Национальные премии качества

Информационная карта может сопровождаться графическими пояснениями, предназначенными для наглядного графического представления места описываемого процесса в структуре процессов организации.

Составной частью информационной карты процесса являются также три приложения:

- приложение А (обязательное) «Планирование процесса » (цели процесса и показатели их достижения);

- приложение Б (рекомендуемое) «Мероприятия по улучшению процесса»;

- приложение В (рекомендуемое) «Корректирующие и предупреждающие действия».

Приложение А включает следующие реквизиты:

1. Раздел утверждения и согласования.

2. Период планирования.

3. Основной раздел приложения А содержит следующие атрибуты (Табл. 3.6):

- цели процесса, направленные на достижение установленных результатов;

- наименование показателя (ей), характеризующих достижение каждой из целей процесса;

- измеряемое (ые) значения для показателя цели;

- фактические значения показателей на начало планирования;

- целевые значения показателей на конец планирования;

- способы (методы) измерения и анализа каждого показателя, целей процесса.

Таблица 3.6 Основной раздел приложения А

Цели процесса направленные на достижение установленных результатов Наименование показателя процесса Измеряемое значение для показателя процесса Фактические значения показателей на начало планирования Целевые значения показателя на конец планирования Способ измерения Метод анализа
Приводятся формулировки целей процесса Указывается наименование всех показателей характеризующих определённую цель Указывается измеряемое значение показателя и единицы его измерения Указывается исходное значение каждого показателя Указывается целевое значение каждого показателя и если необходимо границы предупреждающих и корректирующих воздействий Указывается метод измерения каждого показателя Указывается метод анализа каждого показателя

Приложение Б является рекомендуемым и содержит план мероприятии по улучшению процесса с учетом необходимости достижения целевых значений показателей процесса, зафиксированных в приложении А.

Приложение Б включает следующие реквизиты:

1. Раздел утверждения и согласования.

2. Период планирования.

3. Основной раздел приложения А «Мероприятия по улучшению процесса» содержит следующие атрибуты (Табл. 3.7):

- цели процесса, направленные на достижение установленных результатов;

- факторы, влияющие на изменение показателей достижения целей;

- мероприятия, направленные на изменение значений влияющих факторов;

- сроки реализации мероприятий;

- лица, ответственные за проведение мероприятий (должность, ФИО);

- дополнительные ресурсы или исполнители, не указанные в основной форме информационной карты: финансовые, материальные, трудовые, подразделения и процессы организации т. п., необходимые для реализации указанных мероприятий.

Таблица 3.7 Основной раздел приложения А «Мероприятия по улучшению процесса» с атрибутами

Цели процесса, направленные на достижение установленных результатов Факторы, влияющие на изменение показателей достижения целей Мероприятия, направленные на изменение значений влияющих факторов Сроки исполнения Ответственный Дополнительные ресурсы или исполнители
Должность ФИО
Указывается цель процесса в соответствии с приложением А Для каждого показателя цели указывается факторы, влияющие на его достижение Указываются мероприятия позволяющие обеспечить достижение установленного значения показателей целей Сроки выполнения мероприятий Указывается должность и ФИО ответственного за реализацию каждого мероприятия Для каждого мероприятия указываются необходимые дополнительные кадровые, финансовые, материальные ресурсы
             

Приложение В к информационной карте процесса «Корректирующие и предупреждающие действия» является рекомендуемым, оформляется в виде табл. 3.8 и содержит следующие разделы:

- идентификация несоответствия;

- краткая характеристика несоответствия;

- поиск причины несоответствия;

- корректирующие и предупреждающие действия;

- коррекция (устранение) несоответствия;

- проверка результативности корректирующих действий;

Информационные карты процессов являются основой для их графического описания в виде блок-схем и, при необходимости, разработки соответствующих ДП управления процессами.

Таблица 3.8 Информационная карта процесса «Корректирующие и предупреждающие действия»


Концепции разработки типовой системы качества образовательного учреждения (СК ОУ)

В основу концепции разработки типовой системы качества образовательного учреждения (СК ОУ) положены:

- «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе» (далее - «Стандарты и директивы ENQA»), разработанные Европейской ассоциацией гарантий качества в высшем образовании (ENQA – European Network for Quality Assurance in Higyer Education);

- стандарты по менеджменту качества ИСО 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008);

- модель конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»;

- модель самооценки и совершенствования деятельности образовательного учреждения в области менеджмента качества, гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

Система качества (СК) образовательного учреждения (ОУ) как один из важнейших механизмов внутренних гарантий качества образования, в настоящее время входит в число показателей государственной аккредитации ОУ для следующих типов учреждений:

- высших учебных заведений (вузов);

- образовательных учреждений среднего специального профессионального образования (ссузов).

В соответствии с приказом Рособрнадзора № 1938 от 30.09.2005 г. вводится новый аккредитационный показатель для вузов 1.2.3 «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества». Для ссузов в соответствии с Приказом МО РФ от 01.10.2001 г. № 3249 (с изменениями и дополнениями Приказа Минобразования РФ от 27.12.2002 г. № 4669) этот показатель формулируется как показатель 1.2.3 «Система управления и контроля качества в образовательном учреждении».

Стандарты и директивы Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA

«Стандарты и директивы ENQA», используемые при разработке и оценке СК ОУ, включают следующие разделы:

1. Политика и процедуры оценки качества.

2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций.

3. Оценка студентов.

4. Гарантия качества преподавательского состава.

5. Ресурсы обучения и поддержка студентов.

6. Информационные системы.

7. Общественная информация.

Европейские стандарты и директивы по гарантии качества фактически сводятся к следующему:

Политика и процедуры оценки качества

Стандарты:

Учебные заведения должны иметь политику и соответствующие процедуры гарантии качества и стандарты своих образовательных программ и сертификатов. В своей работе они также должны полностью посвящать себя развитию культуры признания важности качества и его гарантий. Для достижения этого учебные заведения должны разрабатывать и применять стратегию постоянного улучшения качества. Стратегия, политика и процедуры должны обладать официальным статусом и находиться в свободном доступе. Они также должны отводить роль студентам и другим заинтересованным сторонам.

Директивы:

Официальные процедуры и политика должны образовывать систему, в которой вузы разрабатывают и отслеживают эффективность своей системы гарантии качества. Они также помогают формировать общественную уверенность в независимости организаций. Политика должна содержать заявление о намерениях и основные средства, с помощью которых данные намерения осуществляются. Руководство по процедурам должно предоставлять детализированную информацию о методах, с помощью которых осуществляется политика, и служить справочным материалом для лиц, интересующихся практическим аспектом применения процедур.

Изложение политики должно отражать:

- отношение между обучением и исследовательской работой в учебном заведении;

- стратегию учебного заведения по отношению к качеству и стандартам;

- организацию системы гарантии качества;

- обязанности департаментов, школ, факультетов и других организационных подразделений и частных лиц по отношению к гарантии качества;

- вовлечение студентов в процесс гарантии качества;

- методы, с помощью которых политика применяется, контролируется и проверяется.

Реализация требований ENQA полностью зависит от понимания учебными заведениями (на всех их уровнях) того, что:

- их программы имеют ясные и эксплицитные ожидаемые результаты;

- их работники готовы и могут осуществлять учебный процесс, что поможет студентам достичь этих результатов.

Предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу. Все учебные заведения должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования, предлагаемого студентам.

Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций

Стандарты:

Учебные заведения должны иметь официальные механизмы утверждения, периодических проверок и мониторинга своих программ и сертификатов.

Директивы:

Доверие студентов и других заинтересованных сторон высшему образованию легче установить и поддерживать с помощью обеспечения качества, которое гарантирует, что программы хорошо составлены и регулярно проверяются и являются релевантными и востребованными.

Гарантия качества программ и сертификатов должна включать:

- разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения;

- постоянное внимание учебному плану, составлению и содержанию программ;

- специфические требования различных видов обучения (дневное отделение, заочное отделение, дистанционное обучение, Интернет-обучение) и типов высшего образования (академическое, профессиональное);

- доступность ресурсов обучения;

- официальные процедуры по утверждению программ вышестоящими организациями;

- наблюдение за прогрессом и достижениями студентов;

- регулярные проверки программ (включая проверку специалистами извне);

- постоянное взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими соответствующими организациями;

- участие студентов в процедурах гарантии качества.

Оценка студентов

Стандарты:

Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно.

Директивы:

Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Результаты оценки оказывают большое влияние на будущую карьеру студентов. Таким образом, важно, чтобы оценочный процесс всегда проводился профессионально, с учетом существующих обширных знаний в области тестирования и проведения экзаменов. Оценка также предоставляет важную для учебных заведений информацию об эффективности поддержки обучения.

Процедуры оценки студентов должны:

- быть составленными в соответствии с предполагаемыми результатами обучения и другими целями программ;

- соответствовать своему назначению (диагностическому, воспитательному, текущему или итоговому);

- руководствоваться четкими опубликованными критериями;

- проводиться людьми, понимающими влияние оценки на студентов в процессе приобретения знаний и умений, относящихся к их будущей квалификации;

- по возможности, не полагаться на суждение одного проверяющего;

- принимать во внимание возможные последствия экзаменационных требований;

- иметь ясные правила, касающиеся отсутствия студента, его болезни и других уважительных причин;

- гарантировать надежность оценочного процесса, в соответствии с установленными процедурами учебного заведения;

- проверяться в административном порядке, что гарантирует точность всей процедуры.

Гарантия качества преподавательского состава

Стандарты:

Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлечённых в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и быть упомянуты в отчетах.

Директивы:

Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступного большинству студентов. Очень важно, чтобы преподаватели обладали полным знанием и пониманием преподаваемого предмета, имели необходимые умения и опыт для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного контекста и имели обратную связь с обучаемыми. Учебные заведения должны гарантировать, что пополнение штата сотрудников и процедуры назначения включают способы гарантирования, что новые сотрудники обладают хотя бы минимально достаточным уровнем компетенции. Преподавательскому составу должны предоставляться возможности повышать профессиональную квалификацию. Самосовершенствование должно поощряться. Учебные заведения должны предоставлять преподавателям с недостаточным уровнем компетенции возможности развивать умения до приемлемого уровня и обладать средствами лишения таких преподавателей права на преподавание, если преподаватель продолжает демонстрировать свою недостаточную компетенцию.

Ресурсы обучения и поддержка студентов

Стандарты:

Учебные заведения должны гарантировать, что ресурсы, доступные для обучения, являются адекватными и уместными для каждой предлагаемой программы.

Директивы:

Кроме доступа к преподавательскому составу, студентам необходимо иметь также доступ к другим ресурсам процесса обучения. Ресурсы могут быть как физическими (такие как библиотеки или компьютеры), так и человеческими (наставники, советники и другие консультанты). Ресурсы обучения и другие механизмы поддержки должны находиться в свободном доступе, быть смоделированными в соответствии с нуждами студентов; студенты должны иметь возможность высказывать свое мнение о предоставляемых услугах. Учебные заведения должны вести постоянное наблюдение за эффективностью дополнительных услуг, проводить проверки и улучшать их.

Информационные системы

Стандарты:

Учебные заведения должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью.

Директивы:

Самообследование или самооценка учебных заведений - это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности. При отсутствии данных средств учебные заведения не будут знать, что в их системе работает хорошо, а что требует внимания, также не будут известны результаты нововведений.

Информационные системы, относящиеся к качеству, в некоторой мере зависят от местных условий, но они, по крайней мере, должны охватывать:

- прогресс студентов и уровень успеваемости;

- спрос на выпускников на рынке труда;

- удовлетворенность студентов учебными программами;

- эффективность преподавания;

- состав студентов и его анализ;

- доступные обучающие ресурсы и их стоимость;

- главные показатели деятельности данного учебного заведения.

Также очень важно сравнение учебных заведений с другими аналогичными организациями ENQA и за ее пределами. Это позволяет заведениям углубить уровень самопознания и найти различные методы саморазвития.

Общественная информация

Стандарты:

Учебные заведения должны регулярно публиковать свежую, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную) о предлагаемых ими программах и сертификатах.

Директивы:

В осуществлении своей общественной роли учебные заведения несут ответственность за предоставление информации о предлагаемых программах, об ожидаемых результатах этих программ, квалификациях, которые они присваивают, используемых обучающих и оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных студентам. Публикуемая информация также может содержать описание достижений выпускников и характеристику обучающихся на данный момент студентов. Данная информация должна быть точной, беспристрастной, объективной и доступной. Данная информация не должна использоваться только в качестве маркетинговой акции. Учебное заведение должно проверить, что информация соответствует ожидаемому результату и является беспристрастной и объективной.

Шкала соответствия стандартам и директивам ENQA имеет два уровня:

- «СК ОУ в целом не удовлетворяет стандартам и директивам ENQA»;

- «СК ОУ в целом удовлетворяет стандартам и директивам ENQA», при этом возможно заполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации;

Уровень соответствия определяется экспертами Рособрнадзора на основе заполнения представленных ниже чек – листов (Табл. 3.9)


Табл. 3.9 Чек-лист ENQA «Политика и процедуры»


Название ОУ: Политика ОУ в области качества – общие намерения и направления деятельности в области качества (образования), официально сформулированные высшим руководством образовательного учреждения.
Балл, полученный на предыдущей проверке: c
Проверяемые положения ENQA п. 1.1 ž ? Представленные ОУ объективные доказательства выполнения положения ENQA п. 1.1
1. При выборе направлений политики учитываются стандарты и директивы ENQA        
2. Политика ОУ в области качества разработана, официально утверждена руководством ОУ, доведена до профессорско-преподавательского состава, административного и учебно-вспомогательного персонала, научных сотрудников и обучаемых        
3. Политика ОУ находится в свободном доступе для профессорско-преподавательского состава, административного и учебно-вспомогательного персонала, научных сотрудников и обучаемых, а также других заинтересованных сторон и общественности        
4. При формировании политики учитываются мнения (роль) студентов и других заинтересованных сторон      
5. Политика направлена на полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников ОУ, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу        
6. В ОУ существует система качества, направленная на реализацию политики качества и состоящая из обладающих официальным статусом процедур, которые находятся в свободном доступе        
7. Документация ОУ дает подробную информацию о методах и процедурах, с помощью которых реализуется политика        
8. Политика отражает значимость научно-исследовательской деятельности для учебного процесса        
9. Анализ со стороны руководства того, как реализуется политика в области качества и оценка СК ОУ        
10. На практике применяется стратегия постоянного улучшения и совершенствования качества образования, предлагаемого студентам. Используется методики самооценки на основе модели совершенствования деятельности        
Оценка Σ = ______        
Результаты оценки политики и процедур       ФИО эксперта  
Оценка Число баллов ? Выполнено      
< 15 ОУ неконкурентоспособно ž Выполнено частично   Подпись:  
  ОУ в целом удовлетворяет стандартам и директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации. Не выполнено      
От 16 до 30       Дата:  

мм


Документация СК ОУ

Документация может быть в любой форме и на любом носителе. На рис. 3.5 показана иерархическая структура документации СК ОУ, которая условно разделена на 6 уровней:

Рисунок 3.5 Иерархическая структура документации СК ОУ

А. Документы, представляющие согласованную информацию о СК ОУ, предназначенную как для внутреннего, так и для внешнего пользования (миссия и видение ОУ, документально оформленное Заявление о политике и целях в области качества и Руководство по качеству).

Типовая структура руководства по качеству ОУ приведена в табл. 3.10

Таблица 3.10. Типовая структура руководства по качеству ОУ

Разделы и подразделы РК
Титульный лист
Лист согласования и утверждения
Оглавление
  Введение
  Сведения об ОУ
  Область распространения СК
  Нормативные ссылки, термины, определения и сокращения
  Система качества ОУ
4.1 Модель СК ОУ
4.2 Процессы и виды деятельности в СК ОУ
4.3 Менеджмент процессов и СК
4.4 Документация системы качества ОУ. ДП-4.4.2 «Управление документацией»
  4.4.1 Структура и назначение документации СК ОУ
  4.4.2 Управление документацией СК ОУ
  4.4.3 Управление записями и данными по качеству. ДП-4.4.3 «Порядок управления записями и данными о качестве»
  Деятельность руководства в СК
5.1 Ответственность руководства ОУ
5.2 Ориентация на потребителя и заинтересованные стороны
5.3 Политика в области качества
5.4 Планирование
  5.4.1 Цели в области качества
  5.4.2 Планирование СК ОУ
5.5 Ответственность, полномочия и информирование
  5.5.1 Распределение прав, ответственности и обязанностей
  5.5.1.1 Представитель руководства в области качества
  5.5.1.2 Руководители процессов СК ОУ
5.6 Анализ СК руководством ОУ
  5.6.1 Отчет уполномоченного по качеству
  5.6.2 Деятельность руководства по анализу СК ОУ
  Менеджмент основных процессов СК ОУ
6.1 Процессы, связанные с потребителями ОУ
  6.1.1 Процесс 2.1* «Маркетинг» ИК-2.1-2006 «Взаимодействие с потребителями», 6.1-01 «Взаимодействие с потребителями и анализ результатов деятельности СК ОУ»
  6.1.2 Управление образовательными программами и квалификациями ИК-2.2-2006 «Проектирование и разработка образовательных программ»
  6.1.2.1 Процесс 2.2* «Проектирование и разработка образовательных программ» ИК-2.2-2006 «Проектирование и разработка образовательных программ»
  6.1.2.2 Процесс 2.7 «Проектирование программ дополнительного образования». ИК-2.2-2006 «Проектирование и разработка образовательных программ»
6.2 Процессы создания ценности для потребителей ОУ
  6.2.1 Процесс 2.3 «Довузовская подготовка». ИК-2.3-2006 «Довузовская подготовка»
  6.2.2 Процесс 2.4* «Прием студентов». ИК-2.4-2006 «Прием студентов»
  6.2.3 Процесс 2.5* «Реализация основных образовательных программ». ИК-2.5-2006 «Реализация основных образовательных программ»
  6.2.4 Процесс 2.8 «Реализация программ дополнительного образования». ИК-2.8-2006 «Реализация программ дополнительного образования»
  6.2.5 Процесс 2.9 «Подготовка кадров высшей квалификации». ИК-2.9-2006 «Подготовка кадров высшей квалификации»
  6.2.6 Процесс 2.6* «Воспитательная ивнеучебная работа с обучаемыми». ИК-2.6-2006 «Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми»
  6.2.7 Процесс 2.11 «Инновационная деятельность». ИК-2.11-2006 «Инновационная деятельность»
  6.2.8 Процесс 2.12 «Международная деятельность». ИК-2.12-2006 «Международная деятельность»
  Менеджмент ресурсов и обеспечивающие процессы СКОУ
7.1 Процесс 3.1* «Управление персоналом». ИК-3.1-2006 «Управление персоналом»
7.2 Процесс 3.2* «Управление образовательной средой». ИК-3.2-2006 «Управление образовательной средой»
7.3 Процесс 3.3 «Редакционно-издательская деятельность». ИК-3.3-2006 «Редакционно-издательская деятельность»
7.4 Процесс 3.4* «Библиотечное и информационное обслуживание». ИК-3.4-2006 «Библиотечное и информационное обслуживание»
7.5 Процесс 3.5 «Управление информационной средой». ИК-3.5-2006 «Управление информационной средой»
7.6 Процесс 3.10 «Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ». ИК-3.10-2006 «Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ»
7.7 Процесс 3.6* «Управление закупками» ИК-3.6-2006 «Управление закупками»
7.8 Процесс 3.7* «Управление инфраструктурой». ИК-3.7-2006 «Управление инфраструктурой»
7.9 Процесс 3.8 «Управление производственной средой». ИК-3.7-2006 «Управление производственной средой»
7.10 Процесс 3.9 «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». ИК-3.9-2006 «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»
  Деятельность ОУ по измерению, анализу и улучшению
  8.1.1 Измерение и анализ удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон ОУ
  8.1.2 Внутренние проверки (аудиты) системы качества ОУ. ДП-8.1.2 «Внутренние аудиты»
  8.1.3 Измерение и анализ характеристик процессов системы ОУ
  8.1.4 Измерение и анализ характеристик образовательных услуг
  8.1.5 Самооценка в сравнении с другими ОУ
8.2 Управление несоответствиями. ДП-8.2 «Управление несоответствиями»
8.3 Улучшения
  8.3.1 Планируемые улучшения СК ОУ
  8.3.2 Корректирующие и предупреждающие действия. ДП-8.3.2 «Корректирующие и предупреждающие действия»
  Информирование общества. ДП-9-01 «Информирование общества»
9.1 Общественная роль ОУ
9.2 Публикации об образовательных программах, квалификациях и процедурах оценки
9.3 Публикации о достижениях выпускников и студентов ОУ
9.4 Публикации о планах и достижениях ОУ
Приложения
Приложение А Состав и назначение документации СК ОУ
Приложение Б Структура управления системой качества ОУ
Приложение В Перечень информационных карт процессов СК ОУ
Приложение Г Перечень документированных процедур СК ОУ
Приложение Д Перечень форм СК ОУ
Лист регистрации изменений

Б. Документы для описания процессов:

- информационная карта процесса (ИК ) - дает статическое описание процесса и содержит атрибуты его менеджмента: планирование, обеспечение, управление и улучшение процесса;

- документированная процедура (ДП) и рабочие инструкции (РИ) - документированный установленный способ деятельности или выполнения определенной работы (процесса);

- рабочие инструкции - это письменные указания, определяющие конкретную последовательность действий при выполнении от­дельных работ или операций.

В. Документы по планированию различных видов, описывающие, как СК ОУ применяется к конкретной образовательной программе, услуге, проекту или контракту; к таким документам относятся планы (или программы) качества.

Г. Организационно-правовые и методические документы (устав ОУ, организационная структура, матрица полномочий и ответственности, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, порядки и т. п.) и методические документы и рекомендации, помогающие в работе.

Д. Записи по качеству - документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности и необходимые для гарантии эффективной работы и управления процессами. К таким документам относятся документальные записи, отражающие состояние некоторых характеристик СК ОУ или рабочих процессов на определенный момент или промежуток времени. Они могут содержать информацию:

- о степени достижения целей в области качества,

- уровне удовлетворенности потребителей;

- результатах функционирования СК для проведения ее анализа;

- тенденциях в области качества образования;

- корректирующих действиях и их эффективности;

- квалификации и подготовке персонала;

- сравнениях в области конкурентоспособности ОУ и др. Примеры записей: решения, протоколы, акты, отчеты, рабочие журналы, списки, ведомости, альбомы бланков, перечни и т. п.

Е. Правовые, нормативные и технические документы, устанавливающие требования к продукции или услуге. К ним относятся документы, содержащие нормативные требования и условия, например ГОС по различным направлениям и специальностям, другие стандарты, технические условия, документы органов власти, контроля и надзора, инструктивные документы Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию и т.п.

Принцип оценки СК ОУ экспертами - аудиторами

Оценка СК ОУ проводится, как уже отмечалось, последовательно по двум шкалам (табл. 3. 11, 3.12):

- шкале, уровни которой связаны со степенью выполнения стандартов и директив ENQA;

- шкале зрелости СК ОУ, которая определяется уровнем зрелости (развития) процессов СК ОУ.

Алгоритм принятия решения о степени выполнения показателя 1.2.3 государственной аккредитации включает следующие этапы:

1. До начала оценки СК образовательное учреждение заполняет и предоставляет в Рособрнадзор аккредитационный модуль, содержащий сведения о своей СК.

2. Первичной является экспертиза на соответствие СК ОУ стандартам и директивам ENQA по соответствующей шкале. При получении оценки по этой шкале - «СК ОУ в целом удовлетворяет стандартам и директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации» ОУ допускается к проверке по шкале зрелости СК ОУ.

Соответствие или несоответствие СК ОУ стандартам и директивам ENQA определяется числом набранных баллов по каждому из разделов стандарта.

В процессе экспертизы на месте эксперты-аудиторы фиксируют в чек - листах представленные ОУ объективные доказательства, подтверждающие выполнение соответствующих положений стандартов и директив ENQA.

