Политика как общественное явление

Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. В своем трактате «Политика» он определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город-государство в Древней Греции).

Политика (от греч. polis – город-государство и его производного politike – государственные, общественные дела) – это деятельность по реализации интересов индивидов, больших социальных групп и всего общества, связанная с использованием государственной власти.

Определение политики – предмет многолетних дискуссий ученых. Среди множества определений политики можно выделить следующие:

- сфера действия государства, партий, общественных движений;

- борьба за власть, ее использование и удержание;

- деятельность по управлению общественными делами;

- особый вид общения социальных групп и отдельных личностей;

- деятельность по принятию решений в обществе, где существует разница интересов.

Политика – это наука и искусство. Как наука политика требует использования достоверной и оперативной информации и знаний о политической власти и механизме ее функционирования. Как искусство политика предполагает творчество, интуицию, талант. В этом смысле «политика есть искусство возможного».

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

- низший уровень включает в себя решения местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется отдельными индивидуумами или местными органами самоуправления;

- локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в социально-экономическом развитии своего региона;

- национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что обусловлено ролью и значением государства как основного института по распределению ресурсов в обществе;

- международный уровень, на котором главными субъектами политического процесса выступают суверенные государства.

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

1) определение стратегических целей развития общества;

2) руководство и управление обществом, обеспечение инновационности общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);

3) выражение интересов различных социальных групп общества, выявление и разрешение возникающих социальных конфликтов;

4) интеграция общества, обеспечение его целостности и стабильности;

5) рационализация общественной жизни.

Участники политических отношений в политологии называются субъектами или акторами (от англ. глагола to act – действовать). Субъект – это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию.

Субъекты политики делятся на:

- первичные – отдельные личности, социальные общности (социальные группы, страты, этносы, народ);

- вторичные (создаваемые целенаправленно людьми);

- политические институты (государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения).

1.2 Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи учебной дисциплины

Политология (от греч. politike – государственные, общественные дела и logos – слово, понятие, рассуждение) есть наука о политике. Первое понятие ввел в употребление Аристотель, второе – Гераклит.

Стремление понять и осмыслить политику появилось в период формирования первых государств. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой характерно представление о божественном происхождении власти и правителей. С середины I тысячелетия до н.э. политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, появились первые теоретические концепции, развивавшиеся в рамках единого философского знания. Этот процесс связан с трудами таких политических мыслителей древности, как Конфуций, Платон и Аристотель. Они впервые системно описали формы государственного устройства, классифицировали их, выявили закономерности функционирования власти. Это была философско-этическая форма познания политики.

В период средних веков и Нового времени проблемы политики, власти, государства исследовались в трудах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Гегеля и др. Они не только сделали политическую науку предметом самостоятельного изучения, но, освободив ее от религиозно-этической формы, значительно развили ее. В своих произведениях они обосновали теории общественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Становление политологии как самостоятельной отрасли человеческого знания произошло в конце XIX в. Это было связано с появлением первых массовых политических партий, введением в ряде стран всеобщего избирательного права, появлением и широким распространением бихевиористских, эмпирических методов исследования.

По мнению многих ученых начало академической политической науки связано с открытием в 1857 г. американским профессором истории и политической экономии Френсисом Либером в Колумбийском колледже (ныне Колумбийский университет) кафедры политической теории и истории. В 1880 г. его преемник, Джон Берджес, на базе этой кафедры открыл Школу политических наук.

В к. XIX – н. XX вв. возникла сеть учебных заведений и научных центров, целью которых стало исследование политики и политических процессов. Для координации усилий ученых в изучении политики в 1903 г. была учреждена Американская ассоциация политической науки.

Параллельно шел процесс институциализации политической науки в Западной Европе. После Второй мировой войны политология получила мировое признание. По инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. состоялся Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы, а также было принято решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. В этом же году было рекомендовано преподавание политологии как обязательной учебной дисциплины для всех стран-членов ООН. С 1949 г. действует созданная под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация политической науки, которая каждые три года проводит международные конгрессы. Очередной XXI конгресс прошел в Сантьяго в июле 2009 г.

Политология как учебная дисциплина решает следующие задачи:

1) политология достоверно и объективно описывает политическую жизнь, раскрывает закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов, общественно-политических организаций;

2) политология, кроме передачи определенной суммы знаний о политике, призвана научить студентов защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать общественного консенсуса;

3) политология рационализирует всю политическую жизнь, т.е. делает ее разумной, предсказуемой. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации.

1.3 Политология: предмет, структура, методы и функции

В отечественной научной литературе отчетливо сложились две точки зрения по отношению к политологии.

Первая: политология в широком смысле слова – это интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Она синтезирует и объединяет выводы, полученные другими науками, изучающими политику (политической философией, политической социологией, политической психологией, юриспруденцией, политической историей, политической антропологией, политической географией). Согласно второй точке зрения, политология в узком смысле слова – это общая теория политики, т.е. специальная научная теория, изучающая лишь политическую сферу жизни общества во всех ее проявлениях.

Объектом политологии выступает политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Предметом политологии является феномен политической власти, ее сущность, институты, закономерности развития и функционирования.

