Тема лекции: Общая характеристика педагогических методов исследования

1. Любая наука начинается с изучения литературы по интересующей исследователя теме. Изучение литературы позволяет исследователю представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования. Особую роль приобретает работа над литературой после выбора темы и постановки конкретных задач исследования. Работа с литературой включает следующие этапы: 1) поиск и подбор литературы, 2) изучение и конспектирование литературы, 3) анализ и обобщение литературы.

Поиск и подбор литературы включает работу в библиотеке с каталогами: предметными, систематическими, алфавитными. В алфавитных каталогах сведения располагаются в алфавитном порядке с указанием Ф.И.О. автора, года и места издания, названия книги.

В систематическом каталоге описание литературы дается по отраслям науки и техники. В предметных каталогах отражены частные вопросы и описание литературы сгруппировано под наименованием предметов в алфавитном порядке. В каталогах периодических изданий собраны данные об имеющемся фонде журнальных и газетных статей.

Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования, определения общих теоретических позиций, а также для выявлении степени разработанности данной проблемы. Проработанная по теме литература служит основой для написания главы «Литературный обзор». Изучение литературы включает чтение сплошное или выборочное, ведение конспектов, письменное цитирование источников.

Анализ литературных источников по теме исследования предшествует изложению собственного теоретического материала. Результатом работы с литературой может быть написание обзора литературы, реферата, доклада, статьи, курсовой работы.

2. Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебного воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса.

Цель наблюдений – изучение разнообразных вопросов педагогического процесса, а именно: задачи обучения и воспитания, средства и методы обучения, воспитания, тренировки, поведение занимающихся и преподавателя, тренера, характер и величина тренировочной нагрузки и реакция организма на нагрузку, элементы техники и тактические действия, величина характеристик движений (количественная сторона процесса: количество бросков, ударов приемов, падений и т.д.). Объектом наблюдений могут выступать отдельные учащиеся, спортсмены, классы, команды и т.д.

Оно отличается от бытового наблюдения: 1) планомерностью и конкретностью объекта наблюдения; 2) наличием специфических приемов регистрации наблюдений явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях); 3) последующей проверкой результатов наблюдения.

К достоинствам наблюдения относятся: 1)возможность судить о многих деталях живого педагогического процесса, 2) фиксация педагогического события в момент их протекания, 3) возможность оценки отдаленных последствий физического воспитания, 5) независимость от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение.

К слабым сторонам наблюдения относятся:

1) наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов,

2) недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и учителя (н-р, мотивы деятельности, эмоциональное состояние),

3) возможность получить сравнительно малую выборку, что делает данные не репрезентативными,

4) пассивность наблюдателя, не позволяющая ему активизировать стороны деятельности, которые являются объектом наблюдения

Наблюдение как метод исследования применяется в следующих случаях: 1) когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в чистом виде, без внесения в него изменений со стороны,

2) когда необходимо собрать первичную информацию о педагогическом явлении или процессе,

3) когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным другими методами, например, хронометрированием,

4) когда требуется уточнить гипотезу и методику исследования,

5) когда необходимо проверить эффективность педагогических рекомендаций на заключительном этапе исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: