Классификация процессов системы менеджмента качества

Раздел 3. Управление качеством на основе стандартов серии ИСО 9000:2000

Стандарты серии ИСО 9000:2000, как основа создания системы менеджмента качества

В семействе стандартов ИСО 9000 проводится различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции. Требования к системам менеджмента качества установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими, применяются к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. Этот ГОСТ не устанавливает требований к продукции.

Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например, в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у этих стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также её результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется использовать в организациях, высшее руководство которых желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001, преследуя цель постоянного улучшения деятельности. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов. Кроме того, стандарты серии ИСО 9000:2000 включают целый ряд дополнительных стандартов, конкретизирующих требования к другим подсистемам менеджмента качества.

Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, показана на рис. 3.1.

Описание процессов системы менеджмента качества

Классификация процессов системы менеджмента качества

Требования к процессам установлены в следующих разделах ГОСТ Р ИСО 9001-2001:

4. Система менеджмента качества;

5. Ответственность руководства;

6. Менеджмент ресурсов;

7. Процессы жизненного цикла продукции;

8. Измерение, анализ и улучшение.

Рис.3.1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

Каждый из этих разделов является, в определенной степени, моделью соответствующего макропроцесса, а все макропроцессы следует рассматривать во взаимосвязи. Внутри макропроцессов функционируют процессы более низких уровней, образуя так называемое дерево процессов.

Взаимосвязи макропроцессов определяют, что:

q потребители играют существенную роль при определении входных данных (требований);

q обратная связь от потребителей, содержащая информацию о степени их удовлетворенности, является входами процесса анализа со стороны руководства и процесса улучшения;

q входы и выходы процессов могут относиться как к внешним, так и внутренним потребителям.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подчеркивается необходимость рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности (стоимости) и затрат. Под добавленной стоимостью понимается часть стоимости, приращенная организацией и представляющая собой разность между выручкой от продаж продукции и затратами на ее разработку и изготовление. От процессов, не создающих добавленную ценность, и от затратных процессов следует избавляться. Обобщенная схема процессов в организации приведена на рис. 3.2.

С позиций добавленной стоимости можно выделить две группы процессов в организации:

1) основные (процессы жизненного цикла продукции);

2) обеспечивающие (вспомогательные).

Основные процессыимеют следующие характерные черты:

· внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;

· результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;

· потребитель готов платить за результат процесса.

Требования к основным процессам в системе менеджмента качества, таким как процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, производство продукции и др. приведены в разделе 7 ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Рис. 3.2. Обобщенная схема процессов в организации

Обеспечивающие процессы всегда имеют только внутренних потребителей. Это ремонт и обслуживание производственного оборудования, внутренние проверки, обучение персонала, управление документацией, управление записями (данными о качестве), управление устройствами для мониторинга и измерений (метрологическое обеспечение) и др. Результатом обеспечивающих процессов является создание условий для выполнения основных процессов. Требования к некоторым обеспечивающим процессам, важным для менеджмента качества, приведены в разделах 4, 7 и 8 ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

В дальнейшем покажем, как производится описание процессов менеджмента качества применительно к предприятию, производящему фены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: