация творческих планов), если вслед за этой "сверхцелью" не ставятся никакие другие задачи. Такие болезни получили название "болезни достижения" (назовем их "синдром Мартина Идена")...

Перед человеком, добившимся поставленной цели и удовлет­воренным ситуацией, открываются две возможности: он может либо ставить перед собой новые задачи (как это происходит, например, в процессе творчества), либо успокоиться на достиг­нутом. Но именно в последнем случае — при Добровольном отказе от дальнейшего поиска — и развиваются вдруг "болезни достижения". Если же человек не прекращает деятельности, принимается за решение новых, пусть даже очень трудных проблем, его здоровье остается сохраненным, хотя в процессе решения новых проблемных ситуаций он может периодически испытывать горечь неудач".

О Ротенберг B.C. Поисковая активность, сон и устой­чивость организма // Кибернетика живого. Человек в разных аспектах. М.: Наука. 1985. С.82,87.

Пример к 52-в

"Воспользовавшись получением присужденной мне Между­народным медицинским конгрессом в Мадриде так называемой московской премии в пять тысяч франков, я приобрел на часть ее молодую самку шимпанзе, послужившую для первого опыта прививки сифилиса. Опыт оказался удачным... Разработка этого вопроса значительно облегчилась благодаря содействию извест-


Игра_______________________________________________________ 277

ных своей благотворительностью москвичей В.А. и И.А. Моро­зовых, предоставивших в мое распоряжение тридцать тысяч франков для научных исследований.

Около того же времени "Французский институт" (так назы­вается собрание пяти академий) присудил премию Озириса в сто тысяч франков вице-директору Пастеровского института Ру, который целиком ассигновал ее на опыты с человекообразными обезьянами. Факт этот возымел огромное влияние на судьбу Пастеровского института. Одинокий престарелый богач Ифла-Озирис, видевший вокруг себя только лиц, жадных к деньгам, был поражен великодушием Ру". (1)

"Когда Ифла-Озирис узнал о подарке Ру, человека, не име­ющего состояния, то он не хотел этому поверить. Но вскоре он убедился, что есть люди, для которых общее дело выше личного...

Очень состарившись (ему подошло уже к восьмидесяти го­дам), Озирис стал почти исключительно заботиться о передаче имущества, доросшего до 40 млн. франков, в хорошие руки. Изверившись в правительстве, в учреждении общественной по­мощи, он по совету близких ему лиц решил оставить значитель­ную часть своего состояния Пастеровскому институту для изу­чения главнейших человеческих болезней..." (2)

О (1) Мечников И. Пастеровский институт в Париже // И.Мечников. Академ, собр. соч. М.: Медиздат, 1959. Т. 14. С. 95—96. (2) Мечников И. Совершеннолетие Пастеровского института в Париже // Там же. С. 120— 121.


278 Как стать гением

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3 (продолжение)

Необходимо еще раз подчеркнуть, что здесь не происходит искусственного ограничения потребностей, самоотказа от сверхпотребления по каким-то идейным или иным соображениям. Все гораздо проще. ТЛ, вы­игравшая в борьбе, с появлением новых возможностей действительно начинает потреблять больше, чем преж­де: но это потребление духовное, удовлетворение пот­ребностей в творчестве. В процессе достижения цели приходит понимание радости работы, поэтому увеличен­ное потребление выражается не в дополнительной трате денег, а в дополнительном "вкалывании". Повышенное удовлетворение материальных потребностей просто не интересно: ТЛ избегает таких трат времени, рассмат­ривая их как непроизводительные потери.


Игра



МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ОТСЕВ ЧАСТИ КОЛЛЕГ ПЕРЕХОД К ДЦ-2


ОТВЕТ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: