А.А. Катаевой).
Назначение - выявление уровня развития наглядно-образного мышления. Оценивается целостность зрительного восприятия, способность воссоздавать зрительный образ по представлению, зрительное внимание, память, наличие и характер речевого сопровождения ипроизвольной регуляции деятельности, состояние графомоторных навыков.
Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша). Представь, какая она должна быть целая и нарисуй ее».
Стимульный материал: изображение груши, разрезанное на четыре части (диагональный разрез), лист бумаги, фломастеры.
Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки на части. После того, как ребенок называет изображенный на ней предмет, обследующий предлагает нарисовать его целым. В случае, если ребенок неправильно назвал или вообще не назвал изображенный на картинке предмет, взрослый уточняет правильное название предмета. Обследующий спрашивает ребенка: «Посмотри внимательно, ты правильно назвал?»; если такая помощь недостаточна, самостоятельно называет предмет. После «нахождения» названия предмета, ребенок приступает к его изображению. По ходу выполнения задания обследующий обращает внимание на следующие качественные показатели: уровень зрительного восприятия предмета, качество воссозданного целостного образа, зрительное восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения. При необходимости ребенку оказывается дозированная помощь.
|
|
Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.
Разъясняющая помощь: данный вид помощи необходим, когда ребенок не понимает смысла инструкции «Нарисуй целое изображение». В этом случае необходимо дать соответствующее разъяснение типа: «Посмотри, на картинке кусочки груши, если их соединить вместе, получится целая груша. Представляешь, какая она будет? Тогда нарисуй ее». Если ребенку недостаточно такое уточнение, ему необходимо дать указание типа: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треугольная? Какого она цвета? Что у нее есть? Нарисуй ее». После того, как ребенок закончит рисунок, следует задать уточняющий вопрос: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?».