Задание 8. «Обведи и дорисуй» (автор М.М. Нудельман)

Назначение - выявление уровня развития невербального вообра­жения, креативности, состояние графомоторных навыков; оценивается также наличие и характер речевого сопровождения.

Инструкция: « Перед тобой лежат фигурки. Возьми любые, обведи их, дорисуй к ним что-нибудь так, чтобы получился какой-нибудь предмет. Расскажи о своих рисунках. Что это за предметы? Что ты можешь сказать об этом предмете?».

Стимульный материал ‒ геометрические фигур­ки-шаблоны (круг, квадрат, треугольник), изготовленные из картона, фломастеры, лист бумаги.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигурки, фло­мастеры, лист бумаги. Предлагают рассмотреть фигурки, назвать их и, используя фломастеры, выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания обследующий оценивает следующие качественные показатели: уровень развития невербального воображения, ведущая рука, уровень развития моторной функции руки, стереотипность, шаблонность мышления, речевая регуляция деятельности. При необходимости ребен­ку оказывается соответствующая помощь.

Стимулирующая и организующая помощь: см. задание № 1.

Разъясняющая помощь: данный вид помощи необходим, ког­да ребенок не понимает смысла слов «дорисуй что-нибудь, чтобы полу­чилась картина». В этом случае необходимо дать следующие разъясне­ния. «Подумай, во что можно превратить эту фигурку и нарисуй это». «Подумай, на что похож круг, и нарисуй это». «Подумай, что бывает круг­лое, и нарисуй это».

Задание 9. «Эхо» (автор Т.А. Фотекова)

Назначение ‒ предназначена для исследования уровня сформированности фонематического восприятия.

Инструкция: представь, что ты «эхо». Сейчас я произнесу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно также повторить их.

Цепочки из слогов с оппозиционными звуками:

БА-ПА-БА ПА-БА-ПА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА

ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША;

Могут использоваться и другие цепочки.

Процедура проведения. Взрослый произносит цепочку слогов. Ребе­нок должен повторить предложенную цепочку слогов. Если цепочка произносится ребенком неверно, взрослый не обращает на это внима­ние ребенка, продолжает произносить следующую слоговую цепочку. Особенности выполнения задания (в т.ч. допускаемые ошибки) фиксируются в протоколе обследования.

Примечания. Практическое использование данного диагностического ком­плекса заданий предусматривает индивидуальную процедуру его проведения, вариативность в определении предъявляемой последовательности заданий и применении всех рангов сложности задания в зависимости от индиви­дуальных особенностей детей.

Ориентировочное время, затрачиваемое на процедуру обследования, составляет в среднем 50 минут в зависимости от осо­бенностей деятельности ребенка. Обследование может проводиться также в несколько этапов, т.е «неоднократно»; продолжительность каждого этапа – от 10 до 30 ми­нут.

III. 4 Критерии качественной оценки выполнения заданий психолого-педагогического обследования. Примерная схема психологического анализа деятельности обследуемого ребенка

Интерес к заданию______________________________________

_________________________________________________________

Понимание и принятие инструкции_________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Организация (самоорганизация) деятельности________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

Использование помощи (виды помощи, требуется ли постоянная стимуляция в ходе выполнения задания; эффективность оказываемой помо-щи)______________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Способность критически оценить результаты выполнения задания_______________________________________________________

__________________________________________________________

Отношение к ошибкам и замечаниям________________________

__________________________________________________________

Оценка своих возможностей_______________________________

__________________________________________________________

Способ выполнения задания (метод проб и ошибок, опора на зрительное сопоставление, применение логических приемов, перенос на аналогичные задания ранее усвоенных способов) __________________________________________________________

__________________________________________________________

Темп работы (соответствует возрастной норме, замедлен, ускорен, низкий)____________________________________________________

___________________________________________________________

Поведение во время обследования (импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении задания, медлительность, быстрая истощаемость)______________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Особенности внимания: отвлекаемость, колебания внимания, его устойчивость, переключаемость, показатели самоконтроля_________ ___________________________________________________________

Реакция на неудачи (отсутствует, постоянное обращение за оценкой действий, потеря интереса, пассивный уход от выполнения задания, молчаливый отказ от выполнения задания, расторможенность, неадекватные манипуляции с предметами и др.) _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Речевые реакции ребенка_____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Словесный отчет о выполнении задания________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Общий фон настроения: адекватный, эйфоричный, депрессивный, тревожный, проявления возбудимости, расторможенности___________

_____________________________________________________________

Уровень мотивации (активность, сконцентрированность на выполнении задния) ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности эмоционального отношения к заданию и его результатам__________________________________________________________

_____________________________________________________________

Стремление продолжить работу_______________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: