Тема лекции: Курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформление

1. Курсовые работы могут быть: теоретическими (реферативными), выполненными на основе анализа и обобщения литературных данных по выбранной те; эмпирическими, выполненными на основе изучения и обобщения передового опыта педагогов-новаторов в области физической культуры и спорта; конструкторскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назначение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных пособий, программ для компьютеров и т.п.; экспериментальными построенными по обоснованной постановке и проведению эксперимента в области физической культуры и спорта. Однако следует отметить, что, независимо от типа, каждая курсовая работа должна содержать анализ литературных источников по выбранной теме. По объему курсовая работа может достигать 25-30 с. рукописного или машинописного текста.

2. Структура и содержание работ. Каких-либо стандартных требований к структуре курсовых и дипломных работ нет. Однако логика изложения полученных результатов предполагает выделение следующих составных частей и разделов:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Обзор литературы.

5. Организация и методика исследований.

6. Результаты исследований и их обсуждение.

7. Заключение (выводы).

8. Список литературы.

9. Приложения.

В зависимости от типа курсовой работы ее структура может несколько варьироваться. Например, курсовая работа реферативного типа (теоретическая) строится на основе анализа имеющейся литературы по выбранной теме (учебников, учебных пособий, монографий, авторефератов диссертаций, журнальных статей, сборников научных трудов, материалов научных конференции и т.п.).

Основное требование к работе в этом случае – ее содержательность, логичность и последовательность изложения, самостоятельность анализа и суждений, а также внешнее оформление. Работа должна показать глубокие знания студентов литературы по предмету.

Теоретическая (реферативная) работа должна иметь титульный лист, оглавление (содержание), введение, текст, написанный по главам, выводы, список использованной литературы, приложения. Во введении отражаются актуальность темы, мотивация ее выбора и задачи исследования. Анализ литературных источников выступает как самостоятельный метод исследования. Так как анализ литературы составляет основное содержание таких работ, то нет необходимости давать специальную главу «Обзор литературы». Соответственно задачам исследования весь собранный материал систематизируется и подразделяется на главы и параграфы. В перспективе подобные работы могут составить главу «Обзор литературы» дипломных работ, имеющих общую тематику с курсовыми работами.

Структура и содержание выпускных квалификационных (дипломных) работ должны содержать все основные разделы, связанные с выполнением работ, имеющих экспериментальный характер. Рассмотрим основное содержание этих разделов.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются министерство, к которому относится вуз, название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название и вид работы (курсовая или дипломная), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Содержание (оглавление) – это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. Заголовки должны быть написаны так, чтобы по расположению можно было судить об их соотношении между собой по значимости (главы, разделы, параграфы). Поэтому содержание пишется ступенчатообразно: левее начинаются названия глав (пишутся заглавными буквами); несколько правее – названия разделов и еще правее – подразделов (и то и другое – строчными буквами).

3. Во введенииобосновывается актуальность темы, определяются ее теоретическое и практическое значение, а также объект и предмет исследований, цели и задачи, выдвигается рабочая гипотеза, перечисляются основные предметы, применяемые для решения поставленных задач. Его объем может ограничиваться 2-3 страницами.

В главе «Состояние вопроса» (обзор литературы) даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников. Объем главы 10-15 страниц. Студент должен проанализировать и сопоставить мнения разных авторов, дать собственную интерпретацию. Из работы должно быть понятно, где студент высказывает собственные суждения, а где заимствует положения авторов.

В главе «Организация и методика исследований» описываются условия проведения экспериментальных исследований (где, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как проводились, измерения и т.п.) методы, использованные в экспериментальной части, методика разработки экспериментальной программы, тренажеров, наглядных пособий и т.д. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.

Содержание главы «Результаты исследований и их обсуждение» составляют данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и обсуждение в соответствии с поставленными задачами, таблицы, диаграммы, графики. В тексте автор оперирует только статистическими показателями, полученными в результате обработки цифрового материала. Первичные результаты исследований оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение.

В заключениеработы подводится общий итог, делаются выводы, вытекающие из обзора литературы и проведенного эксперимента. Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи. Кроме выводов, можно представить практические рекомендации по применению упражнений, методике тренировки, тестированию и т.п., полученные в ходе исследований.

В списке литературы дается перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и нумерацией по порядку. При этом в него включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте или выдержки, из которой цитировались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем на иностранном.

В приложения включается второстепенный материал, на пример анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов и т.п.

4. Требования к оформлению. Дипломная работа объемом 60-80 страниц должна быть отпечатана на пишущей машинке или принтере через 1,0 интервал на одной стороне стандартного листа А4 210х297 мм с соблюдением следующих размеров полей: верхнее – 20 мм, правое – 10, левое и нижнее – не менее 20 мм. Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая междусловные интервалы. Номера страниц указываются на середине нижней части листа без точек и литерных знаков. Каждая страница нумеруется. Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление (нумерация на них не ставится). Номера страниц указывают, начиная с третьего листа (цифра 3). Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки даются по центру и сверху и снизу отделяются от основного текста тремя интервалами; точки в конце заголовки и подзаголовков не ставятся и переносы в них не рекомендуются.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступая 5 печатных знаков. Формулы и фамилии иностранных авторов могут вписываться черной пастой или тушью.

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры. Например, если автор ссылается на работу, представленную в списке использованной литературы под номером 7, то эта цифра должна ставиться и в тексте работы, она заключается в квадратные скобки.

Оформление курсовых и дипломных работ целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц.

Наряду с текстовой в дипломных и курсовых работах значительное место занимает цифровая информация, которая чаще всего оформляется в виде таблиц. Таблицы должны отличаться компактностью и единообразием построения. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово Таблица (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, посередине строки, размещается название таблицы строчными буквами, но с заглавной и еще ниже – сама таблица.

Ценным дополнением к статистическому анализу и обобщению результатом являются иллюстрации (рисунки). Они могут быть представлены в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подписи к ним делаются внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунки (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации необходимо непосредственно после ссылки на них в тексте (например « что видно из рис. 3»), в которой они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, для оформления которых целесообразно использовать электронную таблицу Excel. Диаграммы – это последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде.

5. Библиографическое описание научно-методической литературы в списке.В список литературы входят различные источники, описание которых имеет свою специфику.

Основы управления подготовкой юных спортсменов. /Под ред. М.Я.Набатниковой. – М.,1982. – 280 с.

Петров П.К. Гимнастика в школе: Учеб.пособие. – Ижевск,1996. – 460с.

Петров П.К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. //Теория и практика физической культуры. – 1999. - № 10. – С.6-9.

Розин Е.Ю. Педагогическая диагностика и контроль за физическим состоянием и специальной подготовленностью в гимнастике с использованием компьютера. //Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе: Межвуз.сб.науч.трудов. – Ижевск,1996. – С.53-59.

Райзих А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф.дисс. канд.пед.наук. – М.,1997. – 30с.

Одним из важных этапов подготовки к защите является написание текста доклада, рассчитанного на 8-10 мин, и оформление иллюстративного материала (читать текст курсовой работы не разрешается). Доклад может строиться по следующему плану.

1. Краткое обоснование выбора темы: актуальность (теоретическая и практическая значимость).

2. Постановка задач.

3. Методы исследований.

4. Анализ теоретических и экспериментальных данных.

5. Выводы.

Основная литература [3, 4, 6, 7, 8,13, 17]

Дополнительная литература [11, 13, 14, 25, 26]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: