Раздел 3. Управление качеством на основе стандартов серии ИСО 9000:2000
Стандарты серии ИСО 9000:2000, как основа создания системы менеджмента качества
В семействе стандартов ИСО 9000 проводится различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции. Требования к системам менеджмента качества установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими, применяются к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. Этот ГОСТ не устанавливает требований к продукции.
Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например, в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у этих стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также её результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется использовать в организациях, высшее руководство которых желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001, преследуя цель постоянного улучшения деятельности. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов. Кроме того, стандарты серии ИСО 9000:2000 включают целый ряд дополнительных стандартов, конкретизирующих требования к другим подсистемам менеджмента качества.
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, показана на рис. 3.1.
Описание процессов системы менеджмента качества
Классификация процессов системы менеджмента качества
Требования к процессам установлены в следующих разделах ГОСТ Р ИСО 9001-2001:
4. Система менеджмента качества;
5. Ответственность руководства;
6. Менеджмент ресурсов;
7. Процессы жизненного цикла продукции;
8. Измерение, анализ и улучшение.
Рис.3.1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Каждый из этих разделов является, в определенной степени, моделью соответствующего макропроцесса, а все макропроцессы следует рассматривать во взаимосвязи. Внутри макропроцессов функционируют процессы более низких уровней, образуя так называемое дерево процессов.
Взаимосвязи макропроцессов определяют, что:
q потребители играют существенную роль при определении входных данных (требований);
q обратная связь от потребителей, содержащая информацию о степени их удовлетворенности, является входами процесса анализа со стороны руководства и процесса улучшения;
q входы и выходы процессов могут относиться как к внешним, так и внутренним потребителям.
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подчеркивается необходимость рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности (стоимости) и затрат. Под добавленной стоимостью понимается часть стоимости, приращенная организацией и представляющая собой разность между выручкой от продаж продукции и затратами на ее разработку и изготовление. От процессов, не создающих добавленную ценность, и от затратных процессов следует избавляться. Обобщенная схема процессов в организации приведена на рис. 3.2.
С позиций добавленной стоимости можно выделить две группы процессов в организации:
1) основные (процессы жизненного цикла продукции);
2) обеспечивающие (вспомогательные).
Основные процессыимеют следующие характерные черты:
· внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;
· результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;
· потребитель готов платить за результат процесса.
Требования к основным процессам в системе менеджмента качества, таким как процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, производство продукции и др. приведены в разделе 7 ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Рис. 3.2. Обобщенная схема процессов в организации
Обеспечивающие процессы всегда имеют только внутренних потребителей. Это ремонт и обслуживание производственного оборудования, внутренние проверки, обучение персонала, управление документацией, управление записями (данными о качестве), управление устройствами для мониторинга и измерений (метрологическое обеспечение) и др. Результатом обеспечивающих процессов является создание условий для выполнения основных процессов. Требования к некоторым обеспечивающим процессам, важным для менеджмента качества, приведены в разделах 4, 7 и 8 ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
В дальнейшем покажем, как производится описание процессов менеджмента качества применительно к предприятию, производящему фены.