III. Слова, обозначающие качества, свойства предметов

(«Словарь признаков»)

Качест- ва предме- тов   Слова-по- нятия, обо- значающие качества (признаки) предметов Наличие слова в словаре ребенка   Сформиро-ванность соответст-вующего понятия Неадек- ватная замена нужного слова- понятия другим При- ме- ча-ния    

красный _________________________________

Цвет синий __________________________________

зеленый ________________________________

желтый ________________________________

черный _______________________________

белый _____________________________

коричневый _____________________________

голубой _____________________________

фиолетовый _____________________________

оранжевый ______________________________

серый ___________________________________

Слова, обозна-чающие качества предме- тов Воспроиз- водимые детьми слова-лексемы Наличие слова в словаре ребенка Сфор-мирован- ность соответст-вующего понятия Неадек-ватная замена нужного слова-понятия При-ме- чания

Форма круг ____________________________

предме- квадрат ____________________________

тов треугольник ____________________________

полукруг ____________________________

овал ____________________________

прямоугольник____________________________

________________________________________________________

Величина большой ___________________________

(размер) маленький ___________________________

предмета больше / побольше_______________________

меньше ___________________________

самый большой__________________________

самый маленький_________________________

Прост- длинный _____________________________

ранствен- короткий _____________________________

ные ха- высокий _____________________________

рактерис- низкий _____________________________

тики широкий ____________________________

предметов узкий _____________________________

толстый _____________________________

тонкий _____________________________

длиннее ____________________________

короче _____________________________

выше _____________________________

ниже _____________________________

толще _____________________________

тоньше _____________________________

__________________________________________________

Мате- деревянный /ая _________________________

риал, из стеклянный __________________________

которого бумажный __________________________

изготов- резиновый __________________________

лены железный __________________________

предметы стальной __________________________

шерстяной __________________________

фарфоровый ___________________________

Слова- понятия, обозна-чающие:   Воспро-изводи-мые детьми слова-лексемы Наличие слова в словаре ребенка Сформи- рован-ность соответствующего понятия Неадек-ватная замена нужного слова- понятия другим Приме- чания

IV.

Простран- спереди ____________________________

ственные сзади ____________________________

представ- перед ___________________________

ления о вверху ____________________________

располо- внизу ____________________________

жении справа ____________________________

предме- слева ____________________________

тов около ____________________________

вокруг ____________________________

близко ____________________________

далеко ____________________________

ближе ____________________________

дальше ____________________________

________________________________________________________

V. Вре- сначала _____________________________

менные потом _____________________________

ориенти- после(чего либо)________________________

ры скоро/ не скоро__________________________

сразу после ____________________________

не сразу ____________________________

________________________________________________________

VI. Харак- быстро ___________________________

тер про- медленно ___________________________

текания без остановки___________________________

действия с остановками___________________________

(события) еле-еле ____________________________

во времен- очень быстро ___________________________

ном плане совсем медленно_________________________

VII. Утро ___________________________

Время День ___________________________

суток Вечер ___________________________

Ночь ____________________________

Утром ____________________________

Днем ____________________________

Вечером ___________________________

Ночью ____________________________

________________________________________________________

VIII .

Явления дождь _____________________________

природы снег _____________________________

ветер _____________________________

гроза _____________________________

молния (гром) __________________________

облака _____________________________

туман _____________________________

________________________________________________________

IX.

Матема - один ___________________________

тичес- много ___________________________

кие поня- немного ___________________________

тия (по- несколько ___________________________

нятия о ни одного ___________________________

количест- больше ___________________________

ве, мно- меньше ___________________________

жестве) поровну ____________________________

больше на один___________________________

меньше на один___________________________

VII. 2 Комплексный подход к диагностике и устранению

заикания у детей и подростков

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. известный отечественный невролог и психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического и психического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, осложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь учением И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, заикание некоторые исследователи называют заболеванием центральной нервной системы в целом.

Заикание – нарушение речи, которое внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах.

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: