Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего

обучения*

В классы компенсирующего обучения принимаются или переводят­ся дети «группы риска», не имеющие выраженных отклонений в раз­витии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы).

При нормальном интеллектуальном раз­витии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытыва­ют трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой ра­ботоспособности вследствие соматической ослабленности, ча­стичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных мик­росоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обна­руживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных про­цессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом на­блюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая це­ленаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импуль­сивность, гиперактивность.

Перечисленные особенности, но в сочетании с нарушениями па­мяти, восприятия, мышления характерны для детей с задержкой пси­хического развития церебрально-органического генеза или детей с умственной отсталостью, что является важным критерием в диффе­ренциально-диаг-ностическом плане при решении вопроса о выборе образовательного учреждения для таких детей.

Ведущим в характеристике детей «группы риска» является снижен­ная работоспособность различной природы: при повышенной утом­ляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройства­ми поведения.

Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:

1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляе­мостью:

а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребен­ка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная асте­ния и др.);

б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, церебро-эндокринные состо­яния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;

в) астено-невротические состояния соматогенной и церебраль­но-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);

г) астенические состояния на фоне нередко выраженных сен­сорных дефектов.

2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами пове­дения:

а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);

б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой
школы, энурез, энкопрез);

в) психогенное патологическое формирование личности;

г) синдром истинной невропатии;

д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных меро­при- ятий;

е) синдром гармонического психического (психофизического) ин­фантилизма;

ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);

з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбуди­мости неустойчивости, истероидности, психастении);

и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизо­френия, эпилепсия);

к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-орга­ничес- кой природы (без нарушений интеллектуального разви­тия), не требующие направления в специальную школу.

3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения яв­ляется также педагогическая запущенность детей с нормальным ин­теллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микро­
социальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учрежде­ниях.

Противопоказанием для направления детей в классы компенсиру­ющего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) задержка психического развития церебрально-органического гене-
за;

б) олигофрения;

в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой пси­хического развития, должны быть направлены в специальные образова­тельные учреждения (классы, группы) коррекционного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: