1.. Любое научное исследование начинается с определения исходных научных позиций будущего научного поиска. Такой точкой отсчета в исследовательской деятельности является методология науки.
Продуманная методологическая основа обеспечивает исследователю научный объективный подход к анализу изученных явлений и процессов и прогнозирование результатов исследования.
Методология – сложное понятие и трактуется в науке в широком и узком смысле.
В широком смысле методология означает исходную философскую позицию научного познания, универсальную для всех научных дисциплин.
Методология в широком смысле – это философское учение о методах познания и преобразования действительности, учение о применении принципов мировоззрения к процессу познания.
Универсальной исходной позиций для всех наук является материалистическая диалектика, отрасль научных знания о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления.
Материалистическая диалектика указывает путь познания как нечто постоянно развивающегося, движущегося единого целого. Диалектика формирует наиболее общие законы развития: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания. Эти законы дополняются и конкретизируются такими философскими категориями как причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма и др.
|
|
Диалектика рассматривает все понятия в их органическом единстве и непрерывном процессе их возникновения и развития.
Исследователь, изучая сущность явления, с позиции диалектики раскрывает содержание явления в его взаимосвязь. Но этой основе вскрывает внешние противоречия, а затем их переход во внутренние. Показывает диалектику становления, развития противоречию и, в итоге, обнаруживает сущность изучения явления и условия его протекания.
В узком смысле методология означает теорию научного познания в конкретной науке. Методология педагогики, ТФК представляет собой систему знаний об основных и структуре педагогических теории, о способах получения научного знания, о методологических подходах к изучению педагогических явлений и процессов.
Ведущими подходами, составляющими методологическую основу исследования педагогических явлений является: системный, личностно-деятельностный и исторический, моделирование.
2. Системный подход. Системность исходит из утверждения диалектики о всеобщей связи предметов и явлений в природе и обществе. Системный подход опирается на положения диалектики о необходимости изучения всех сторон и связей позволяемого явления и процесса, рассмотрения их в самодвижении и развитии. В изучении педагогических явлений системный подход закрепляет то, что было догадкой, гипотезой.
|
|
Реализация системного подхода требует соблюдения определенных условий:
1. Установление всего суммы составных элементов изучений явления или процесса.
2. Изучение связано, зависимостей каждого элемента от всех остальных и на этой основе выделено основных элементов.
3. Раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий.
4. Описание конкретного элемента дается в неразрывности со всей системой.
5. Свойства изучения процесса вытекает не только из суммирования свойств его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой структуры системы.
Показатель системного подхода в педагогике – разработка проблемы целостного педагогического подхода. Доказывается, что объектом деятельности педагога является педагогический процесс. Сущность его заключается в организации деятельности внутри системы «педагогики учащихся» при руководящей роли педагога.
3. В современном познании понятие «деятельность» играет ключевую роль, поскольку с его помощью дается характеристика.
Суть личностно-деятельностного подхода выражается в том, что субъект в свою деятельности не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Поэтому, тем, что он делает, можно определить, что он есть.
Деятельность является решающим источником познания мира и самого себя, источником развития личности, ибо субъект в деятельности изменяет не только объект деятельности, но и самого себя.
Личностно-деятельностный подход, выступая в роли методологической основы, позволяет глубоко и всесторонне изучить сущность проблемы.
4. Исторический подход в изучении педагогических явлений дает возможность выстраивать сравнения, аналогии, увидеть связи явления или процесса на протяжении длительного времени, позволяет выявить тенденции их изменения и развития.
Суть исторического подхода можно определить как от изучения прошлого, к анализу настоящего в сравнении с прошлым, и на этой основе прогноза будущего «Своеобразная формула современного педагогического исследователя. Из прошлого через настоящее – в будущее».
Реализация исторического подхода способствует:
а) в ыявлению перспективных направлений науки с учетом исторических тенденции развития науки.
б) п остроению научных гипотез с учетом исторической динамики научных фактов.
в) м оделированию новых систем воспитания, образования на основе ретроспективного анализа имеющихся систем в истории развития науки.
г) и ллюстрированию достоверными фактами выдвигаемых положений и выводов.
д) и зучению не только сущности педагогического явлений и процессов, а также условий и факторов, обуславливающих их развитие, и эволюции самого объекта исследования.
Все методологические подходы дополняют взаимно друг друга и взаимосвязаны между собой.
5. Моделирование характеризуется построением или подбором некоторой модели исследуемого объекта и оперированием с этой моделью для получения сведений, которые могут быть по аналогии перенесены на воспроизводимый объект. Объектами моделирования при этом бывают: параметры физической подготовленности, отдельные стороны процесса физического воспитания, динамика некоторых показателей, характеризующих развитие физической культуры в обществе и многое другое.
Основная литература [1, 2, 6, 7, 8]
Дополнительная литература [13, 14, 15, 18]