Общего типа

В процессе групповых занятий должен осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом отклонений в его развитии и личностно-психологических особенностей, Для наиболее эффективного осуществления коррекционно-педагогической работы учителю (педагогу-воспитателю) необходимо тщательно изучить и проанализиро­вать характер затруднений в обучении ребенка, на основании че­го разрабатывается индивидуальный план занятий с ним.

Большое значение приобретает опора на положительные и бо­лее сильные стороны личности обучающегося: активность, сохранные двигательные навыки, относительно развитую фразовую речь, интеллектуальные возможности и др.

Для эффективной организации учебной (познавательной) деятельности детей с ЗПР рекомендуются следующие мероприятия.

· Определение наиболее рационального учебного места ребенка на занятиях, что обеспечивает постоянный контакт педагога с ребенком, индивидуальный подход к нему в процессе учебной и предметно-практической деятельности.

· Индивидуальное планирование учебной (и предметно-практи-ческой) деятельности ребенка:

– планирование практической деятельности ребенка, степени его участия в каждом занятии;

– определение объема выполняемой ребенком работы;

– планирование оказываемой ребенку помощи со стороны педагога (объем и характер индивидуальной помощи и др.);

· Индивидуальный подход к ребенку на учебных занятиях * проводится с использованием следующих педагогических приемов:

– прием совместных действий (какая-либо часть задания или все задание в целом выполняется ребенком совместно с педагогом, под его руководством);

– прием частичного выполнения задания в сочетании с поэтапным, «дробным» выполнением заданий: на учебном занятии ребенок выполняет не все задание полностью, а какую-то, например, основную его часть. Задание, выполненное другими детьми в течение одного занятия полностью, ребенком с ЗПР может быть выполнено в 2-3 этапа. С этой целью используются занятия в группе продленного дня в школе, занятия в ДОУ, проводимые во второй половине дня, а также организуемые в домашних условиях занятия родителей с ребенком по заданию педагога.

· Проведение индивидуальных дополнительных занятий с ребенком (желательно, непродолжительных по времени).

Цели таких занятий:

– ликвидация пробелов в познавательном развитии;

– формирование навыков учебной деятельности (умения работать вместе с педагогом и др.);

– формирование навыков предметно-практической деятельности (конструкционной, изобразительной и др.);

– развитие навыков речевого общения;

– обеспечение полноценного усвоения программного материала (знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения и воспитания).

· Осуществление «щадящего» подхода к ребенку при организации его учебной деятельности:

• дозирование учебных нагрузок (на учебных занятиях, в течение учебного дня), соблюдение необходимых пауз, перерывов в работе (заполняемых выполнением вспомогательных действий, например, «обязанностей» помощника учителя /воспитателя группы/ и др.);

• правильное сочетание учебной и игровой (предметно-прак-тической) деятельности; обдуманное, целенаправленное использование игровых форм работы (например, выполнение учебного задания на основе дидактической игры и т.п.).

· Организация педагогом помощи ребенку со стороны других детей класса (воспитательской группы). Используются соответствующие формы работы:

– работа (на учебных занятиях) в паре с «сильным» (продвинутым в интеллектуальном и речевом отношении) ребенком, обладающим необходимыми личностными качествами;

– совместное выполнение учебного задания несколькими детьми («бригадный метод»); ребенку с ЗПР может поручаться при этом выполнение каких-либо несложных операций или практических действий;

– организация педагогом индивидуальной и групповой «опеки» ребенка с ЗПР со стороны других детей, имеющих определенные «педагогические задатки» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: