double arrow
VI. 4. 1 Основные организационные мероприятия в отношении детей с задержками в развитии (ЗПР легкой и средней степени тяжести) в учреждениях общего образования

· Выяснение особенностей психофизического развития ребенка с ЗПР до поступления в школу (ДОУ общего типа). Выявление и анализ условий, в которых проходило развитие и воспитание ребенка.

Используемые методы: сбор и изучение анамнестических данных(на основе ознакомления с медицинской и педагогической документацией); беседы родителями и педагогами, работавшими с ребенком на предшествующем этапе обучения.

· Знакомство с данными психоневрологического обследования

(беседа с психоневрологом). При необходимости - направление ребенка на повторное психоневрологическое обследование.

· Предварительное (до начала учебного года) знакомство педагога с ребенком в целях выявления некоторых личностно-психологических особенностей, поведенческих реакций, получения данных об уровне познавательного развития, уровне овладения отдельными видами практической деятельности.

Рекомендуемые методы: беседа с ребенком, наблюдение за ним в процессе игровой и предметно-практической деятельности, в ходе общения со сверстниками и т.д.

· Окончательное решение вопроса о возможности обучения и воспитания ребенка в данном образовательном учреждении; в случае необходимости – повторное направление ребенка на ПМПК.

Решение вопроса о выборе наиболее адекватной формы обучения ребенка: в ДОУ – обычная или специальная группа для детей с ЗПР; в школе – индивидуальное (на дому) или школьное обучение, обучение в обычном классе или классе коррекционно-развивающего обучения.




· Направление ребенка с ЗПР на углубленное психолого-педа-гогическое обследование. Обследование проводит психолог данного образовательного учреждения или психолог «Психологи-ческой службы» органов управления образованием (консультационно-диагностического центра).

· Составление программы индивидуальной работы с ребенком, имеющим задержку в развитии. (Индивидуальная программа коррекционного обучения и воспитания составляется совместно детским психологом, педагогом /воспитатель, учитель класса/,

дефектологом, социальным педагогом и педагогом-методистом.)

· Обеспечение постоянного врачебного контроля за состоянием здоровья ребенка и его психофизическим развитием; периодическое психоневрологическое обследование ребенка.

· Осуществление тесного контакта в работе педагога и психолога. Педагог и психолог совместно составляют программу индивидуальной работы с ребенком; постоянно обмениваются информацией об успехах ребенка на учебных и специальных «корригирующих» занятиях (психологическая коррекция); психолог дает педагогу рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к ребенку с учетом его личностно-психологических особенностей, рекомендации по организации и содержанию педагогической работы, направленной на развитие основных психических процессов и функций (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций) в процессе учебных занятий, в ходе ежедневного разностороннего общения педагога с ребенком. (при проведении игровых и предметно-практических занятий, режимных моментов и др.).



· Работа с родителями ребенка. Систематическое проведение бесед педагога с родителями с целью обмена информацией; рекомендации родителям по вопросам организации и содержания развивающих занятий с ребенком дома, оказания помощи ребенку при выполнении домашних заданий и др. Регулярные беседы-консультации по следующим вопросам:

– организация правильного режима дня;

– обеспечение полноценного познавательного развития ребенка, ликвидация пробелов в познавательном развитии;

– занятия в домашних условиях по развитию у ребенка навыков предметно-практической деятельности;

– достижение прочного усвоения ребенком учебного материала (знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения в образовательном учреждении);

– обеспечение полноценного физического развития ребенка, формирование; развитие необходимых двигательных навыков и умений.

· Обсуждение (на педагогическом совете, заседании методического объединения) вопросов дифференцированного и индивидуального подхода к детям в условиях данного образовательного учреждения.

· В конце учебного года (по завершении определенного периода обучения) предусматривается повторное рассмотрение вопроса о путях и организации дальнейшего обучения и воспитания ребенка; при необходимости – повторное направление ребенка на ПМПК.






Сейчас читают про: