Плоды правдивости в торговых делах

Сообщается, что Хаким ибн Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе 176 до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли 177, то сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено 178 ".

Аль-Бухари и Муслим

Этот хадис является основой для разъяснения того, какие сделки приносят пользу, а какие наносят ущерб, поскольку в нем указывается, что правдивость и честное указание отделяют полезное от вредоносного.

Если человек, участвующий в торговой сделке, будет придерживаться правдивости и честно укажет на все необходимые качества и все недостатки товара, то эта сделка принесет пользу в мире этом, ибо в подобном случае человек выполнит веление Аллаха и Его посланника и не совершит никакого греха, в результате чего эта сделка получит благословение свыше. Такая сделка принесет пользу и в мире вечном, так как за все вышеупомянутое человек получит награду и будет избавлен от наказания.

Если же человек станет лгать и утаивать недостатки предлагаемого товара, не указывая на его реальные качества, то он совершит грех, не говоря уже о том, что подобная сделка благословенной не будет, а последнее означает, что человек, заключивший ее, понесет убытки в обоих мирах.

Из всего вышеизложенного следует, что мусульманам запрещается мошенничать, скрывать недостатки товаров, обманывать, уменьшать меры веса, объема и длины и совершать прочие подобные этим поступки, поскольку все это есть ничто иное, как ложь и утаивание. Кроме того, запрещается искусственно взвинчивать цену179, стараться обмануть другого при заключении торговой сделки, а также встречать людей, доставляющих товары в тот или иной населенный пункт, чтобы продать им что-либо или, наоборот, купить что-то у них180.

Точно так же запрещается лгать при оценке товара, при описании его качеств и в иных случаях.

Общее правило здесь заключается в следующем: если твой брат в исламе или любой иной человек не сообщает тебе о деталях такой торговой сделки, которую ты не пожелал бы с ним заключить, если бы достоверно знал их, то это является ложью и имеет прямое отношение к запретному утаиванию и мошенничеству.

Это правило распространятся на все виды торговых сделок, договоры об аренде, дела, которые ведутся совместно с кем-либо, все виды возмещения, а также на все оговоренные участниками сделки сроки и все имеющие отношение к сделкам документы. Во всем этом раб Аллаха обязан придерживаться правдивости и указывать на недостатки, тогда как лгать и скрывать что-либо ему не разрешается.

Кроме того, данный хадис устанавливает принцип свободы выбора в торговых делах, поскольку в нем указывается, что каждый из участников торговой сделки волен заключить договор или отказаться от него до тех пор, пока он остается на месте заключения сделки, но после того, как стороны расстаются друг с другом, сделка считается вступившей в силу и обязательной к исполнению. Иначе говоря, после этого стороны, заключившие ее, уже лишаются права выбора, если только не происходит ничего такого, в силу чего сделку необходимо будет отменить, например, если не выяснится, что были нарушены какие-нибудь условия, или не обнаружатся сокрытые недостатки, или не вскроется обман, или не возникнут трудности с определением цены товара и так далее.

Смысл предоставления права свободы выбора состоит в том, что всевозможные торговые сделки заключаются весьма часто, и нередко бывает так, что люди начинают жалеть о том, что они купили или продали что-нибудь. Именно поэтому шариат и предоставляет людям свободу выбора, тем самым давая каждому возможность подумать, стоит ли ему заключать ту или иную сделку или же от нее следует отказаться, а Аллах знает об этом лучше.

176 Имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя.

177 Иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель — на условия и сроки оплаты.

178 То есть в конце концов полученная прибыль обернется убытками.

179 Имеются в виду те случаи, когда человек поднимает цену только для того, чтобы помешать другому, или делает это в силу сговора с продавцом, чтобы продать товар подороже, и т.д.

180 В данном случае речь идет о попытках купить или продать что-либо у тех, кто не знает средней цены товара, сложившейся на данный момент на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: