Показатели рентабельности как инструменты объективной оценки деятельности организации
Финансовое состояние организации во многом зависит от ее способности поддерживать достаточный уровень прибыли. Результаты деятельности организации оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей.
К абсолютным показателям относятся виды прибыли (валовая прибыль (маржинальный доход), прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль). Они характеризуют финансовые результаты деятельности организации и свидетельствуют о том, что полученные доходы превысили расходы.
В условиях инфляции показатели прибыли не позволяют объективно оценить эффективность деятельности организации, так как значительное в абсолютном выражении увеличение прибыли может оказаться не существенным по отношению к приросту совокупных активов (капитала), объему продаж, затратам и др. Например, в динамике прибыль может расти, а ее соотношение с совокупными активами или выручкой в отчетном году – снижаться по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.
|
|
Как правило, подобная картина наблюдается в том случае, если темпы роста прибыли оказываются ниже темпов роста совокупных активов (капитала) или выручки.
Для устранения этого недостатка в финансовом анализе используют относительные показатели – коэффициенты рентабельности. Они рассчитываются как отношение полученной прибыли к величине вложенного капитала, произведенных расходов или выручки от продаж. Показатели рентабельности позволяют оценить реальный уровень и динамику эффективности деятельности организации, так как по своему экономическому содержанию характеризуют прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных (авансированных) в ее деятельность.
Выделяют две группы показателей рентабельности:
1) показатели рентабельности капитала (активов). В данном случае прибыль сопоставляется с величиной всего или части капитала (активов);
2) показатели рентабельности обычных видов деятельности. При их расчете прибыль сопоставляется с выручкой от продаж и расходами от обычных видов деятельности организации.
Для расчета первой группы показателей рентабельности используют показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.