Назначение - выявление уровня развития невербального воображения, креативности, состояние графомоторных навыков; оценивается также наличие и характер речевого сопровождения.
Инструкция: « Перед тобой лежат фигурки. Возьми любые, обведи их, дорисуй к ним что-нибудь так, чтобы получился какой-нибудь предмет. Расскажи о своих рисунках. Что это за предметы? Что ты можешь сказать об этом предмете?».
Стимульный материал ‒ геометрические фигурки-шаблоны (круг, квадрат, треугольник), изготовленные из картона, фломастеры, лист бумаги.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигурки, фломастеры, лист бумаги. Предлагают рассмотреть фигурки, назвать их и, используя фломастеры, выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания обследующий оценивает следующие качественные показатели: уровень развития невербального воображения, ведущая рука, уровень развития моторной функции руки, стереотипность, шаблонность мышления, речевая регуляция деятельности. При необходимости ребенку оказывается соответствующая помощь.
|
|
Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.
Разъясняющая помощь: данный вид помощи необходим, когда ребенок не понимает смысла слов «дорисуй что-нибудь, чтобы получилась картина». В этом случае необходимо дать следующие разъяснения. «Подумай, во что можно превратить эту фигурку и нарисуй это». «Подумай, на что похож круг, и нарисуй это». «Подумай, что бывает круглое, и нарисуй это».
Задание 9. «Эхо» (автор Т.А. Фотекова)
Назначение ‒ предназначена для исследования уровня сформированности фонематического восприятия.
Инструкция: представь, что ты «эхо». Сейчас я произнесу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно также повторить их.
Цепочки из слогов с оппозиционными звуками:
БА-ПА-БА ПА-БА-ПА
ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА
ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА
РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА
ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША;
Могут использоваться и другие цепочки.
Процедура проведения. Взрослый произносит цепочку слогов. Ребенок должен повторить предложенную цепочку слогов. Если цепочка произносится ребенком неверно, взрослый не обращает на это внимание ребенка, продолжает произносить следующую слоговую цепочку. Особенности выполнения задания (в т.ч. допускаемые ошибки) фиксируются в протоколе обследования.
Примечания. Практическое использование данного диагностического комплекса заданий предусматривает индивидуальную процедуру его проведения, вариативность в определении предъявляемой последовательности заданий и применении всех рангов сложности задания в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
|
|
Ориентировочное время, затрачиваемое на процедуру обследования, составляет в среднем 50 минут в зависимости от особенностей деятельности ребенка. Обследование может проводиться также в несколько этапов, т.е «неоднократно»; продолжительность каждого этапа – от 10 до 30 минут.
III. 4 Критерии качественной оценки выполнения заданий психолого-педагогического обследования. Примерная схема психологического анализа деятельности обследуемого ребенка
Интерес к заданию______________________________________
_________________________________________________________
Понимание и принятие инструкции_________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Организация (самоорганизация) деятельности________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
Использование помощи (виды помощи, требуется ли постоянная стимуляция в ходе выполнения задания; эффективность оказываемой помо-щи)______________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Способность критически оценить результаты выполнения задания_______________________________________________________
__________________________________________________________
Отношение к ошибкам и замечаниям________________________
__________________________________________________________
Оценка своих возможностей_______________________________
__________________________________________________________
Способ выполнения задания (метод проб и ошибок, опора на зрительное сопоставление, применение логических приемов, перенос на аналогичные задания ранее усвоенных способов) __________________________________________________________
__________________________________________________________
Темп работы (соответствует возрастной норме, замедлен, ускорен, низкий)____________________________________________________
___________________________________________________________
Поведение во время обследования (импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении задания, медлительность, быстрая истощаемость)______________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Особенности внимания: отвлекаемость, колебания внимания, его устойчивость, переключаемость, показатели самоконтроля_________ ___________________________________________________________
Реакция на неудачи (отсутствует, постоянное обращение за оценкой действий, потеря интереса, пассивный уход от выполнения задания, молчаливый отказ от выполнения задания, расторможенность, неадекватные манипуляции с предметами и др.) _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Речевые реакции ребенка_____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Словесный отчет о выполнении задания________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Общий фон настроения: адекватный, эйфоричный, депрессивный, тревожный, проявления возбудимости, расторможенности___________
_____________________________________________________________
Уровень мотивации (активность, сконцентрированность на выполнении задния) ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности эмоционального отношения к заданию и его результатам__________________________________________________________
_____________________________________________________________
Стремление продолжить работу_______________________________