Лекция № 8. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость

Т. Пейн о государстве и праве

Томас Пейн (1737-1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии США периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение колоний (Пейн в 1774 г., т. е. накануне Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства.

Наиболее известное произведение Т. Пейна - памфлет "Здравый смысл". В рамках данного сочинения автор, формулируя республиканские идеи, выступает с критикой государственного устройства Великобритании.

Т. Пейн, вслед за французскими просветителями, рассматривает возникновение государства как результат общественного договора. Верховная власть в государстве, по его мнению, должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления - о праве народа на революцию и восстание. Таким образом обосновывалась и допустимость отделения колоний от Англии, подразумевающая образование собственного независимого государства.

Выступив с критикой монархии как "самой несправедливой и несовершенной из всех систем правления", Т. Пейн заявляет о необходимости учреждения правления республиканского, "учрежденного в интересах общества и осуществляемого в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Соответственно, верховной властью в стране должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права.

Конституция США, принятая в 1787 г., также явилась объектом критики Т. Пейна. Ее недостаток он видел в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, Пейн предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять конституцию.

Правовые взгляды Т. Пейна соответствовали современной ему естественно-правовой теории: он различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи человеку по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу слова. С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". В результате возникли гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества.

По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных является следствием появления частной собственности. В этом вопросе Т. Пейн полемизировал со своим идейным противником А. Гамильтоном, полагавшим, что деление на богатых и бедных имеет естественное происхождение. Вместе с тем Пейн не видел несправедливости в существовании имущественных различий между гражданами. А основополагающим принципом свободы он считал обеспечение политического и правового равенства граждан.

В целом, политические взгляды Пейна выражали интересы наиболее широких слоев американского общества - фермеров. Они оказали большое воздействие на ход Войны за независимость. Более того, некоторые положения политико-правового учения Т. Пейна повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и способствовали формированию идеологии чартистского движения в Англии.

Политические взгляды Т. Джефферсона

Политические взгляды Т. Джефферсона (1743-1826), третьего президента США, были близки позиции Т. Пейна. Джефферсон, также, как и Пейн, воспринял естественно-правовую теорию в ее наиболее радикальной и демократической трактовке.

Томас Джефферсон выдвинулся в число лидеров патриотического движения за четыре-пять лет до провозглашения независимости. В 1774 г. он опубликовал анонимно, - но об авторстве его было хорошо известно - блестящий памфлет "Общий обзор прав Британской Америки" и был внесен властями штата в проскрипционные списки и суда в Англии.

О Джефферсоне узнали в других колониях. Он был избран делегатом I, а затем и II Континентального конгресса. Но все же, когда в июне 1776 г. 33-летнему виргинскому плантатору поручили составление Декларации независимости, это было неожиданностью.

Написание Декларации стало звездным часом Джефферсона. Даже если бы Джефферсон после признания Декларации полностью устранился от политики, все равно его имя осталось бы в анналах истории. О Войне за независимость в мире судят по Декларации 4 июля 1776 г., ставшей символом Американской революции. Огромная популярность Декларации независимости способствовала закреплению за Джефферсоном славы духовного вождя революции.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права - феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

Джефферсон напоминал английскому королю, что предки колонистов до эмиграции были свободными жителями, а поэтому должны быть таковыми и впредь. Автор Декларации был противником монархической формы правления. Его идеалом была демократическая республика, основанная на мелком фермерском хозяйстве.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для страны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму.

Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений.

Политико-правовые взгляды А. Гамильтона

Важную роль в формировании политико-правовых учений США сыграл Александр Гамильтон (1757-1804), известный политический публицист и государствовед.

После принятия Декларации независимости почти все штаты, как стали называть себя недавние колонии, уже в 1776- 1777 гг. приняли собственные конституции, провозгласив суверенитет, следовательно, верховенство своих законов.

Руководители борьбы за независимость пытались соединить воевавшие штаты в рамках единого государства. По очевидным причинам нужды войны требовали объединения их ресурсов. Однако ратификация "Статей конфедерации", первой конституции США, затянулась более чем на три года. Конституция, созданная в интересах ведения войны, для нее принесла мало пользы, а испытания миром не выдержала. Статьи конфедерации, создав слабую конфедерацию, обрекли США на прозябание в международных делах.

Внутри страны разгул суверенитетов штатов быстро создал катастрофическое положение. Свирепствовала инфляция. Разгул спекуляции подтолкнула безудержная эмиссия бумажных денег в штатах.

Недавние вожди в Войне за независимость созвали конституционный конвент для пересмотра "Статей конфедерации". Постановили работать в глубокой тайне.

Гарантировав защиту от давления извне, участники конвента пришли к выводу, что исправить "Статьи конфедерации" нельзя. В острых дискуссиях они составили новую конституцию. Новый нормативно-правовой акт насчитывал всего 5000 слов с небольшим, но именно он является по сей день основным законом США.

Однако за разработкой конституции следовал процесс, результаты которого предсказать было трудно, - обсуждение конституции в легислатурах штатов, и лишь по одобрении и ратификации девятью штатами она вступала в силу.

Когда 17 сентября 1787 г. текст конституции стал известен, разразилась газетная буря, выявившая острое недовольство документом. Ожесточенность нападок потрясла создателей конституции. Одним из первых в ее защиту выступил Александр Гамильтон, бывший одним из самых близких соратников Д. Вашингтона. Одаренный публицист, оригинальный политический мыслитель, он решил объяснить жителям своего штата Нью-Йорк преимущества новой конституции. Он привлек к сотрудничеству виргинца Джеймса Мэдисона (1751-1836), справедливо считающегося "отцом конституции". Оба - Мэдисон и Гамильтон - были делегатами конституционного конвента. Третьим участником предприятия стал опытнейший юрист Джон Джей (1745-1829), одно время президент Континентального конгресса.

По обычаю того века все трое решили сохранить анонимность, укрывшись в статьях, написанных для газет штата Нью-Йорк под одним псевдонимом Публий. Этот псевдоним был избран не случайно. Имелся в виду легендарный основатель Римской республики Публий Валерий Публикола.

А. Гамильтон задумал создать развернутое философское обоснование конституции. Никогда не удовлетворяясь малым, он хотел сформулировать "символ веры" нации.

Первая статья триумвирата появилась через месяц с небольшим после окончания заседания Конституционного конвента - 27 октября 1787 г., последняя - 28 мая 1788 г. Всего появилось 85 статей под общим названием "Федералист". Авторские заслуги Джея были минимальными - он написал пять статей, не имевших особо важного значения. Пятнадцать статей принадлежали Мэдисону, пятьдесят одна вышла из-под пера Гамильтона, и еще три написали совместно Гамильтон и Мэдисон. Авторство оставшихся одиннадцати статей точно не установлено.

В "Федералисте" были подвергнуты критике губительные политические, экономические, социальные последствия суверенитета штатов. Это и торгово-промышленная конкуренция, и борьба за незанятые западные земли, и стремление к политической гегемонии. Особенно опасными в условиях отсутствия сильной центральной власти, доказывал Гамильтон, были конфликты между враждебными социальными группировками, имевшимися в каждом штате. Гамильтон высмеивал распространившиеся в США представления о том, что в республике, каковой являлась Североамериканская конфедерация, уже в силу ее природы исключена возможность острых социальных столкновений.

Гамильтон считал, что федеративное устройство преодолеет слабость конфедеративной организации США, закрепленной "Статьями конфедерации" 1781 г. Только сильная центральная власть, по его мнению, была способна создать прочное государство. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Теоретические воззрения Гамильтона сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу конституции США.

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать необходимость республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, очень похожей на власть главы государства дуалистической монархии. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольные решения". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным центром. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высший государственный орган. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.

Конечно, идеи Гамильтона были крайним выражением тех тенденций и намерений, которые характеризовали позиции депутатов Конституционного конвента. В конце концов, конвент сумел выработать более ускоренный вариант федеральной президентской республики, но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом.

Оценивая политические и правовые взгляды Джефферсона и Гамильтона, необходимо отметить весьма существенный момент. Впервые идеи западноевропейских мыслителей были конкретизированы в конституционных установлениях и закреплены в конституционных документах. Так, Декларация независимости США, провозглашая образование нового государства, закрепила развитые Джефферсоном идеи народного суверенитета и право народа на революцию. А сложившиеся под влиянием Локка и Монтескье взгляды Гамильтона стали теоретической основой Конституции США 1787 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: