Назначение - проанализировать умение ребенка создавать целое из частей, сформированность мыслительных операций анализа и синтеза. Выполнение задания возможно при определенной степени развития наглядно-образного мышления.
Инструкция: « Посмотри внимательно наэти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет».
Стимульный материал: серия разрезных (цветных) картинок разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально-вертикальный, диагональный) и количеством разрезанных частей (2-5). При проведении психологического обследования возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала. Требования к стимульному материалу: предмет, изображенный на картинке, должен входить в запас представлений ребенка об окружающем мире. Разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изображения.
Процедура проведения. После объяснения ребенку задания и уточнения понимания им инструкции, ему по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов ‒ от более простых ‒ к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие изображенного предмета. Картинку предлагают собирать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, необходима помощь взрослого, который обращает внимание на какую-то, наиболее характерную деталь. По ходу выполнения задания обследующий оценивает следующие качественные показатели: адекватность восприятия изображенного предмета, способы сложения картинки, поворот полученного изображения на плоскости. В случае затруднения выполнения ребенком задания взрослый оказывает определенный вид помощи.
Стимулирующая и организующая помощь. Такая же как и в задании №1.
Разъясняющая помощь: «Посмотри еще раз внимательно на детали картинки, вспомни, что ты должен собрать, соедини эти детали так, чтобы получился целый предмет».
Введение наглядности: если надо собрать картинку из 3, 4, 5 частей, взрослый берет две подходящие части, соединяет их между собой, не объясняя алгоритм выполнения действия, далее предлагает ребенку продолжить собирать картинку самостоятельно. Другим вариантом наглядно-действенной помощи может стать показ картинки с целым изображением предмета.
Конкретная обучающая помощь: следуетпоказать ребенку наиболее характерные детали собираемого предмета, уточнить, в какой части изображения они находятся, например, уши вверху, ноги внизу, кабина впереди, хвост сзади и т.д. Наметить план сборки изображения, например, для вертикальных изображений - снизу вверх, для горизонтальных ‒ слева направо. Вместе с ребенком собрать картинку, с учетом проведенных объяснений. После обучения предложить ребенку выполнить аналогичное задание самостоятельно.