Требования к страхованию ответственности арбитражных управляющих устанавливаются Федеральным Законом от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно ст. 20 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» «Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок».
Страховая сумма по договору страхования устанавливается также в соответствие с требованиями ст. 20 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»: «Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, а именно не может быть менее чем: - три процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над ста миллионами рублей при балансовой стоимости активов должника от ста миллионов рублей до трехсот миллионов рублей;
- шесть миллионов рублей и два процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремястами миллионами рублей при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;
- двадцать миллионов рублей и один процент размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллиардом рублей при балансовой стоимости активов должника свыше одного миллиарда рублей. Страховой тариф составляет от 0,2% до 1% от страховой суммы.
Условия договора страхования соответствуют всем требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
ОСАО «Россия» осуществляет страхование ответственности арбитражных управляющих с 2003г.
41. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику,
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом,
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая), — запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам,
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная законом о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.
В целях обеспечения наступления предусмотренных выше последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.
42. Должник без письменного согласия временного управляющего не вправе совершать сделки:
- связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества общества, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов общества на дату введения наблюдения;
- связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом общества.
Должник не вправе принимать решения, которые могут ухудшить финансовое состояние общества и в результате которых изменяется состав имущества общества, а именно решение:
- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации общества;
- о создании юридических лиц или об участии общества в иных юридических лицах;
- о создании филиалов и представительств;
- о выплате дивидендов или распределении прибыли общества между его учредителями (участниками);
- о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
- о выходе из состава учредителей (участников) общества;
- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.
Должник не вправе удовлетворять денежные требования кредиторов.
Перечень ограничений полномочий органов управления общества носит закрытый характер и может быть расширен только по решению суда.
По всем иным вопросам, кроме оговоренных выше, должник осущ-вляет свою текущую деятельность в обычном порядке.
Так же, не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель общества обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества общества, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.
43. Временный управляющий вправе:
- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 закона о банкротстве;
- заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
- принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 Федерального закона (связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой);
- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности,
- получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника,
- осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия,
Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника,
Временный управляющий обязан:
- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводить анализ финансового состояния должника, выявлять кредиторов должника,
- вести реестр требований кредиторов, уведомлять кредиторов о введении наблюдения, созывать и проводить первое собрание кредиторов,
- представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 Федерального закона (бюллетени для голосования, документы, подтверждающие полномочия участников собрания, материалы, представленные участникам собрания для ознакомления и утверждения, документы, свидетельствующие о уведомлении кредиторов и уполномоченных органов о дате, месте проведения собрания иные документы по усмотрению арбитражного управляющего или собрания кредиторов).
44. Закон определяет порядок установления размера требований кредиторов на стадии наблюдения.(ст. 71)
Установление требований — система мероприятий, осуществляемая для целей участия кредиторов в мероприятиях конкурса, в частности в собраниях кредиторов. Кредитор может заявить об установлении своих требований, либо не делать этого — момент своего вступления в процесс определяет сам кредитор.
Свои требования кредитор направляет в арбитражный суд, должнику, временному управляющему. Срок заявления кредиторами своих требований — 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Все требования кредиторов включаются в реестр только на основании определения арбитражного суда о включении требований в реестр — это означает, что по собственной инициативе временный управляющий не может включить в реестр даже установленные требования.
45. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были и внесены в реестр требований кредиторов.
В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника и представитель работников должника.
К компетенции первого собрания кредиторов относятся:
- принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
- принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
- принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
- определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
- определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
- выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
- решение иных предусмотренных Законом о банкротстве вопросов.
Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего.
Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления, а также может содержать требования к кандидатуре внешнего управляющего.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.
Протокол первого собрания кредиторов должен быть представлен в арбитражный суд временным управляющим не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов (п.2 ст.65 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
46.
47. Фина́нсовое оздоровле́ние — в Российской Федерации одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.
Для введения финансового оздоровления должник или третьи лица (по согласованию с должником) должны обратиться на стадии наблюдения к первому собранию кредиторов (или арбитражному суду) с ходатайством о введении финансового оздоровления, с приложением плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и сведений о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (ст.76-78 Закона о банкротстве). План финансового оздоровления и график погашения задолженности утверждаются собранием кредиторов (ст.84-85 Закона о банкротстве)
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и др. способами. Соответствующее соглашение заключается в письменной форме в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. Лица, предоставившие обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения (ст.79 и п.2-3 ст.75 Закона о банкротстве).
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более чем 2 года (ст.80 Закона о банкротстве) и одновременно суд утверждает административного управляющего (порядок его назначения, права и обязанности регламентируется ст.83 Закона о банкротстве), осуществляющего контроль за деятельностью должника и ходом выполнения плана финансового оздоровления.
48. В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия, но с ограничениями: одни имущественные сделки могут быть совершены только с согласия собрания (комитета) кредиторов (например, выдача займов, сделки с имуществом на сумму более 5% активов и др.), другие - только с согласия административного управляющего и др. (например, получение займов, сделок с имуществом и др.) (ст.82 Закона о банкротстве). Сделки, совершенные должником с нарушением установленных ограничений, могут быть признаны судом недействительными.
На основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя учредителями (органами) самого должника (ст.69 Закона о банкротстве).
49. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, по которому административный управляющий составляет заключение. Если удовлетворены не все требования кредиторов или не предоставлен отчет, то созывается собрание кредиторов для принятия решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд либо о введении внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления суд принимает один из судебных актов (ст.88,92 Закона о банкротстве):
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует;
- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года. Поэтому, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, суд не может вынести определение о введении внешнего управления (ст.92 Закона о банкротстве).
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
При погашении должником всех требований кредиторов до истечения установленного срока финансовое оздоровление оканчивается досрочно и суд прекращает производство по делу о банкротстве (ст.86 Закона о банкротстве).
С момента введения финансового оздоровления наступают последствия, предусмотренные(ст.81 Закона о банкротстве): требования кредиторов предъявляются только в рамках дела о банкротстве; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; по долгам, возникшим до даты введения финансового оздоровления, перестают начисляться неустойки (штрафы, пени), проценты и иные финансовые санкции - взамен по этим долгам с даты введения финансового оздоровления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования и др.
50. Г рафик погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.
При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.
Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.
График погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.
В случае введения финансового оздоровления в порядке, установленном пунктами 2 или 3 статьи 75 Федерального закона (если первое собрание не приняло решение о применении процедур банкротства, либо собрание приняло решение о введении внешнего управления или признания должника банкротом, а суд вынес определение о финансовом оздоровлении при ходатайстве учредителей, третьих лиц с обеспечением банковской гарантией), график погашения задолженности должен отвечать требованиям статьи 75 Федерального закона (погашение задолженности – через месяц с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и в течение года. Кроме того, сумма банковской гарантии, сумма обеспечения должны превышать размер обязательств, включенных в реестр требований кредиторов на 20%).
Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона.
Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности.
Внесение изменений в график погашения задолженности:
В случае неисполнения должником графика погашения задолженности (непогашение задолженности в установленные сроки и (или) в установленных размерах) учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений или погасить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Копия ходатайства направляется административному управляющему.
Административный управляющий созывает собрание кредиторов не позднее чем через 14 дней с даты получения ходатайства.
В случае принятия решения о внесении изменений в график погашения задолженности собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений.
В случае отказа собрания кредиторов утвердить внесенные в график погашения задолженности изменения собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.
В случае, если размер требований, заявленных кредиторами в ходе финансового оздоровления и включенных в реестр требований кредиторов, превышает более чем на 20% размер требований кредиторов, погашение которых предусмотрено графиком погашения задолженности, административный управляющий обязан не позднее чем через 14 дней с даты включения указанных требований в реестр требований кредиторов созвать собрание кредиторов для принятия решения о внесении изменений в график погашения задолженности.
В случае принятия решения о внесении изменений в график погашения задолженности собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений.
Арбитражный суд вправе вынести определение о внесении в график погашения задолженности изменений только в отношении требований, включенных в реестр требований кредиторов.
Внесение изменений в график погашения задолженности не может являться основанием для отказа лица или лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, от исполнения обязательств по обеспечению обязательств в соответствии с графиком, о котором заключалось соглашение.