В образовательных учреждениях общего типа

В отношении детей и подростков с нарушениями речи (легкой и средней степени тяжести), поступающих в учреждения общего образования (ДОУ, массовая школа), педагогами и медицинскими работниками образовательных учреждений должны быть проведены следующие мероприятия.

· Своевременное выявление нарушений в речевом развитии у детей. (Выявление задержки речевого развития у детей 3-х летнего возраста, а также у детей, поступающих в школу; выявление нарушений звукопроизношения и голоса – у детей 4-5 лет.)

· Объективно проведенное разграничение нарушений речевого развития и физиологических (возрастных) недостатков речи, общего недоразвития речи (ОНР) и временной задержки в формировании речи (у детей дошкольного возраста).

· Участие педагогов ДОУ и общеобразовательной школы в организации и проведении профилактических осмотров – обследования состояния речи детей логопедом детской поликлиники. Своевременное направление детей, у которых в ходе профилактического осмотра были выявлены нарушения речи, на углубленное обследование к логопеду детской поликлиники или консультационно-диагностического центра.

Контроль за обеспечением каждого ребенка, имеющего нарушения речи, логопедической помощью.

• Дети второй младшей (3-4 года) и средней (4-5 лет) возрастной группы ДОУ, а также дети, поступающие в школу, при обнаружении у них серьезных речевых нарушений (ОНР, выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия [при II-III степени тяжести речевого дефекта], ринолалия, сложная полиморфная дислалия) направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Цель направления на ПМПК - решение вопроса о переводе ребенка в специальный детский сад или логопедическую группу при ДОУ общего или комбинированного вида (или – о направлении ребенка в коррекционную школу 5-го вида).

• Дети с выраженными нарушениями звукопроизношения (дислалия, «стертая форма» дизартрии), с нерезко выраженными расстройствами темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой и средней степени тяжести, спотыкание) направляются к логопеду детской поликлиники или логопедического пункта при школе или ДОУ общего типа.

• Дети с выраженными нарушениями голоса направляются на обследование (в случае необходимости – и для прохождения курса лечения) к врачу-фониатру. Занятия с такими детьми может проводить также логопед детской поликлиники или специализированного «Речевого центра».

• Все дети с нарушениями речи (вне зависимости от характера речевой патологии) должны состоять на учете у логопеда детской поликлиники. Соответствующий учет детей с недостатками речи (среди воспитанников воспитательской группы или учащихся класса) осуществляет и педагог образовательного учреждения.

Дети со стойкими нарушениями голоса предварительно направляются на обследование к врачу-отоларингологу. Все дети с заиканием и другими расстройствами темпа и ритма речи (тахилалия, брадилалия, спотыкание) должны пройти обследование (а при необходимости и курс лечения) у врача-невропатолога или детского психоневролога.

На логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах и ДОУ направляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи: нерезко выраженное общее недоразвитие речи, дефекты произношения отдельных звуков; недостатки речи, связанные с аномалиями в строении или функционировании артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия); заикание; недостатки в письме и чтении. Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразова-тельных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Для занятий на логопедическом пункте отбираются, прежде всего, те учащиеся, которые при чтении и на письме допускают большое количество ошибок на смешение и замены букв.

Необходимо учитывать, что логопед оказывает помощь не всем детям, которые по тем или иным причинам не могут овладеть грамотным письмом и правильным чтением, а только тем из них, кто делает специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико-грамматических средств языка. Обычно дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе. Это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.

Специалисты, работающие с детьми, имеющими выраженные (тяжелые) нарушения речи, должны учитывать особое состояние центральной нервной системы детей, имеющих речевые нарушения: для них характерны: раздражительность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, эмоциональная лабильность, расстройства настроения. Многие дети имеют различные двигательные нарушения; быстро устают; плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое катание на качелях. У таких детей отмечаются: недостаточность регулирующей функции речи; неустойчивость внимания и памяти; низкий уровень понимания словесных инструкций; слабый уровень контроля за собственной деятельностью; нарушение познавательной деятельности; низкая умственная работоспособность.

Важное значение имеет своевременное установление тесного контакта и взаимосвязи между педагогами и воспитателями ДОУ (или школы) и логопедом и врачами специального профиля. Здесь следует указать на следующие аспекты.

· Установление тесного контакта и взаимосвязи между педагогами и воспитателями ДОУ (или школы) и логопедом и врачами специального профиля. Педагог получает от логопеда и врачей сведения о характере отмечаемых у детей нарушений речевого и психофизического развития (в форме логопедического и врачебного заключений), а также перечень необходимых рекомендаций по осуществлению индивидуального педагогического подхода к ребенку на учебных и внеучебных занятиях.

В рекомендациях логопеда должны содержаться указания, определяющие характер участия педагога в работе по коррекции недостатков речи у детей.

· Педагог (воспитатель группы) принимает непосредственное участие в комплексной коррекционной работе по устранению недостатков речи у детей (нарушений звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи). Педагог, в соответствии с рекомендациями логопеда, используя предоставленный им методический материал (учебные задания, упражнения, наглядно-дидактический материал и др.), участвует в работе по закреплению навыков «правильной речи» (например, навыков нормативного звукопроизношения, полученных детьми на логопедических занятиях). При проведении «словарной работы» и формировании грамматически правильной речи на уроках русского языка (или групповых занятиях в ДОУ) педагог уделяет особое внимание детям с нарушениями и недостатками речи. Важную роль играет постоянный контроль со стороны педагога за речевой деятельностью (речевые высказывания в «контексте» диалогического общения, монологические высказывания и т.д.) детей и подростков на учебных и внеучебных занятиях (соблюдение детьми нормативного произношения, норм грамматически правильной речи и др.).*

· Взаимосвязь в работе учителя (воспитателя) и логопеда осуществляется и в плане постоянного обмена информацией о продвижении и успехах ребенка на логопедических занятиях, о том, насколько эффективно осуществляется автоматизация (закрепление) усвоенных речевых навыков на общеобразовательных (воспитательских) занятиях, в процессе других видов деятельности и в повседневной жизни ребенка в детском саду.**

· Совместно с логопедом педагог образовательного учреждения участвует в организации педагогической работы родителей по закреплению навыков «правильной речи», формируемых у детей на логопедических занятиях и занятиях общеобразовательного цикла.

· В тех случаях, когда учитель не может самостоятельно справиться с недостатками речи у ребенка, а также при отсутствии в городе или районном центре логопедических пунктов при общеобразовательных школах аналогичная помощь может быть оказана логопедами, работающими в детских поликлиниках.

· Как уже указывалось ранее, педагоги общего профиля могут принимать участие в обследования состояния речи, проводимым логопедом образовательного учреждения; в частности, некоторые этапы обследования (выявление недостатков звукопроизношения, состояния словарного запаса и отчасти обследование связной речи детей) могут проводиться воспитателями (педагогами школы) под руководством логопеда. С учетом этого, ниже приводится примерный вариант обследования уровня сформированности словарного запаса у ребенка старшего дошкольного (младшего школьного) возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: