Задание 7. «Исключение 4-го лишнего предмета»

(модифицированный вариант методики С.Я. Рубинштейн)

Назначение - предназначена для исследования операций абстрагирования и обобщения, уровня развития зрительного восприятия.

Инструкция: « Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета похо­жи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой? Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать эти предметы?»

Стимульный материал - 6 карточек с четырьмя предметными изображениями на каждой, одно из которых лишнее.

Процедура проведения - ребенку последовательно предъявляются за­дания из 6 серий, начиная с первой. Ребенок должен назвать изобра­женные на картинках предметы. Затем ребенка просят найти среди изоб­раженных предметов «лишний». По ходу выполнения задания экспери­ментатор обращает внимание на следующие качественные показатели: способность определять «лишний» предмет, уровень развития обобща­ющих понятий, избирательность мышления. По мере необходимости ребенку оказывается дозированная помощь.

Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.

Разъясняющая помощь: «Посмотри внимательно на карточку, сравни между собой, определи, какие из них похожи друг на друга, назови их одним словом и покажи ту картинку, которая на этой кар­точке лишняя».

Введение наглядности: из четырех указанных на карточке картинок взрослый объединяет между собой две картинки, просит ребенка из ос­тавшихся двух выбрать одну похожую на две найденные, а одну непохо­жую, лишнюю, и объяснить, почему это так.

Конкретная обучающая помощь: рассматривая карточку, взрослый об­ращает внимание ребенка на то, что на трех картинках карточки (пока­зывает их) нарисованы предметы, которые относятся к одной группе и которые можно назвать одним общим словом. Спрашивает у ребенка, каким словом можно назвать показан­ные предметы. Затем обращает внимание ребенка на четвертый пред­мет, относящийся к другой категории. Спрашивает, каким обобщающим словом его можно еще назвать, например «собака - это кто?» (домашнее животное). Уточняет, что эта картинка не похожа на три другие и явля­ется лишней. После этого ребенку предлагается выполнить задания дру­гих серий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: