1. Термин исследование в литературе трактуется как вид познавательной деятельности, как процесс выработки нового знания.
Под педагогическим исследованием понимают процесс и результат научной деятельности, направленной на получение нового знания о закономерностях воспитания, обучения, развития, об их механизмах, структуре и управлении в сфере ФК и спорта.
Отличительные черты:
1. Педагогическое исследование опирается на уже известные теории и отличается объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, системностью, целенаправленностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов.
2. В педагогических исследованиях решаются теоретические и эмпирические задачи, четко разграничиваются установленные и гипотетические знания.
3. Научное исследование в педагогических науках представляет единство содержания и формы.
4. Выполняет коммуникативные и социальные функции, т.е. выступает средством общения и передачи знаний между учеными и практиками.
Основное назначение педагогических исследований состоит в добывании новых знаний о сути педагогических явлений и процессов с целью управления этими процессами. Основой, без которой невозможно познание в науках, является получение достоверных научных фактов. В самом общем виде структуру педагогического исследования можно представить в виде схемы: 1) добывание научных фактов - 2) выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между ними – 3) обобщение фактов – 4) выведение закономерностей – 5)апробация и проверка в новых условиях – 6) получение новых фактов и т.д.
Общепринятым является деление педагогических исследований на фундаментальные, прикладные и разработки.
Главными характеристиками педагогических исследований являются: 1) результат, 2) эффективность.
Результаты исследований могут представляться:
- совокупностью новых идей, теорий и практических выводов;
- постановкой новых проблем;
- подтверждением или опровержением новых гипотез;
- разработкой новых концепций в образовании;
- анализом практики обучения и воспитания.
Результат фундаментальных исследований – новые идеи, концепции, подходы, направления.
Результат прикладных исследований – новые методики, правила, программы, уточнения, дополнения, указания и т.д.
Эффективность рассматривают в 2 аспектах: экономическом и социальном.
Экономическая эффективность определяется отношением достигнутого эффекта и затратами на его получение (материальные средства).
Социальная эффективность характеризуется положительными изменениями в результате внедрения научных знаний в практику. Для большинства педагогических исследований характерен социальный эффект. Он проявляется в повышении ресурсов и уровня здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, в формировании установки на здоровый образ жизни, устранении негативных привычек и т.д.
2.. Специфика педагогических исследований (оно сложное многоаспектное образование) требует четкого определения сложившихся на практике форм:
1) Изучение передового педагогического опыта – это практика обучения, воспитания, образования и их результат. Изучая опыт, исследователь не вмешивается в работу, а как бы ее фотографирует. Изучение опыта подводит к разработке путей совершенствования педагогической практики, к разработке способов преодоления проблем в обучении, воспитании и управлении ими.
2) Опытная педагогическая работа (например, пилотные школы) характеризуется активным вмешательством исследователя в работу школы, ДЮСШ, творческое ее преобразование, организацией передового опыта.
3) Одним из вариантов опытно-исследовательской работы является педагогическая инновация ( от слов с латинского языка in-в, novus-новый).Педагогическая инновация это процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств (методов, методик, форм, технологии, учебных программ).
При исследовании сложных педагогических явлений и процессов, зачастую необходима проверка эффективности каждого приема, которая проводится в рамках педагогического эксперимента.
Эксперимент (научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях) в педагогических науках понимается как метод познания и как направленная педагогическая деятельность по созданию и апробации новых технологий. В ходе эксперемента исследователь не только вмешивается в ход процесса, но и изменяя условия, изменяет сам педагогический процесс. При этом устанавливаются зависимости между педагогическим воздействием или условиями воспитания и обучения и их результатом. Эксперимент позволяет проникнуть в сущность изучения явлений, раскрыть внутренние связи между ними и, тем самым, увеличить возможность управления ими. В эксперименте исследователь обнаруживает наличие и отсутствие причиной связи между педагогическим воздействием и результатом, между явлениями и условиями их проявления. Особенностью педагогического эксперимента является то, что исследователю приходится иметь дело с развивающейся личностью, на которую действует одновременно множество факторов.
Основная литература [3, 4, 6, 7, 8]
Дополнительная литература [13, 14,15,26]