(модифицированный вариант методики С.Я. Рубинштейн)
Назначение - предназначена для исследования операций абстрагирования и обобщения, уровня развития зрительного восприятия.
Инструкция: « Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета похожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой? Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать эти предметы?»
Стимульный материал - 6 карточек с четырьмя предметными изображениями на каждой, одно из которых лишнее.
Процедура проведения - ребенку последовательно предъявляются задания из 6 серий, начиная с первой. Ребенок должен назвать изображенные на картинках предметы. Затем ребенка просят найти среди изображенных предметов «лишний». По ходу выполнения задания экспериментатор обращает внимание на следующие качественные показатели: способность определять «лишний» предмет, уровень развития обобщающих понятий, избирательность мышления. По мере необходимости ребенку оказывается дозированная помощь.
|
|
Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.
Разъясняющая помощь: «Посмотри внимательно на карточку, сравни между собой, определи, какие из них похожи друг на друга, назови их одним словом и покажи ту картинку, которая на этой карточке лишняя».
Введение наглядности: из четырех указанных на карточке картинок взрослый объединяет между собой две картинки, просит ребенка из оставшихся двух выбрать одну похожую на две найденные, а одну непохожую, лишнюю, и объяснить, почему это так.
Конкретная обучающая помощь: рассматривая карточку, взрослый обращает внимание ребенка на то, что на трех картинках карточки (показывает их) нарисованы предметы, которые относятся к одной группе и которые можно назвать одним общим словом. Спрашивает у ребенка, каким словом можно назвать показанные предметы. Затем обращает внимание ребенка на четвертый предмет, относящийся к другой категории. Спрашивает, каким обобщающим словом его можно еще назвать, например «собака - это кто?» (домашнее животное). Уточняет, что эта картинка не похожа на три другие и является лишней. После этого ребенку предлагается выполнить задания других серий.