Задание 4. «Разрезные картинки» (стимульный материал)

Назначение - проанализировать умение ребенка создавать целое из частей, сформированность мыслительных операций анализа и синтеза. Выполнение задания возможно при определенной степени развития наглядно-образного мышления.

Инструкция: « Посмотри внимательно наэти карточки. Как ты дума­ешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет».

Стимульный материал: серия разрезных (цветных) картинок разной степени сложности, определяемой конфигурацией раз­реза (горизонтально-вертикальный, диагональный) и количеством раз­резанных частей (2-5). При проведении психологического обследования возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала. Требования к стимульному материалу: предмет, изображенный на картинке, должен входить в запас представлений ребен­ка об окружающем мире. Разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изображения.

Процедура проведения. После объяснения ребенку задания и уточне­ния понимания им инструкции, ему по очереди предъявляют разрезан­ные изображения предметов ‒ от более простых ‒ к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие изображенно­го предмета. Картинку предлагают собирать после того, как узнан нари­сованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно на­рисовано на разрезанных картинках, необходима помощь взрослого, ко­торый обращает внимание на какую-то, наиболее характерную деталь. По ходу выполнения задания обследующий оценивает следующие качественные по­казатели: адекватность восприятия изображенного предмета, способы сложения кар­тинки, поворот полученного изображения на плоскости. В случае зат­руднения выполнения ребенком задания взрослый оказывает опреде­ленный вид помощи.

Стимулирующая и организующая помощь. Такая же как и в задании №1.

Разъясняющая помощь: «Посмотри еще раз внимательно на детали картинки, вспомни, что ты должен собрать, соедини эти детали так, что­бы получился целый предмет».

Введение наглядности: если надо собрать картинку из 3, 4, 5 частей, взрослый берет две подходящие части, соединяет их между собой, не объясняя алгоритм выполнения действия, далее предлагает ребенку про­должить собирать картинку самостоятельно. Другим вариантом нагляд­но-действенной помощи может стать показ картинки с целым изобра­жением предмета.

Конкретная обучающая помощь: следуетпоказать ребенку наиболее характер­ные детали собираемого предмета, уточнить, в какой части изображе­ния они находятся, например, уши вверху, ноги внизу, кабина впереди, хвост сзади и т.д. Наметить план сборки изображения, например, для вертикальных изображений - снизу вверх, для горизонтальных ‒ слева на­право. Вместе с ребенком собрать картинку, с учетом проведенных объяс­нений. После обучения предложить ребенку выполнить аналогичное задание само­стоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: