Технология управления персоналом, в целом, состоит из совокупности мероприятий, реализация которых последовательно и во взаимосвязи долж- на привести к достижению целей организации (таможенного органа). [24, с. 83]
Раздел 4. Технология управления персоналом 61
Мероприятия технологии управления персоналом
|
организация найма, отбора, приема персонала
|
обеспечение социально-экономического развития таможенного органа
|
деловая оценка персонала, профес- сиональная ориентация и адаптация новичков
|
взаимодействие с профессиональными и другими общественными организа- циями (совет ветеранов, спортивные, другие общества)
|
управление карьерой и служебно- профессиональным продвижением
|
управление безопасностью персонала и членов их семей
|
организация труда и его мотивация
|
воспитательно-профилактическая дея- тельность
|
управление конфликтами (предупре- ждение их или недопущение развития, разрешение конфликтных ситуаций)
|
проведение аттестации кадров, квали- фикационного экзамена, присвоение классных чинов, специальных званий
|
| конкретное применение мер, приемов, средств
и методов мотивации (воздействия), направлен- ных на управление поведением сотрудников
в процессе производственной деятельности, регу- лирование межличностных отношений и т.п.
|
Индивидуальные
|
|
|
|
|
Прямого воздействия
|
| воздействие непосредственно на конкретного работника (коллектив, группу, смену)
|
|
|
Косвенного воздействия
|
| воздействие на внутренние и внешние факторы, способствующие или влияющие на процесс труда
|
|
|
4.1.2. Принцип сменяемости персонала
Особое внимание в технологии управления персоналом в таможенных органах уделяется принципу сменяемости, который включает следующие перемещения:
обусловлены потребностями функциональ- ной деятельности (изменений социальных
и технико-экономических условий работы, при- обретение большего опыта, освоение смежной специальности и т.п.)
|
переход к более квалификационной работе в одном и том же подразделении
|
4.1.1.
внутри- профессиональные (квалификационные)
|
овладение другой специальностью, совмеще- ние профессий, выделение более узкого, но равнознач-ного или более значимого участка
|
Виды технологии управления персоналом
повышение в должности (подобно квалифи- кационному), расширение или усложнение выполняемых функций без изменения места работы
|
В руководстве персоналом, в работе кадровых служб таможенных орга- нов сложились следующие виды технологий управления:
изменение характера или места деятельности, расширение функций, кадровое выдвижение из резерва и т.п.
|
| последовательное выполнение серии взаимос- вязанных задач, требующих принятия управ- ленческих решений на каждом этапе трудовой деятельности работника (прием, подготовка, адаптация, передвижение, увольнение)
|
Многозвенные
|
|
|
|
|
| оказание услуг одних звеньев управления дру- гим в решении конкретных задач (например, взаимодействие кадровой службы с руководите- лями структурных подразделений по вопросам подбора, оценки, аттестации кадров, расстанов- ки, поощрения и т.п.)
|
Посреднические
|
|
|
|
|
Перевод должностных лиц таможенных органов из одних таможенных органов в другие таможенные органы, а также из одного структурного под- разделения таможенного органа в другое структурное подразделение того же таможенного органа без изменения должности (ротация) осуществля- ется уполномоченными лицами в целях своевременного и качественного
|
| численности персонала
| |
| | перестановки, выдвижения, ротации, высво- бождения персонала
| |
| | содержания и процесса мотивации трудовой деятельности персонала (оплата труда, возна- граждение и т.п)
| |
Регулирование
|
|
| |
| разрешения конфликтных ситуаций,
поддержание нормального морально- психологического климата в коллективе
| |
| |
| | стиля и методов руководства
| |
| | правовое регулирование трудовых взаимоотно- шений, рабочего времени
| |
| | содержания и результатов деятельности персо- нала по критериям эффективности
| |
|
| |
Контроль
|
| | соответствия занимаемой должности (аттеста- ция персонала, квалификационный экзамен)
| |
| |
| | недопущения конфликта интересов
| |
|
| | государственной, исполнительской, трудовой, служебной дисциплины
| |
| | статистики персонала, отчетности по кадрам (государственной и внутренней)
| |
Учет
|
|
| | социально-психологического состояния в кол- лективе
| |
| |
| |
| поощрений и взысканий
| |
| |
|
комплектования кадрами таможенных органов. Ротация кадров проводится внутри таможенного органа и между таможенными органами. [24,с.84]
Ротация из одного таможенного органа в другой, в том числе в таможен- ный орган, расположенный в другой местности, допускается только с согла- сия должностного лица и оформляется срочным контрактом, если законода- тельством не установлен иной порядок перевода сотрудников таможенных органов в другую местность. В дальнейшем, в случае необходимости или, исходя из условий контракта, стороны по взаимной договоренности могут перезаключить срочный контракт на новый срок, либо расторгнуть его.
Ротация кадров является важной составляющей антикоррупционной программы, которая проводится в таможенных органах.
В связи с выработанной в ФТС России программой по борьбе с проявле- ниями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах ужесточен порядок отбора кандидатов на замещение вакантных должностей сотрудников и государственных гражданских служащих, осуществляется проверка достоверности представленных кандидатами персональных дан- ных и иных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу (сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера).
4.1.3. Этапы и стадии процесса управления персоналом (работы с кадрами) [24, c. 84]
4.2.
| разработка кадровой политики таможенного органа
| |
|
| | планирование количественной и качественной потребности в персонале (определение целей)
| |
Планирование
|
| |
| |
| выбор средств и методов достижения целей
| |
| | моделирование, прогнозирование
| |
|
| | разработка инструментария обеспечения по- требности в персонале
| |
| |
|
Профессиональное развитие персонала
4.2.1. Организация профессионального обучения
Подготовка высококвалифицированных специалистов для таможенной системы осуществляется на принципе непрерывности образования.
подбор персонала, его деловая оценка, ком- плектование, введение персонала
|
профотбор, заключение контракта, расстанов- ка, адаптация новичков
|
профучеба, переподготовка, повышение квали- фикации, планирование карьеры
|
совершенствование организации труда, улуч- шение условий трудовой деятельности персо- нала
|
Непрерывное образование как процесс и результат усвоения система- тизированных знаний, умений, навыков и способов поведения (общения), необходимых для подготовки человека к осознанной профессиональной деятельности, его уровень обусловлен современными требованиями про- изводства, науки, техники, культуры и общественными отношениями. Оно предусматривает не только подготовку, повышение квалификации и пере- подготовку для изменяющихся условий деятельности, но и стимулирование постоянного самообразования.
Непрерывное образование сопровождает человека в течение всей его деятельности, способствуя постоянному его развитию, вовлечению в непре- рывный процесс овладения новыми знаниями, умениями, навыками и спо- собами поведения. [22, c. 412]
Профессиональная переподготовка
|
| получение знаний, умений и навыков, способов
поведения (общения) для освоения новой про- фессии и качественно другой профессиональной деятельности
|
|
|
Следовательно, предметом обучения являются:
в)
4.2.2.
Знания
|
| теоретические, методические и практические, необходимые человеку для выполнения своих обязанностей на рабочем месте
| |
| |
|
| | Умения
|
| способность выполнять обязанности, закреплен- ные за работником на конкретном рабочем месте
| |
| | Навыки
| высокая степень умения применять полученные знания на практике
| |
| |
| форма жизнедеятельности личности, совокуп- ность действий и поступков ее в процессе обще- ния с окружающей действительностью, выработ- ка поведения, соответствующего требованиям производства, социальных отношений и т.п.
| | Способы поведения (общения)
|
| |
| |
| |
|
Профессионально-должностное и профессионально- квалификационное развитие
Формированию у сотрудников, служащих и работников бюджетной сфе- ры таможенных органов профессиональных знаний, умений и навыков, не- обходимых им для эффективного исполнения своих должностных функций, прав и обязанностей способствуют профессионально-квалификационное и профессионально-должностное развитие.
Профессионально- квалификационное развитие
|
это деятельность, связанная с обучением пер- сонала, его самообразованием, приобретением новых знаний
|
это организация, поиск наиболее подходящих форм рациональной расстановки кадров, слу- жебного продвижения на основе способностей
и возможностей каждого, формирование резерва на выдвижение и управление карьерой
|
Различают следующие виды обучения персонала: подготовка кадров, повышение квалификации, переподготовка.
Профессионально- должностное развитие
|
а)
Приобретение знаний, умений, навыков и обу- чение способам поведения, направленных на выполнение определенных производственных задач
|
Профессиональная подготовка кадров
|
развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки
|
Элементы подсистемы профессионального развития
|
Основная роль в системе профессионального развития персонала в та- моженном органе отводится внутриорганизационной учёбе, содержание ко- торой составляют принципы, методы, средства и формы, технологии и про- цедуры работы по обеспечению профессионального развития.
| получение специфической профессиональной квалификации
| |
специализированная
|
| |
углубление знаний и способностей для овладе- ния определенной профессией
| |
| |
| |
Повышение профес- сиональной подготовки персонала
|
| поддержание должного уровня профессиональ- ного развития должностных лиц путем: обога- щения специальными знаниями; ознакомления с содержанием руководящих документов и дру- гими сведениями, а также передовым опытом, имеющими практическую направленность
| |
|
| |
| | Формирование резерва кадров на выдвижение
|
| |
| |
| организация периодической учёбы персонала
по специальным планам и программам с учётом и в соответствии с категориями и группами госу- дарственных должностей
| | Управление карьерным ростом персонала тамо- женного органа
|
| |
| |
| |
|
б)
совершенствование профессиональных знаний
и способностей
|
приведение знаний и способностей в соот- ветствие с современными требованиями, их актуализация и углубление (обучаются спе- циалисты — горизонтальная мобильность)
|
совершенствование
с целью продвижения по службе
|
подготовка к выполнению качественно более сложных задач (обучаются руководители — вертикальная мобильность)
|
Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие
с современными требованиями, а также для сти- мулирования профессионального роста
|
Внутриорганизационная система обучения персонала позволяет обе- спечить:
1) более высокую степень приспособленности, гибкости и дифферен- циации программ обучения персонала потребностям таможенного органа;
2) включение в процесс непрерывного образования значительного ко- личества сотрудников;
3) менее затратный способ обучения;
4) индивидуализацию подготовки и изучение способностей персонала к обучению [20, c. 305].
4.2.3. Система профессиональной подготовки таможенных кадров
Профессиональное образование для Федеральной таможенной службы осуществляет система учебных заведений, включающая Российскую таможен- ную академию и ее филиалы в регионах, Институт дистанционного образова- ния, переподготовки и повышения квалификации, факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные кур- сы и семинары. Профессиональное образование основано на государственных стандартах по подготовке специалистов, а также на использовании гибких учебных программ, новейших образовательных технологий. [20, с. 306]
Ответственным за развитие системы непрерывного образования в та- моженной системе является Управление государственной службы и кадров ФТС России (УГОСК).
| разработка основных принципов функциони- рования системы непрерывного образования таможенников
| |
|
| |
принятие решений о перспективных направле- ниях обучения и финансирования переподго- товки кадров
| |
Задачи УГОСК
|
| |
| |
планирование контингента обучающихся и ор- ганизация обучения кадров
| |
| |
| |
ведение информационной базы данных по обу- чению управленческого персонала
| |
| |
Основным источником подготовки квалифицированных кадров, специ- алистов для таможенной системы России, а также стран СНГ является Рос- сийская таможенная академия (РТА) и ее филиалы, Региональный учеб- ный центр Всемирной таможенной организации (РУЦ РТА).
При РТА функционирует Учебно-методическое объединение (УМО), осуществляющее научно-методическое руководство подготовкой по специ- альности «Таможенное дело» в 71 вузе России, в Белорусском национальном техническом и Кыргызском национальном университетах.
Учебно-методический совет Академии (и филиалов) рассматривает ком- плексные планы, рабочие и перспективные программы функционирования системы непрерывного образования, направления развития и внедрения новых видов и форм обучения.
В целом система профессиональной подготовки таможенных ка- дров выглядит следующим образом [24, с. 77]:
Российская таможенная академия
|
региональные таможенные управления
|
методическое обеспечение учебного процесса
|
региональные учебные центы
|
профессиональная учеба сотрудников в отделах, таможнях, таможенных постах
|
подготовка квалифицированных ка- дров для таможен регионов
|
работа с резервом на выдвижение
|
первоначальная профессиональная подготовка вновь принятых в тамо- женные органы
|
контроль за выполнением планов повышения квалификации
|
повышение квалификации инспектор- ского и среднего руководящего состава
|
оказание помощи в организации практики студентов РТА
|
методическая помощь преподавателям из числа опытных таможенников
|
контроль за прохождением стажиров- ки после обучения на курсах первона- чальной подготовки
|
отбор и направление в аспирантуру академии
|
распределение выпускников академии по таможням региона
|
подготовка специалистов по таможен- ному оформлению
|
оказание помощи совету ветеранов таможенной службы в воспитательной работе
|
проведение научно-практических конференций
|
отделения подготовки кадров таможен
|
первоначальная подготовка вновь принятых в таможенные органы
|
методическая помощь руководителям учебных групп и наставникам
|
организация наставничества
|
факультеты повышения
квалификации
|
Примечание: * ИПД — Институт правоохранительной деятельности
** НИЦ — Научно-исследовательский центр
*** ИДОПиПК — Институт дистанционного образования, переподготовки и по- вышения квалификации
4.3.
Профессионализм и компетентность
|
| — образовательный уровень и возрастной ценз, стаж работы
| |
|
| |
| — уровень профессиональной подготовленности
| |
| | — самостоятельность в принятии решений и уме- ние реализовать их
| |
| | — умение вести переговоры, аргументировать свою позицию и отстаивать ее и т.п.
| |
| |
|
Управление карьерой персонала
Одной из комплексных форм профессионального развития персонала для формирования, воспроизводства и рационального использования опыта кадрового потенциала таможенного органа, но и наиболее сложной, являет- ся управление карьерным ростом персонала.
Под механизмом управления карьерой персонала следует понимать си- стему функций, полномочий и ответственности субъектов и объектов управ- ления карьерой, то есть согласованную совокупность элементов этого меха- низма.
4.3.1.
| Элементы механизма управления карьерой
|
|
|
|
кадровые технологии, обеспечи- вающие управление наработанным профессиональным опытом персо- нала в таможенном органе, реали- зацию его карьерной стратегии
|
|
| технологии, направленные на оператив- ное решение проблем организационного развития:
— своевременное изменение организаци- онной структуры, штатного расписания;
— описание должностей, создание про- фессиограмм государственных служащих;
— корректировка профессионально- квалификационных требований;
— разработка направлений по совершен- ствованию программ профессионального обучения и т.д.
|
|
|
|
средства и методы, способствующие качественным изменениям профессио- нального потенциала личности и соот- ветствующие способы его реализации
в интересах как человека, так и тамо- женного органа
|
| | | | | |
Значительное расширение функций, усложнение технологий подбора, расстановки, развития, мотивации и служебного роста персонала в совре- менных условиях ставят особо актуальной проблему профессионализации работников кадровой службы.
4.3.2. Система формирования кадрового резерва
Формирование резерва представляет собой комплексный процесс, на- правленный на своевременное и стабильное поддержание требуемого про- фессионального опыта, обеспечение таможенных органов подготовленными руководителями и специалистами — специально подобранного персонала, способного в перспективе замещать вышестоящие вакантные должности в структурных подразделениях таможенных органов.
Работа с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности (или профессиональной карьеры госслужащих) является одним из важней- ших направлений в деятельности руководителей и кадровых служб тамо- женных органов.
а)
Модель формирования резерва
|
| определение целей формирования резерва
| |
| | принципы формирования резерва
| |
| критерии зачисления в резерв
| |
| | система оценки готовности резерва
| |
| | обязанности кадровой службы, руководителей
по работе с резервом
| |
| |
|
Цели работы с резервом
|
| формирование в таможенных органах контин- гента высококвалифицированных и подготов- ленных к более ответственной работе кадров, способных решать возложенные на таможен- ные органы задачи
|
|
|
|
б)
в) Принципы формирования кадрового резерва.
Формирование кадрового резерва основывается на следующих принци- пах [23, с. 266]:
Актуальность резерва
| Соответствие кандидата должности и типу резерва
| Перспективность кандидата
|
|
потребность в замещении должностей должна быть реальной
| требования к квалификации кандидата для работы в определенной должности
| ориентация на профессиональный рост; требова- ния к образованию, стажу работы в должности, состоянию здоровья
|
|
Мотивация труда
|
| — интерес к профессиональным проблемам и твор- ческому труду
| |
|
| |
| — стремление к расширению кругозора и ориента- ция на перспективу
| |
| | — успехи и достижения в прежней должности
| |
| | — готовность к социальным конфликтам в интере- сах подчиненных и дела, к обоснованному риску
| |
| |
|
г) Факторы и критерии зачисления в резерв
Личностные качества и потенциальные возможности
|
| — высокая степень интеллигентности
| |
|
| — внимательность, гибкость, доступность, тактич- ность
| |
| |
| — авторитетность, коммуникабельность, организа- торские наклонности
| |
| |
— нервно-психическая и эмоциональная устойчи- вость и т.п.
| |
| |
Источники резерва кадров
|
| молодые специалисты, успешно прошедшие ста- жировку, в т.ч. выпускники РТА
| |
|
| |
| специалисты, имеющие соответствующее образо- вание и проявившие себя в работе
| |
| | главные и ведущие специалисты
| |
| | заместители руководителей, руководители функ- циональных подразделений
| |
| |
|
д)
Таким образом, в первый уровень резерва кадров подпадают все специ- алисты таможенного органа, которые могут выбрать профессиональную ка- рьеру. Следующий уровень — заместители руководителей подразделений таможенного органа. Основной же резерв — это руководители различного уровня. [23, c. 267]
е) Этапы формирования кадрового резерва
Этапы формирования резерва
|
предварительное изучение и оценка кандидатов
|
организация подготовки резерва
|
отбор кандидатов в состав резерва
|
зачисление ото- бранных канди- датов в резерв
|
оценка готовности резерва к выдвижению
|
Порядок формирования резерва кадров в таможенных органах опреде- ляет ФТС РФ. Стимулирующую роль в развитии персонала играют извест- ность (для определяемых кандидатур) порядка и содержания выдвижения в резерв. [20, c. 311]
•
Задачи кадровых служб (подразделений)
|
разработка планов подготовки кадрового резерва
• индивидуальные планы профессиональ- ного развития
Задачи службы по управлению персоналом непременно должны быть увязаны с планами карьерного роста персонала.
В процессе формирования списка кандидатов в резерв и создания ре- зерва на конкретные должности специалисты кадровой службы таможенно- го органа определяют:
— кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
— кто из включенных в резерв должен пройти обучение (переподготов- ку, повышение квалификации);
— какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей и перспективы использования на руководящей должности. [23, с. 268]
Отбор кандидатов в резерв и первичную оценку их профессиональных и личных деловых качеств осуществляют начальники таможенных органов, а также сотрудники соответствующих кадровых служб.
Оформление документов, необходимых для принятия решения о вклю- чении в резерв, внесение в необходимых случаях соответствующих измене- ний в его составе производят сотрудники кадровой службы на основании письменного представления руководителя таможенного органа или руково- дителя его подразделения.
Управление кадровой службы ФТС России выполняет организационно- контрольную, координирующую и методическую работу в подведомствен- ных таможенных органах по формированию резерва.
4.4. Нормативно-правовое и методическое обеспечение управления кадровым потенциалом