Эрнест Цветков
Гений жизнетворчества
Содержание
Гений жизнетворчества
Жизнетворчество как риторика поступка
Траектория №1. Медитативная траектория, или пунктуация смыслов
Траектория №2. Несколько историй и их интерпретаций с репликами и ответами
История 1. Летающий мальчик
История 2. О двух лягушках
История 3. О хозяине, слуге и Смерти
История 4. О Сизифе
Траектория №3. Апология страуса, или квантовая кантата
1. История о страусе и тигре
2. Время Ляпунова
3. Голографический мозг
4. голографический космос
5. Мозг и Вселенная объединяются
6. Паттерны – основы жизни, или автопоэтическая Вселенная
7. Физика соединилась с метафизикой
Траектория №4. Поэтотерапия как психотехника счастья
"Болящий дух врачует песнопенье… "
Поэзия как Сюр-Терапия
Из истории жизни
Поэтика стиха
Поэзия как нейролингвистика
Контрапункт поэтики
Открывание черного ящика
Мир как предмет изумления (вербаты)
Траектория №5. Друг гения
|
|
Парадокс – лруг гения
Стилистические формы парадоксов
Ортодокс парадокса (вербаты парадоксов)
Траектория №6. 8 расходящихся тропок
Малая ясность рождает Большое Прояснение
Психогеометрия
Начало тренинга
Путешествие по дому
Психогеометрический практикум
Исследование "правополушарной" территории дома
Иследование "левополушарной" территории дома
Прояснение – это основа Просветления
Траектория №7. Синхронистический тренинг
Три истории из жизни Карла Юнга, описанные им самим
Синхрологический праксис
Значимые встречи (продолжение праксиса)
Понятие об архетипах
Базовые архетипы
Архетипическая карта соответствий
Алхимия судьбы, или синхропсихология в действии
Стратегические задачи и философия толкования
Приложение. Философия тренинга
Гений жизнетворчества
С творческого акта начинается история нашего существования. И не только в плане метафизическом, но и – вполне реально ощутимом физическом.
Некогда мужчина и женщина соединились для того, чтобы свершить зачатие. Это были – наши конкретные родители. И их действия в тот момент вполне уместно квалифицировать как творческую акцию, поскольку ее результатом явилось нечто такое, что среди многочисленных прочих определений обозначается еще и как – творение. А, быть может, это еще и как вполне относится к рубрике "в первую очередь".
И действительно – с какой бы точки зрения мы ни посмотрели на феномен жизни вообще, и в частности – жизни человеческой – с медицинской, биологической, теологической, кибернетической, физико-химической – все они сходятся в едином фокусе: жизнь есть не только творение, но и – творчество.
|
|
Жизнь есть творчество
Этот базовый постулат, собственно, и является ключом к той тайне, которая, будучи сокрытой в нас, открывается нам возможностью бытия и существования.
В общем-то, приведенная аксиома уже успела стать трюизмом. Но только банальный ум с высокомерием отнесется к банальной истине. Интеллект же незаурядный уделит ей весьма пристальное и деятельное внимание и обнаружит в ней возможности изумительных открытий, как это, например, произошло с Эйнштейном, который неутомимо продолжал размышлять о таких "общеизвестных вещах" как время и пространство, когда другим с этим было все ясно.
Мы в данной книге поразмыслим о жизнетворчестве и о том, как стать мастером, и, я не побоюсь употребляемого слова, - гением этого в высшей мере оригинального жанра.
Поэтому сразу определимся в понятиях.
Что самое главное в жизни?
Чтобы наши желания сбывались и намерения реализовались. Это – осевой постулат, на который наматываются, как на стержень катушки, все сценарии, схемы, стратегии и устремления наших индивидуальных бытийствований.
Младенец не просто хочет игрушку – он хочет быть с этой игрушкой.
Юноша не просто хочет стать влюбленным – он хочет быть вместе с объектом своей любви.
Абитуриент не просто хочет поступить в институт – он хочет быть студентом.
Студент хочет быть специалистом.
Специалист хочет быть выдающимся специалистом…
………………………………………………………………………………………………………………… Монах хочет отречения от мирских желаний. И это тоже желание!
Мы хотим быть в нашем жизнетворчестве эффективными. (Хотя, как часто в погоне за эффектностью мы утрачиваем эффективность).
Гений жизнетворчества – это тот, кто реализует собственные намерения с максимальной степенью эффективности. Он свою жизнь превращает в произведение искусства, и сам превращается в автора.
Как видим, волшебство реально – потому что чудо, равно, как и превращения – закон природы.
Все зависит от того, с какой интенсивностью человек задействует креативные программы своего мозга. Креативные – они же – творческие, и они же – эвристические. Приведенные термины – синонимы.
Я не раз задавался вопросом: способен ли "обычный", "среднестатистический" субъект проявить такую же мощь интеллекта, как, скажем, Кант или Пушкин?
Через двадцать лет поисков и исследований я пришел к выводу: да, способен. При этом речь не обязательно может идти о написании чего-то вроде "Критики чистого разума" или "Медного Всадника", хотя темы писания мы также коснемся. Быть великим (в смысле – знаменитым, известным) ученым, писателем, философом, бизнесменом – не только талант, но и судьба. Для этого достаточно познакомиться с биографией Уильяма Блейка – одного из величайших поэтов-визионеров, творившего на стыке восемнадцатого и девятнадцатого столетий, но "открытого" только в двадцатом веке.
Однако, памятуя о том, что важнейшим из искусств является искусство жизни, мы можем представить эту самую жизнь одного из нас как эпопею, по силе равную "Войне и Миру", в то время, как существование другого покажется скучной заметкой в газете – да и то, вчерашней и всеми позабытой.
Не имеет значения, на какую (или – в какую) сферу деятельности направлять креативную силу своего интеллекта. Важно, чтобы это была действительно сфера, а не двухмерная плоскость со столь же вялыми и уплощенными поползновениями.
Сфера предназначения – это то место, заняв которое индивидуум способен тотально ощутить, почувствовать, пережить: я там, где мне надо и хочется быть, где мне интересно, где я осознаю себя востребованным, задействованным и позванным, и это место – мое.
|
|
Такие слова – преддверие состояния, которое мы определяем понятием – Гений Жизнетворчества.
Но.
Появляются вопросы: Да, мне нравится быть в этом. Я чувствую, что это – мое. Однако, как сделать так, чтобы моя деятельность в этом стала и осталась эффективной?
Не надо искушаться вредным и депрессивным мнением и думать, будто зигзаги озарения вонзаются только в единичные головы по какому-то немыслимому сверхнаитию, посещающему только избранных.
Также не стоит пугаться, веря Эдисону, что "гениальность – это 99% пота". Великий японский поэт Басё, например, нисколько не потел, когда выдыхал свои бессмертные трехстишия – хокку.
Вместе с тем, гениальность, безусловно, требует образования. И, если искусство, по выражению Виктора Шкловского, есть сумма приемов, то эта сумма может быть представлена в виде четко отлаженной системы алгоритмов, направленных на формирование и отработку вполне конкретных навыков – тех самых приемов, применяя которые, вы создаете шедевр. Шедевр своей жизни.
Мы используем сумму психотехник стимулирующего свойства.
Речь идет о стимуляции мозга. До такой степени, что его творческая продуктивность становится его базовой, рабочей функцией.
Сам по себе творческий процесс невозможно адекватно описать никаким текстом, никакой формулой, никаким алгоритмом. И всякие попытки подобного свойства оборачиваются неизменным шарлатанством – наподобие популярной раздачи "мистических откровений".
Однако мы вполне корректно способны указать на те условия, в которых это состояние сможет развиться, как саженцы на благодатной почве.
С учетом сказанного, представим структурный план книги.
Итак: эта книга - о том, как стать гением жизнетворчества.
Отсюда следует:
все ее тексты устремлены к единой цели – рассказать и показать, каким образом, и какими способами "завести мотор" творческой функции мозга так, чтобы все остальное время он работал на интуитивном уровне без каких-либо усилий со стороны сознательной воли.
|
|
Тексты компонуются следующим образом:
• информация – теоретическая часть
• праксисы – упражнения, рекомендующие определенные практические действия
• вербаты – медитативные тексты, концентрирующие в себе суть представляемой информации в сжатой, экспрессивной, ритмизованной форме.
Темы:
Медитативная траектория – корпус сюжетных текстов, представляющих собой своеобразные "знаки-указатели" на дорогах наших жизненных странствий.
Формирование видения жизни как сюжетной композиции.
Квантовая физика – как стимулятор ритмов индивидуального жизнетворчества.
Поэтотерапия – оригинальный и эффективнейший способ индуцирования креативного потенциала и мозговой активности.
Ортодокс Парадокса – инструкция, как самостоятельно обучиться парадоксальному мышлению и освоить практику написания афористических медитаций.
Освоение навыков психогеометрического мышления на примере современной "нейрофизиологической" версии Фэн Шуй.
Синхронистический тренинг – позволяющий увидеть смысл наших жизненных комбинаций, сюжетных композиций судьбы, что, в свою очередь, предоставляет возможность более осознанного взаимодействия с Реальностью.
Практикум взаимодействия с архетипами – как естественное продолжение синхронистического тренинга.