double arrow

Глава 8. Анализ рентабельности капитала


Показатели рентабельности как инструменты объективной оценки деятельности организации

Финансовое состояние организации во многом зависит от ее способности поддерживать достаточный уровень прибыли. Результаты деятельности организации оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей.

К абсолютным показателям относятся виды прибыли (валовая прибыль (маржинальный доход), прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль). Они характеризуют финансовые результаты деятельности организации и свидетельствуют о том, что полученные доходы превысили расходы.

В условиях инфляции показатели прибыли не позволяют объективно оценить эффективность деятельности организации, так как значительное в абсолютном выражении увеличение прибыли может оказаться не существенным по отношению к приросту совокупных активов (капитала), объему продаж, затратам и др. Например, в динамике прибыль может расти, а ее соотношение с совокупными активами или выручкой в отчетном году – снижаться по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.

Как правило, подобная картина наблюдается в том случае, если темпы роста прибыли оказываются ниже темпов роста совокупных активов (капитала) или выручки.




Для устранения этого недостатка в финансовом анализе используют относительные показатели – коэффициенты рентабельности. Они рассчитываются как отношение полученной прибыли к величине вложенного капитала, произведенных расходов или выручки от продаж. Показатели рентабельности позволяют оценить реальный уровень и динамику эффективности деятельности организации, так как по своему экономическому содержанию характеризуют прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных (авансированных) в ее деятельность.

Выделяют две группы показателей рентабельности:

1) показатели рентабельности капитала (активов). В данном случае прибыль сопоставляется с величиной всего или части капитала (активов);

2) показатели рентабельности обычных видов деятельности. При их расчете прибыль сопоставляется с выручкой от продаж и расходами от обычных видов деятельности организации.

Для расчета первой группы показателей рентабельности используют показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.







Сейчас читают про: