В программе должны быть отражены следующие направления коррекционно-педагогической работы:
· Преодоление отставания в познавательном развитии; развитие познавательной активности ребенка; формирование способов познавательной деятельности.
· Коррекционная работа, направленная на обеспечение полноценного всестороннего психического развития ребенка, которая включает:
– целенаправленное формирование основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций и др.);
– развитие творческих способностей, творческих проявлений в деятельности ребенка;
– формирование аналитико-синтетической умственной деятельности (адекватный анализ воспринимаемого и анализ собственной деятельности, собственных поступков и поведения);
– коррекция развития эмоционально-волевой сферы; формирование необходимых волевых качеств личности, способности к волевому усилию; развитие эмоциональных проявлений; формирование устойчивого положительного настроения и др.;
|
|
– преодоление отрицательных качеств личности, характера ребенка; предупреждение и устранение аффективных и других негативных личностных реакций на педагогические воздействия со стороны окружающих, на ту или иную ситуацию и др.
· Организация жизни и деятельности ребенка в школе (в детском дошкольном учреждении):
– организация поведения ребенка (на занятиях, вне их – в кол- лективе сверстников); преодоление негативных поведенческих реакций;
– формирование целенаправленной деятельности ребенка, навыков планирования и контроля за собственной деятельностью и др.; всестороннее развитие предметно-практической (конструк-ционной, изобразительной) деятельности; формирование игровой деятельности ребенка, развитие навыков, обеспечивающих активное участие в коллективных, в том числе сюжетно-ролевых играх.
· Психологическая адаптация ребенка в коллективе сверстников. Формирование межличностных связей и отношений ребенка с другими детьми воспитательской группы (класса); создание климата «психологической поддержки» для ребенка с ЗПР (со стороны взрослых и других детей данной учебной группы).
· Разносторонняя подготовка ребенка (в ДОУ/подготови-тельном классе) к предстоящему школьному обучению; формирование необходимых учебных навыков, способов учебной деятельности. Обеспечение полноценного усвоения знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой обучения и воспитания в ДОУ и программой школьного обучения.
· Развитие всех сторон речи ребенка. (Особое внимание уделяется формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи.) Работа по подготовке ребенка к обучению грамоте (по индивидуальному плану): формирование языковых предпосылок («языковой способности») к усвоению грамоты; целенаправленное развитие графо-моторных навыков; развитие зрительного, в том числе пространственного гнозиса и др.