Структура политологии впервые определена Международным коллоквиумом по проблемам политической науки (Париж, 1948 г.), на котором было решено, что основными проблемами ее исследования и изучения являются:

1) политическая теория, включающая теорию политики и историю политических учений;

2) политические институты (центральные и местные правительства, правительственные учреждения, функции, осуществляемые этими институтами, а также те социальные силы, которые данные институты создают);

3) партии, группы, общественное мнение;

4) международные отношения.

В политологии используются разнообразные методы научного познания. Наиболее полно систематизация методов политологии осуществлена профессором В.П.Пугачевым. Он делит методы исследования политических объектов на следующие три группы:

1) общие методы – социологический, нормативно-ценностный, функциональный, бихевиоральный, структурно-функциональный анализ, системный, институциональный, антропологический, психологический, сравнительный, исторический;

2) общелогические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, математические, прогностические методы и др.;

3) методы эмпирических исследований – использование статистики (прежде всего электоральной), анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение, теория игр и др.

К функциям политологии относятся:

1. Информационно-познавательная. Изучение политологии позволяет получать новую информацию, раскрывающую сущность познаваемых проблем, способствует познанию теории и практики мирового общественного развития, роли государства, политической системы обществ, партий и т.д.

2. Критически-мировоззренческая, воспитательная. Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных позиций оценивать общественные явления, отстаивать нравственно-политические ценности.

3. Прогностическая. Политологическая теория не только решает задачи сегодняшнего дня, но и стремится заглянуть в будущее, опередить практику, научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей в политике – одна из важнейших задач политической науки.

4. Регулятивная или прагматическая. Политология немыслима в отрыве от реальной жизни, политической деятельности, поскольку без правильного диагноза политической ситуации невозможны единственно правильные политические решения.

5. Аналитическая. Политология помогает анализировать результаты политической деятельности партий, народа, вскрывать имеющиеся трудности, просчеты и ошибки.

Тема 2. Основные этапы становления и развития политической мысли

2.1 Политическая мысль периода Античности и Средних веков

Возникновение и развитие политической мысли начинается с появлением политической власти и государства. Вершиной развития политической мысли античности и средневековья являются работы Платона, Аристотеля и Ф. Аквинского.

Платон – автор сочинений «Государство», «Законы», в которых он рассматривает различные формы государственного устройства. К неправильным формам относятся: тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия, тирания. К правильным – монархия и аристократия. Правильные формы должны основываться на справедливых законах. По мнению Платона, цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать свое дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве ведут к его распаду. Единство государства возможно, если отсутствуют разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных. Теория «идеального государства» предполагает деление общества на три сословия: философы (правители), стражники и воины (охрана государства), крестьяне и ремесленники (обеспечивают материальный достаток государства). Платон считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философы и воины должны были быть лишены этого. Наличие семьи и частной собственности допускалось для низшего сословия.

Аристотель – ученик Платона, изложил свои взгляды в работе «Политика». Он рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения). Для человека государство является величайшим благом.По его мнению, гражданином является не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная черта гражданина – добродетель, которая состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. В зависимости от цели, которую ставят правители, Аристотель различает правильные (общие блага) и неправильные (корыстные цели) формы государственного устройства. К правильным относятся монархия, аристократия, полития, а к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Он был противником олигархов, которые стремились узурпировать власть и деньги. Также был против чрезмерной нищеты – это ведет к восстаниям за передел собственности. Источником социальной стабильности считал людей среднего достатка (чем их больше, тем лучше для государства), а политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы. Философ отмечает, что государство существует не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Цель политики – справедливое общее благо.

В эпоху средневековья философско-этическая концепция вытесняется религиозной концепцией, христианство претендует на особую роль в обществе и государстве.

Фома Аквинский – философ-теолог. В работах «Сумма теологий» и «О правлении государей» отмечает, что государство не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей. Философ рассматривает взаимоотношения власти короля и власти папы: всякая власть установлена богом. Отсюда и происходит термин «теократия» - власть бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадлежат только тела людей, а не их души. Над душами властвует церковь и наместник бога – римский папа. Насколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть выше власти земного государя. Так же организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы – господам. По мнению философа, власть – это единственный объединяющий государство принцип, без которого оно обречено на гибель.

2.2 Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и буржуазных революций

Эпоха Возрождения связана с возникновением в недрах разлагающегося феодального общества капиталистических отношений, с появлением и экономическим ростом класса буржуазии, развитием городов, ремесел, торговли, технических изобретений. В противовес средневековому аскетизму был выдвинут принцип гуманизма, в центре которого находился не бог, а человек. Гуманисты критиковали средневековые догмы, лежавшие в основе религиозной морали. Они выступали против контроля церкви над образом мыслей и деятельностью человека; воспевали желания человека к познанию, способность к самосовершенствованию, образованность и знания. Мыслители считали, что человек является создателем своей судьбы; утверждали, что основой истинной морали является труд и истинное благородство заключается не в знатности происхождения, а в нравственных качествах и добродетелях человека.

Н. Макиавеллиитальянский мыслитель, основоположник современной политической науки (политические исследования рассматривал как самостоятельное научное направление). Он окончательно освободил политическую науку от религиозно-этической формы; считал, что политическая мысль должна служить решению практических, реальных задач. Государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми. Их целью является обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Сторонник объединения Италии. Автор работ «Государь» и «Рассуждения», в которых разоблачал жестокость правителей-тиранов, говорил о превосходстве республики над монархией и о современных методах управления.

Спиноза – нидерландский философ-материалист. Отрицал феодальные общественные порядки. Считал, что государство возникло на основе договора и призвано обеспечить человеку возможность обрести свободу, в том числе свободу совести, мысли, слова. Был уверен, что людьми нельзя управлять с помощью и посредством страха.

Томас Гоббс - английский философ и политический мыслитель. Разработал светскую теорию политической власти и государства, т.е. отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Государство возникает в результате общественного договора. Люди, живущие в состоянии хаоса (войны всех против всех), заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государств. В обмен на закон и порядок люди добровольно ограничили свою свободу. Верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не должна вмешиваться в личные дела граждан. Люди могут делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность.

Монтескье – представитель Франции, внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Является основоположником географического направления в социологии. Он доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают нравственный облик народа и форму правления. Монтескье выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая призвана обосновать принцип законности, обеспечить свободу и сделать право регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. Именно в разделении властей он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью.

Ж.Ж. Руссо – французский мыслитель, идеолог мелкой буржуазии, в первую очередь, крестьянства. Критиковал феодально-сословные отношения. Отрицал частную собственность, но считал, что уничтожить ее уже невозможно. Поэтому необходимо заменить крупную собственность мелкой, основанной на личном труде. Философ отрицал эффективность представительной демократии и защищал различные формы непосредственной демократии.

2.3 Основные направления исследований современных западных политологов, ведущие центры и школы

В современных зарубежных политологических исследованиях выделяют четыре направления:

1. Сравнительные – используются исследования по конкретному вопросу в различных странах с целью дальнейшего сопоставлении и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

2. Исследования в области международных проблем – изучение развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга (проблемы войны и мира, внешняя политика, проблемы национальной и международной безопасности).

3. Исследование отношений между Западом и Востоком.

4. Изучение динамики общественного мнения (предпочтения избирателей, технологии избирательных кампаний, формирование имиджа политического лидера).

В соответствии с поставленными задачами, политологи разных стран проводят исследования на различных уровнях: эмпирическом, теоретическом, фундаментальном и прикладном.

В центре внимания исследователей разных стран и школ находятся такие проблемы политологии, как: политическая власть, теории власти и властных отношений, политические системы и режимы современности, политическая культура и идеология, геополитика, международные отношения, политическая модернизация общества и др.

Центральной задачей американской политологии является разработка проблем политической власти. При этом выделяют два уровня исследования: 1. анализ конституционных основ и принципов политической власти (конгресс, институт президентства и административно-управленческого аппарата); 2. анализ политической власти и политического поведения (механизм функционирования общественного мнения, деятельность политических партий и движений).

В английской политологии в современных условиях происходит усиление экономической, социологической, социально-психологической направленности политических исследований. Особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизму политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии поведения избирателей. Английские политологи занимаются изучением теорий конфликта, согласия и плюралистической демократии.

Политология Германии сочетает теоретико-философский характер исследований с политико-социологическими разработками. Особое внимание уделяется: 1. теориям политических систем; 2. сравнительному и историческому изучению типов господства и их идеологического оформления; 3. социологии политических институтов, партий, политического поведения; 4. анализу общественного мнения и роли СМИ.

Для политологии Франции характерно усиление внимания к исследованию политических процессов в рамках конституционного права и обоснованию теоретических и государственных аспектов политической власти.

2.4 Эволюция политической мысли в Беларуси

Генезис политической мысли в Беларуси предполагает следующие периоды развития: средневековье (Х1 – ХУ вв.): Возрождение и Реформация (ХУ – ХУ1 вв.): контрреформация и феодально-католическая реакция (начало ХУП – сер. ХУШ вв.); эпоха Просвещения (2-я пол. ХУШ в.); революционно-демократические идеи Х1Х в.; современный этап развития политических идей в Беларуси. Своеобразие политической мысли связано с периодами вхождения Беларуси в состав различных государств.

Наиболее яркими мыслителями и просветителями Беларуси являются Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный, К. Калиновский. Их взгляды способствовали развитию национального самосознания, национальной этической и политической мысли.

Ефросинья Полоцкая выступала за расширение социальных функций государства, за введение государственной помощи обездоленным слоям, отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования и создания обширной сети школ и библиотек.

Кирилл Туровский внес существенный вклад в единение восточнославянских земель, осуждал раскольничество и вероломные действия князей. Утверждал, что до тех пор, пока люди будут нарушать моральные и правовые нормы, они не смогут достигнуть справедливого общественного строя. Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и обоснования наличия сильной власти.

Франциск Скорина особое внимание уделял принципам правового государства (власть закона и культ права). Считал, что законопослушание является нормой. При выработке законов необходимо руководствоваться как естественным правом, так и местными традициями и особенностями развития. При этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом. Ф. Скорина рассматривал соотношение политики и морали, исходя из христианских представлений, отмечал естественное происхождение власти, политических институтов и права.

Микола Гусовский в своих произведениях критиковал государственное устройство ВКЛ, его внутреннюю и внешнюю политику. Осуждал волюнтаризм и разбой угнетателей, приводящий к бедствиям простого народа. Важную роль отводил просвещению, морали, искусству и науке. Он автор идеи единения и дружбы европейских народов, создания союза европейских государств.

Сымон Будный выступал с критикой существующего государственного строя, требовал ограничения помещичьего своенравия, равенства всех перед законом и справедливости правосудия. Осуждал авторитаризм и догматизм в мышлении, интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм. Отстаивая право государства на принуждение и наказание, предпочтение отдавал не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали. С. Будный сформулировал функции политической власти: руководство общественной жизнью, поддержание спокойствия и порядка в обществе, защита граждан. Его политическим идеалом являлась просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Цель правления – достижение общественного блага.

Кастусь Калиновский создал программу преобразования общества, соединяющую идеи революционного демократизма и утопического социализма. Критиковал крепостничество, показал паразитизм помещиков и тяжелое положение народа, осуждал самодержавие, царский суд и армию. Освобождение народа связывал с победой демократической революции и переходом власти в руки народа. Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивается по реальным делам и заслугам. Признавал право народа на самоопределение и высказал идею создания литовско-белорусского государства, независимого от Польши и России.

Тема 3. Политическая власть

3.1 Происхождение, сущность, основные черты и функции политической власти

Основной проблемой политики является проблема власти. По своей природе и происхождению власть — явление социальное. Потребность во власти возникает из необходимости сохранения обществом своей целостности и единства. Поддержание стабильности социума предполагает согласование общественных процессов. Оно осуществляется либо в ходе естественного взаимодействия людей, либо благодаря целенаправленному воздействию специальных органов. В обществе устанавливается определенный порядок, который регулирует общественные отношения через социальные институты. Следовательно, властные отношения образуются прежде всего для поддержания общественного порядка. Власть есть выражение объективной потребности социальных общностей в саморегуляции и организации. Власть различают по объёму (от семейной до государственной), по характеру реализации (бюрократическая, демократическая, деспотическая) и по объекту (личная власть, власть в группе, политическая власть).

Политическая власть — это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю посредством политики и правовых норм.

Политическую власть характеризуют следующие отличительные признаки. Во-первых, легальность использования в пределах государства. Во-вторых, верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. В-третьих, публичность, то есть всеобщность и безличность (обращение от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам). В-четвертых, моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В-пятых, многообразие ресурсов.

Власть в обществе выполняет такие функции, без осуществления которых наступит хаос и общество не сможет жить нормальной жизнью. Главными, основными функциями можно считать господство, руководство, управление, организация, контроль.

Руководство как функция государственной власти выражается в выработке и принятии принципиально важных для общества решений, в определении его ключевых целей, планов, перспектив.

Управление осуществляется через непосредственную повседневную практическую деятельность, направленную на выполнение разработанных руководством планов. Суть управления — в принятии решений по поводу возникающих в обществе конкретных проблем.

Организация предполагает согласование действий отдельных людей, групп, политических институтов. Чтобы управлять и руководить, нужно не только отдавать приказы сверху вниз (от руководителей и управленцев к подчиненным), но и обеспечить взаимосвязь, упорядочить контакты между людьми.

Функция власти — контроль — выражается в том, что она наблюдает за соблюдением законов, норм, правил поведения в обществе. С помощью контроля власть получает информацию о том, какие последствия имеют ее управленческие воздействия. Это помогает ей корректировать при необходимости свою политику.

3.2 Легитимность и эффективность политической власти

В современной политологии легитимность означает форму поддержки, оправдания власти. Легитимность — это определенный, исторически сложившийся порядок достижения согласия между властными структурами и обществом.

Легальность власти есть юридическое бытие власти. В узком смысле легальность власти — это законность власти, ее юридическая правомочность, соответствие правовым нормам.

Легитимность — это доверие и оправдание власти, утверждение правомерности существования данных социальных и политических институтов, признание справедливости интересов и целей, выдвигаемых ими. Это политическое признание законности правления. Легитимность тесно связана с оценкой власти, в том числе и моральной.

М. Вебер сделал легитимность предметом самостоятельного исследования и выделил три исторических типа легитимного господства. Традиционная легитимность основана на авторитете «вечно вчерашнего», на авторитете нравов, освященных значимостью и привычкой их соблюдать. Виды традиционной легитимности: власть старейшин, власть вождя племени (патриархальное господство), власть монарха (патримониальное господство).

Харизматическая легитимность основана на вере в необычный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием качеств вождя у какого-либо человека. По Веберу, харизматическая легитимность присуща пророкам, избранным князьям, плебисцитарным властителям, политическим партийным вождям. Харизматическое господство способствует появлению лидеров, идущих навстречу требованиям масс.

Рационально-легальная легитимность основана на силе закона, на вере в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами. Основой подчинения является не личностный фактор, а закон. Приход рационально-правовой легитимности связан, по Веберу, со становлением политики как профессиональной деятельности, т.е. со становлением политических профессий. В жизнь правовые механизмы должны проводиться специально обученными чиновниками – бюрократией.

Процесс подтверждения властью своей легитимности называют легитимацией. Политический анализ показывает, что легитимация власти связана с ее эффективностью.

Под эффективностью власти понимается ее результативность, степень выполнения ею своей функций, реализация ожиданий граждан. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

3.3 Ресурсы политической власти

В структуре властных отношений важным элементом являются ресурсы власти. Ресурсы власти – это все те средства (материальные и нематериальные), использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Р. Даль отмечал, что ресурсы – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Ресурсы связаны с важнейшими сферами жизнедеятельности общества: экономическими, социальными, культурно-информационными, принудительными.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления.

Социальные ресурсы – это способность изменения (повышения или понижения) социального статуса, места в социальной структуре общества.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения. Как считает известный американский социолог-прогнозист О. Тоффлер, в конце XX века знания и ресурсы становятся важнейшим ресурсом власти.

Принудительные ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти, так как их использование способно лишить индивида жизни, свободы, материальных ценностей. Принудительные ресурсы – это оружие и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляет армия, полиция, служба безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: знаниями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д.

Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографический ресурс. Человек – это универсальный ресурс, производящий другие ресурсы. Причем, человек выступает не только ресурсом власти, но и ее субъектом и объектом.

Ресурсами власти также являются и убеждения, интересы людей, их чувства и эмоции. В этом плане следует подчеркнуть, что эффективным ресурсом могут стать менталитет народа, его религиозные и национальные чувства.

Тема 4. Политическая система общества

4.1 Политическая система: структура, функции и типология.

Выдающийся немецкий биолог Л. Фон Барталанфи ввел в научный оборот в первой четверти XX века такое понятие как система, объясняя обменные процессы клетки с окружающей средой. А американский политолог Т. Парсонс перенес данное понятие уже на рассмотрение общества. Он выделял такие признаки систем, как:

- наличие нескольких элементов или единиц;

- наличие определенного принципа связи между элементами;

- разнокачественность данных элементов;

- наличие относительной границы между системой и окружающей средой.

Т. Парсонс представлял общество, как взаимодействие нескольких подсистем, которые находятся во взаимодействии, выполняют определенные функции, реагируют на требования среды или самих подсистем и тем самым обеспечивают жизнедеятельность общества.

Нарастающее внимание к системному характеру политики закрепило термин «политическая система» в политологии в середине XX века для описания властных отношений.

Политическая система как механизм власти, обеспечивающий функционирование единого социального организма, представляет собой многие подсистемы, структуры и процессы, через которые она взаимодействует с ними и выступает по отношению к ним доминирующим фактором. По мере развития и усложнения общественной жизни структура политической системы модифицируется: либо меняется с изменением окружающей среды, либо адаптируется к ней, либо опережает.

Структурными компонентами (подсистемами) политической системы являются:

1. Институциональная подсистема, состоящая из общественно-политических институтов и организаций, где главное место принадлежит государству, которое обладает максимальной политической властью.

2. Нормативно-регулятивная подсистема, основу которой составляет право, выступающее главным нормативным регулятором всех общественных отношений. В праве выражается государственная воля, установленная властью.

3. Коммуникативная (функциональная) подсистема, состоящая из политических отношений и политического режима и включающая в себя разнообразные формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между политическими системами других стран.

4. Культурная подсистема, включающая политическую культуру и политическое сознание.

5. Идеологическая подсистема, т.е. совокупность политических идей, теорий, лозунгов, формирующих различные общественно-политические институты.

Жизнедеятельность политической системы проявляется через выполняемые ею функции, в которых выражается социальная сущность и предназначение политической системы. К приоритетным функциям политической системы относятся: целеполагание, мобилизация, консолидация, легитимация, адаптация, сохранение системы, регулирование политических отношений, выработка правил политической деятельности, политическая социализация, политическое рекрутирование и другие.

Политическая система, являясь сложным, богатым по содержанию явлением, подлежит классификации по различным критериям. Так, марксистские ученые, исходя из формационного подхода, различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического общества. Западные ученые выделяют открытые и закрытые политические системы, в зависимости от динамичности политической системы и ее связи с окружающей средой. В соответствии с типом политического режима – политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от типа общества и уровня его развития логично выделять доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные политические системы. По шкале политической культуры выделяют четыре типа политических систем – англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные и тоталитарные. По содержанию и формам управления различают – либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские и авторитарно-консервативные политические системы. Можно упомянуть и другие типологии: по стилю правления или по типу государства.

4.2 Средства массовой информации в политической системе общества

СМИ влияют на принятие управленческих решений государственными органами и должностными лицами, участвуют в формировании и трансформации имиджей политиков и политических партий.

Вместе с тем ошибкой было бы буквально понимать известную метафору «СМИ – четвертая ветвь власти», так как они не имеют официальных властных полномочий.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. «О средствах массовой информации», СМИ – это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Закон выделяет такие виды СМИ как газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.

СМИ в политической системе общества выполняют следующие функции:

- информационная функция. Получение и распространение сведений о наиболее важных для общества и власти событиях. Следует учитывать, что информация СМИ включает не только факты, но и их интерпретации;

- образовательная функция. Сообщение гражданам новых знаний, в том числе, в сфере политики;

- функция социализации. СМИ способствуют усвоению человеком политических норм, ценностей и образцов повеления, помогает личности адаптироваться к социальной действительности;

- функция критики. СМИ имеют широчайшие возможности для всестороннего и объективного анализа и критики практически всех элементов политической системы, включая сами СМИ;

- контрольная функция. В свое контрольной функции СМИ опираются на силу и авторитет общественного мнения;

- функция артикуляции и интеграции. СМИ способствуют объединению политических единомышленников, формированию различных групп интересов, позволяют публично выражать общую позицию;

- мобилизационная функция. Побуждение людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.

Некоторые исследователи также выделяют инновационную (инициирование политических изменений), оперативную (регулярное обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций), формирование общественного мнения.

По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:

- обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;

- адекватно отражать общественное мнение.

Отношения СМИ и государства могут быть представлены как:

- политический режим определяет место СМИ в политической системе и характер отношений между СМИ и государством;

- государство формирует нормативно-правовую базу деятельности СМИ, путем принятия соответствующих законов;

- государство учреждает собственные СМИ, являясь их собственником и определяя их информационную политику;

- государство не вмешивается в законную деятельность негосударственных СМИ;

- государство в лице уполномоченного органа реагирует на нарушение СМИ законодательства о СМИ вплоть до их ликвидации и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.

4.3 Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь

Политические системы очень разнообразны, так как на их формирование влияют различные факторы:

- геополитическое положение;

- уровень социально-экономического развития;

- тип государства (правовое, неправовое);

- гражданское общество;

- тип политической культуры и наличие политических субкультур;

- традиции и наследие прошлого.

Однако современный мир развивается, совершенствуется, и каждая страна находит свой путь, двигаясь по общему вектору – вектору цивилизации. Так и Республика Беларусь, находясь в стадии трансформации, достаточно существенно трансформирует и политическую систему, несмотря на то, что некоторые обществоведы обращают наше внимание на не комплексный и не последовательный характер преобразований, проводимых в государстве и на малую эффективность и слабую адаптацию институтов власти к запросам и нуждам общества.

К основным направлениям развития политической системы Республики Беларусь следует отнести:

- более четкое соблюдение принципа разделения властей;

- повышение роли парламента;

- усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти;

- продолжить реформирование избирательного кодекса;

- создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой;

- совершенствование отношений государства с частным предпринимательством;

- повышение уровня правовой и политической культуры.

Создание политической системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью невозможно без углубления процесса формирования гражданского общества и правового государства, без привлечения новых форм взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья. Дальнейшая демократизация политической системы нашего государства должна достигаться наряду с повышением качества и уровня жизни каждого человека и гражданина, что является основой их свободы и социальной активности.

Тема 5. Политический режим

5.1 Политический режим как характеристика политической системы

Важной характеристикой политической системы является политический режим. Политический режим – это система методов и средств осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между органами власти, обществом и личностью.

В социально-политической литературе чаще всего выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Основными критериями классификации политических режимо в являются способы осуществления народом своего суверенитета, принципы образования и функционирования государственных органов, взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Существенное влияние на тип режима оказывают взаимоотношения партий с другими элементами политической системы и взаимоотношения представителей одной партии в парламенте. Основанием дифференциации режимов могут быть также степень централизации государственного аппарата и участие оппозиции в политической жизни страны, правовой статус личности, политические идеалы и др.

5.2 Тоталитаризм: признаки и разновидности

Тоталитарный режим - это политический режим, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

Отличительными признаками тоталитаризма являются:

- культ власти, восприятие ее как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования;

- монополия одной партии на власть, не ограниченная, по сути, никаким законом и даже уставом самой партии;

- сращивание партийного и государственного аппаратов, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;

- абсолютная концентрация власти в руках небольшой группы лиц, опирающихся на властвующую партию;

- фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;

- система террора и насилия как средства осуществления власти, выход карательных органов из подчинения закону и обществу;

- монопольный контроль партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, сверхцентрализованное плановое руководство и управление хозяйственной деятельностью.

Характерным для тоталитаризма признаком выступает идеологизация всей общественной жизни. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер, что позволяет активно манипулировать массовым сознанием.

Как свидетельствует практика, тоталитарные режимы чаще всего возникают в условиях глубокого кризиса, характерного для всех сфер жизнедеятельности общества, нарастающей политической и экономической нестабильности в обществе, иногда – для решения жизненно важной для государства стратегической задачи.

Именно в такой обстановке формируются важнейшие разновидности тоталитаризма: фашизм, национал-социализм, коммунистический тоталитаризм.

Коммунизм советского типа – исторически первая и классическая форма тоталитаризма, наиболее полно выражающая сущностные черты этого строя.

Итальянский фашизм, установленный в 1922 году, - вторая разновидность тоталитаризма. Однако черты тоталитарного режима выразились в нем не в полной мере, т.к. он стремился не столько к радикальному преобразованию общества, сколько к возрождению могущества Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Границы итальянского фашизма в значительной степени регулировались влиятельными государственными кругами: короля, аристократии, офицерского корпуса, церкви.

Национал-социализм – третья разновидность тоталитаризма. Возникший в Германии в 1933 году, он имеет родство с фашизмом, а также тяготеет к советскому коммунизму, заимствуя у него революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарного государства, партии.

5.3 Авторитаризм: сущность и особенности развития

Авторитарный режим – это политический режим, установленный или навязанный формой власти, которая сконцентрирована в руках единоличного правителя или правящей группировки и снижает роль других, прежде всего, представительных институтов.

Характерные особенности авторитарного режима:

- сосредоточение власти в руках одного человека; носителем власти может выступать один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, регентский совет, олигархическая группа и др.);

- неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам;

- опора на силу; террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиции;

- монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции;

- отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику.

Авторитарные политические режимы очень разнообразны.

В социально-политической литературе, как правило, выделяют четыре основных вида авторитарных режимов: тирания, традиционные абсолютистские диктатуры, военные режимы и однопартийные режимы.

Описание тирании встречается еще в трудах Аристотеля. Это режим личной власти и его главным недостатком является низкий уровень институциализации. Он гибнет вместе со смертью диктатора.

Традиционные абсолютистские диктатуры, или династические режимы, - это режимы, в которых отсутствует разделение властей, политическая конкуренция; власть сконцентрирована в руках, как правило, членов семьи монарха. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, в Марокко и др.

Массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они могут быть представлены как: а) обладающие диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И.Амина в Уганде и др.); б) военные хунты, проводящие структурные реформы (режим генерала Пиночета в Чили).

Авторитарные однопартийные режимы на начальном этапе используют единственную политическую партию как средство мобилизации массовой поддержки правительства. В дальнейшем партия сохраняется как опора режима наряду с армией и церковью. Примером подобного типа режима может служить современный мексиканский, а также диктатура Франко в Испании, режим Мобуту в Заире и некоторые другие.

Во второй половине ХХ века авторитарный политический режим чаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии.

5.4 Демократический политический режим. Современные теории демократии

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима.

Демократический режим, или демократия, - это политический режим, при котором народ является источником власти; «это правление народа, избранное народом и для народа» (А.Линкольн).

Демократия характеризуется следующими основными признаками:

1. Юридическое признание народа источником власти, сувереном в государстве. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, именно он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем референдума.

2. Равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан.

3. Принятие решений с учетом мнения большинства и подчинение меньшинства при их осуществлении.

4. Периодическая выборность ключевых органов государства.

5. Возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса.

6. Право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.

Любые демократические государства базируются на этих фундаментальных признаках. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, приоритета последних над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на свое мнение и отстаивание его, верховенства закона и т.д.

Названные общие признаки демократии позволяют классифицировать многочисленные теории демократии и практические демократические модели. К современным теориям демократии следует отнести демократию классического либерализма, коллективистскую демократию, а также плюралистическую.

Концепция демократии классического либерализма основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.

Этой модели демократии присущи следующие характерные черты:

1. Равенство всех граждан в осуществлении их неотъемлемых, естественных прав.

2. Индивидуальность, признание личности первичным и главным источником власти.

3. Личность имеет право отстаивать свою позицию по отношению к другим членам общества, на законном основании опротестовывать решения органов государственной власти.

4. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, а также ограничение сферы деятельности самого государства, недопущение его вмешательства в личную жизнь граждан и экономическую сферу жизнедеятельности общества.

5. Парламентаризм, преобладание представительных форм демократического влияния, в которых реализуется принцип передачи гражданами в результате выборов функции управления государством лицам, способным защитить права и свободы своих избирателей.

6. Ограничение власти большинства над меньшинством, которое имеет право иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона.

Концепция либеральной демократии подвергается критике прежде всего за чрезмерный ценностный индивидуализм, нацеленность человека на решение своих личных проблем, что может привести к ограниченности политического участия личности, к ее уходу от общественной, политической жизни, политической апатии, отчуждению граждан от власти.

Кроме того, невмешательство государства в экономическую и финансовую сферу ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов. Наконец, сам процесс выбора представительных органов власти может носить случайный, формальный и некомпетентный характер, определяемый настроениями, эмоциями избирателя в момент голосования.

Одной из концепций, противостоящих индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии. Ее появление можно отнести к эпохе французского Просвещения, а одним из ее создателей называют известного философа Ж.-Ж.Руссо. Этот тип демократии теоретически разработан достаточно детально. Ее нередко называют идентитарной, т.е. исходящей из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти. Данная концепция демократии свободна от некоторых недостатков либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в политической жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация «общей воли» закладывает теоретическую основу для практики подавления личности, вторжения государства в личную жизнь гражданина.

Демократия понимается как прямое правление народа, способного выразить свою единую волю, которая «всегда права». Общая воля является основой для деятельности правительства и составления законов.

Ограниченность рассмотренных концепций демократии привела к созданию и реальному воплощению во многих странах концепции плюралистической демократии, разработанной на рубеже XIX-XX веков. Ее виднейшие представители – Г.Ласки, Д.Труман, Р.Даль, Е.Фрэнкель.

Сторонники теории плюралистической демократии считают, что именно группа, а не личность и не народ, является главной движущей силой в современном демократическом государстве. Они отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти, поскольку люди действуют, исходя из принципа не общественной, а личной выгоды. Отсюда общество – совокупность заинтересованных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Соперничество и баланс групповых интересов – социальная основа демократической власти, ее динамики. Государство – гарант соблюдения законов, правил игры многообразных групп, не допускающий монополизации власти какой-то одной политической силой. Плюралистическая теория демократии исходит из равновесия политических сил, исключающего действие одной властвующей группы в собственных интересах и предполагающего ценностный консенсус в обществе.

Экономическая основа плюралистической демократии – многообразие форм собственности, общественное разделение труда и соответствующее деление общества на разнообразные социальные группы, имеющие различные экономические, политические и духовные интересы.

Политическая основа плюралистической демократии, ее правовая форма – конституционно закрепленная система прав и обязанностей граждан и образуемых ими объединений, прежде всего – свобода слова, свобода совести, равноправное участие в политической жизни, разделение властей, верховенство закона во всех сферах жизни общества.

Социальная основа плюралистической демократии – обеспечение права каждого члена общества участвовать во всех формах его жизнедеятельности: трудовой, семейной, духовной и т.п.

Духовно-идеологическая основа плюралистической демократии – создание в обществе атмосферы гласности, многообразия мнений, развития творчества.

Недостатком концепции плюралистической демократии является то, что она идеализирует действительность, преувеличивает групповую идентификацию населения, участие гражданина в группах интересов.

Тема 6. Государство – основной институт политической системы

6.1 Государство: теории происхождения, признаки и функции

Государство возникает на определенной стадии развития человечества как институт власти и управления обществом. Выделяют факторы, способствующие его возникновению: углубление общественного разделения труда; обособление управленческой деятельности; появление частной собственности и разделение общества на классы.

По вопросу происхождения государства существуют несколько теорий:

1. натуралистическая; 2. теологическая; 3. патриархальная; 4. договорная; 5. органическая; 6. психологическая; 7. теория завоевания; 8. марксистская.

Наиболее популярна теория общественного договора. Ее разработчики Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Руссо. Суть данной теории можно свести к следующему. В суровой борьбе за выживание разрозненно живущие люди были свободны и равны между собой, но вынуждены были вести войну всех против всех. В поисках выхода из хаоса люди заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Таким образом, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок.

Появление государства – это закономерный результат стремления людей жить в цивилизованном и благоустроенном обществе. Именно государство способно эффективно регулировать социальные отношения.

Одним из первых мыслителей в научный оборот термин государство («stati») ввел Н. Макиавелли. По его мнению, государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и поданными. Цель этих отношений – обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Он рассматривал государство как любую верховную власть над человеком.

Государство – это организация, образуемая социальной общностью на определенной территории и располагающая монопольным правом на применение легитимного насилия.

Термин государство обычно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле - оно отождествляется с обществом и страной, в узком – понимается как один из институтов политической системы.

Можно выделить характерные для любого государства общие признаки:

публичность власти; территория; суверенитет; законотворчество; монополия на легальное применение силы; право на взимание налогов и печатание денег; наличие гражданства; государственная символика (герб, гимн, флаг).

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции – это деятельность государства, направленная на управление обществом, на согласование интересов различных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Внешние функции – это защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности. Реализацию функций государства осуществляет комплекс специальных органов и учреждений: 1. представительные органы (парламент); 2. исполнительно-распорядительные органы (правительство, премьер, президент); 3. надзорно-контрольные органы; 4. органы охраны общественного порядка; 5. судебная система; 6. органы государственной безопасности; 7. вооруженные силы.

Различают две формы государства: монархия, республика и их разновидности.

По формам территориального устройства государства подразделяются на: унитарное государство, федерация и конфедерация.

6.2 Формы правления: монархия и республика

Формы правления представляют собой организацию верховной государственной власти и предопределяют структуру и принципы взаимоотношений высших государственных органов. В конечном итоге они определяют правовое положение главы государства.

Различают два основные формы правления – монархия и республика. Монархия характеризуется тем, что власть главы государства (короля) передается по наследству, не считается производной от какой-либо другой власти или избирателей. Республика – глава государства (президент) является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Разновидности монархического правления:

- абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя (Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ);

- конституционная монархия предполагает ограничение полномочий главы государства представительным органом (парламентом). Конституционная монархия имеет свои подвиды. Различают дуалистическую (полномочия монарха ограничиваются в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти – в настоящее время не существует) и парламентскую («монарх царствует, но не правит», законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство с премьер-министром – Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Япония и др.) монархии.

Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными - в зависимости от соотношения полномочий президента, парламента и правительства, а также принципов отношений между ними.

Парламентская республика (ФРГ, Италия, Венгрия, Ирландия, Индия, Латвия). Президент - глава государства, но он не является главой правительства, как правило, осуществляет представительские функции. Президент может избираться прямым народным голосованием, либо парламентом. В некоторых странах существует институт контрасигнатуры – акты президента вступают в силу только после того, как они подписаны главой правительства или министром, которые и несут ответственность за принимаемые президентом акты. Исполнительная власть находится в руках правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией, получившей большинство мест в парламенте, и несет ответственность перед парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства и имеет право отправить его в отставку.

Президентская республика (США, Мексика, Бразилия, Казахстан, Таджикистан, Сирия, Нигерия). Родиной президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Президент избирается путем всенародных выборов и не зависит от вотума доверия парламента. Он является главой государства и главой исполнительной власти. Правительство назначается президентом и несет ответственность перед ним. Парламент не имеет право отправить правительство в отставку. Основным принципом организации и осуществления власти в президентской республике является принцип разделения властей: парламент осуществляет законодательную власть, президент – исполнительную, судебную власть – независимые суды. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

Смешанная республика (Болгария, Литва, Португалия, Россия, Республика Беларусь, Румыния, Украина, Финляндия). Впервые данная форма возникла в 1958 г. во Франции. Здесь сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Глава государства – президент обладает большими полномочиями, избирается напрямую народом, формирует правительство, обладает правом роспуска нижней палаты парламента. Правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Верховная власть в стране принадлежит президенту.

6.3 Территориальное устройство государств

Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Эта категория характеризует правовое положение составляющих территорию государства частей. При этом большое значение имеют экономическая, политическая и географическая степень территориал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: