double arrow

Факторные модели оценки рентабельности капитала


Для оценки влияния факторов на рентабельность капитала используем трехфакторную модель, выражающую зависимость общей рентабельности от рентабельности продаж, фондоотдачи, оборачиваемости материальных оборотных средств:

, (8.12)

где – рентабельность продаж, коэффициент;

– фондоотдача, коэффициент;

– оборачиваемость запасов, коэффициент.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли получено с каждого рубля выручки от продаж и рассчитывается по формуле:

, (8.13)

где – прибыль от продаж, ф. № 2, стр. 2200.

– выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, ф. № 2, стр. 2110.

Фондоотдача характеризует эффективность использования основных средств и показывает, сколько рублей выручки получено с каждого рубля основных средств. Фондоотдача рассчитывается по формуле:

, (8.14)

где – среднегодовая стоимость основных средств.

, (8.15)

где – среднегодовая стоимость запасов.

Влияние факторов на общую рентабельность исследуем методом цепных подстановок:

1. Оценка влияния изменения рентабельности продаж на общую рентабельность производится по формуле:

. (8.16)

2. Оценка влияния изменения фондоотдачи на общую рентабельность производится по формуле:




(8.17)

3. Оценка влияния изменения оборачиваемости материальных оборотных средств на общую рентабельность производится по формуле:

. (8.18)

4. Совокупное влияние факторов:

(8.19)

Контрольные вопросы

1. Почему в условиях инфляции показатели рентабельности позволяют получить более объективную картину о финансовом состоянии организации в отличие от показателей прибыли?

2. Каков экономический смысл показателя рентабельности?

3. По каким видам прибылей производится оценка показателей рентабельности капитала?

4. Почему для оценки показателя рентабельности долгосрочных инвестиций используется прибыль до налогообложения?

5. Какие факторные модели показателей рентабельности капитала вам известны?







Сейчас читают про: