Имени профессора И.И. Иванова»
Кафедра высшей и прикладной математики
ПЛАНЫ
лабораторных занятий по дисциплине «Математика»
Направление подготовки бакалавров: 111100.62 Зоотехния, профиль «Разведение, генетика и селекция животных»
Факультет: зооинженерный
Форма обучения: очная
Курск – 20011г.
Лабораторное занятие №1
Матрицы и действия над нами. (2 часа)
Цель: изучить основные понятия, ознакомиться с методикой выполнения основных операций над матрицами.
На лабораторном занятии формируются
знания:
- о матрицах,
- о методике выполнения основных операций с матрицами;
умения:
- выполнение практических действий с матрицами;
навыки:
- обращения табличных данных в виде матрицы,
- применение действий с матрицами в решении задачи практического характера.
Материально-техническое оборудование:
компьютерный класс.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Инструктаж по ТБ.
2.Проверка знаний студентов — их теоретической готовности к выполнению заданий.
3. Общее описание задания.
4. Выполнение заданий.
5. Оформление отчета о лабораторной работе.
6. Анализ
Глоссарий
Выучите определения следующих терминов:
матрица, виды матриц, размерность матрицы, сумма двух матриц, свойства операции сложения матриц, умножение матрицы на число, произведение матриц, свойства операции умножения матриц, возведение матрицы в степень, транспонирование матриц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Инструктаж по ТБ в компьютерном классе.
2. На лабораторном занятии используется фронтальная форма работы.
Контрольные вопросы
1. Что такое матрица? (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
2.Что такое прямоугольная матрица? (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
3. Что такое матрица-строка, матрица-столбец? (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
4. Какая матрица называется квадратной? (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
5. Что такое нулевая матрица, единичная матрица? (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
6. Какие матрицы называются равными? (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
7. Дайте определение операции сложения матриц. (ОК-1,ОК-20, ОК-22, ПК-31)
8. Какое условие необходимо для выполнения операции сложения матриц? (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
9. Перечислите свойства операции сложения матриц? (ОК-1, ОК-20,ОК-22, ПК-31)
10. Дайте определение операции умножения матрицы на число. (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
11. Дайте определение операции умножения матриц. (ОК-1,ОК-20, ОК-22, ПК-31)
12. Какое условие необходимо для выполнения операции умножения матриц? (ОК-1,ОК-20,ОК-22, ПК-31)
13. Перечислите свойства операции умножения матриц? (ОК-1, ОК-20,ОК-22, ПК-31)
14.Дайте определение операции транспонирования матриц. (ОК-1, ОК-20,ОК-22, ПК-31)
3. Необходимо выполнить:
- представленные общие исходные задания;
- представленные индивидуальные задания для студентов, работающих в более быстром темпе (можно выполнить в качестве Д/з);
- оформление отчета о лабораторной работе;
- защита лабораторной работы производится во фронтальной форме.
4. Задания
Общие:
№1. Найти сумму и разность матриц А и В:
а)
б) (ОК-1, ОК-22,ПК-31)
№2. Выполните указанные действия:
а) С=2А+3В,
б) Z= -11А+7В-4С+D,
если (ОК-1, ОК-20)
№3. Выполните указанные действия:
(ОК-1, ОК-20)
№4.Записать в виде матрицы-строки или матрицы-столбца свои данные: возраст, количество лет затраченных на учебу. (ОК-1, ОК-11, ПК-31)
Индивидуальные:
№1. Проверти справедливость формулы (АВ) С=А (ВС.), для матриц:
. (ОК-1, ОК-20)
№2. Проверти справедливость формулы А(В+С)=АВ+АС, для матриц:
. (ОК-1, ОК-20)
№3. Проверти справедливость формулы ,
для матриц: . (ОК-1, ОК-22,ПК-30)
№4. Проверти справедливость формулы , для матриц:
. (ОК-1, ОК-22,ПК-31)
№5 Пять лабораторных животных кормят тремя различными видами пищи. Если определить сij как суточное потребление i-го вида пищи j-м животным, то С=(сij)= является матрицей, отражающей общее суточное потребление. Указать суточное потребление третьего вида пищи вторым лабораторным животным.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Матрица —это прямоугольный массив чисел, записанный в форе строк и столбцов: А= .
Каждое число в матрице называется элементом матрицы.
Размерностью матрицы называется совокупность двух чисел, состоящая из числа её строк m и числа столбцов n.
Если m=n, то матрицу называют квадратной матрицей порядка n.
Операции над матрицами: транспонирование матрицы, умножение (деление) матрицы на число, сложение и вычитание, умножение матрицы на матрицу.
Переход от матрицы А к матрице Ат, строками которой являются столбцы, а столбцами —строки матрицы А, называется транспонированием матрицы А.
Пример: А= , Ат = .
Чтобы умножить матрицу на число, нужно каждый элемент матрицы умножить на это число.
Пример: 2А= 2· = .
Суммой (разностью) матриц А и В одинаковой размерности называется матрица С=А В, элементы которой равны сij = aij bij для всех i и j.
Пример: А = ; В = . А+В= = .
Произведением матрицы Аm n на матрицу Вn k называется матрица Сm k, каждый элемент которой cij равен сумме произведений элементов i-ой строки матрицы А на соответствующий элемент j-го столбца матрицы В:
cij= ai1· b1j + ai2·b2j +…+ ain·bnj.
Чтобы можно было умножить матрицу на матрицу, они должны быть согласованными для умножения, а именно число столбцов в первой матрице должно быть равно числу строк во второй матрице.
Пример: А= и В = .
А·В—невозможно, т.к. они не согласованы.
В·А= . = = .
Свойства операции умножения матриц.
1. Если матрица А имеет размерность m n, а матрица В—размерность n k, то произведение А·В существует.
Произведение В·А может существовать, только когда m=k.
2.Умножение матриц не коммутативно, т.е. А·В не всегда равно В·А даже если определены оба произведения. Однако если соотношение А·В= В·А выполняется, то матрицы А и В называются перестановочными.
3. Операция умножения матриц ассоциативна, т.е.
(А·В)·С = А·(В·С).
4. Операция умножения матриц дистрибутивна по отношению к алгебраическому сложению:
А·(В С) = А·В А·С;
(А В) С= А·С В·С.
5. Если произведение А·В определено, то для любого числа верно соотношение
(А·В) = ( А)·В = А·( В).
6. Если определено произведение А·В, то определенно произведение Вт·Ат и выполняется равенство
(А·В) т = Вт·Ат.
(А·В·С) т = Ст ·Вт·Ат,
при условии, что определено произведение матриц А·В·С.
7. Матрицу А можно умножить саму на себя только если она квадратная.
8. Произведение двух матриц может дать нулевую матрицу, хотя ни одна из матриц-сомножителей не является нулевой.
Две матрицы называются эквивалентными или равносильными (но не равными), если одна из них может быть получена из другой элементарными преобразованиями.
Элементарные преобразования матриц:
- перемена местами двух строк (столбцов);
- умножение строки (столбца) на число, отличное от нуля;
- прибавление (вычитание) к элементам одной строки (столбца) соответствующих элементов другой строки (столбца), умноженных на одно и то же число;
- отбрасывание строки (столбца), целиком состоящий из нулей.
5. Рекомендуемое содержание отчета (для студента).
1. Название лабораторной работы.
2. Цель и задачи исследований.
3. Электронно-вычислительные средства для расчетов.
4. Журнал (тетрадь) исследований (вычислений) с обработкой полученных данных в виде таблиц, графиков (по требованию).
5. Выводы.
6. Анализ и защита лабораторной работы производится по результатам представленного студенческой группой отчета (перечень сделанного, рекомендации, ответы на рассмотренные в процессе выполнения контрольные вопросы).
Преподаватель оценивает знание каждого студента.
Литература