3. При обнаружении существенных несоответствий СК ОУ стандартам и директивам ENQA, хотя бы по одному стандарту (есть оценки, соответствующие уровню «СК ОУ в целом не удовлетворяет Стандартам и директивам ENQA»),ОУ не допускается к экспертизе на определение уровня зрелости СК до тех пор, пока не будут устранены выявленные несоответствия.

4. Необходимо отметить, что наличие сертификата на систему менеджмента качества ОУ по ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) или диплома лауреата конкурса Рособразования и Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» не является основанием для автоматического признания соответствия СК ОУ установленным аккредитационным требованиям. Наличие указанного сертификата или диплома может являться достаточным условием того, что СК ОУ соответствует установленным требованиям по показателю 1.2.3, если в результате экспертизы СК ОУ на соответствие стандартам и директивам ENQA установлено, что ОУ соответствует уровню «СК ОУ в целом удовлетворяет стандартам и директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации».


Таблица 3.11.Оценка СК ОУ на соответствие стандартам и директивам ENQA

Шкала ENQA Баллы по результатам экспертизы на соответствие ENQA
1.1. Политика и процедуры оценки качества <12 12-24
1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций <12 12-24
1.3. Оценка студентов <11 11-21
1.4. Гарантии качества преподавательского состава <10 10-18
1.5. Ресурсы для обучения и поддержка студентов <6 6-12
1.6. Информационные системы (ИС) <12 12-24
1.7. Общественная информация <6 6-12
  СК ОУ в целом не удовлетворяет Стандартам и директивам ENQA СК ОУ в целом удовлетворяет стандартам и директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации

Таблица 3.12 Оценка развития СК ОУ по шкале зрелости

Шкала зрелости СК ОУ Баллы по результатам экспертизы на зрелость СК ОУ для каждого уровня шкалы
Проверка по чек - листу «Определенность» Проверка по чек - листу «Воспроизводимость» при наличии зрелости СК уровня I Проверка по чек - листу «Способность» при наличии зрелости СК уровня II Проверка по чек - листу «Эффективность» при наличии зрелости СК уровня III
<10 баллов Уровень 0 СК ОУ 10-18 баллов Уровень I СК ОУ 13-21 балл Уровень II СК ОУ 12-18 баллов Уровень III СК ОУ 16-24 балла Уровень IV СК ОУ
  Выполнение аккредитационного показателя 1.2.3
    Аттестация СК ОУ в реестре Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
      Лучшие практики в своем классе

5. При экспертизе зрелости процессов обязательно проверяются процессы СК ОУ, относящиеся к инвариантному ядру типовой модели СК ОУ. Соответствие уровню «Определенность» всей СК ОУ при­нимается в том случае, когда 100% основных процессов и 50% обес­печивающих процессов, относящихся к инвариантному ядру типовой модели СК ОУ, соответствуют уровню зрелости «Определенность».

6. На основании проведенной оценки СК ОУ эксперты-аудиторы составляют отчет о результатах оценки СК проверяемого ОУ относительно выполнения показателя государственной аккредитации 1.2.3.

Если СК ОУ удовлетворяет показателю 1.2.3 государственной аккредитации, ОУ допускается к проведению процедуры аттестации СКОУ, заключающейся в проверке уровня зрелости СК ОУ. При этом аттестация может быть полной,или частичной, при которой аттестуются отдельные виды деятельности ОУ.

Далее на основании результатов проведенной экспертизы прини­мается решение о возможности полной или частичнойаттестации СК ОУ.

Схема принятия решений при аттестации СК ОУ определяется алгоритмом принятия решений. Этот алгоритм принятия решений применяется для уровня «Воспроизводимость», а также и для других уровней зрелости, таких, как «Способность» и «Эффективность».

Каждый следующий уровень шкалы зрелости СК ОУ или её процессов включает выполнение всех требований предыдущих уровней. Поэтому к экспертизе на следующий, более высокий уровень, допускаются ОУ, имеющие подтвержденные экспертами-аудиторами предыдущие уровни зрелости.

Алгоритм принятия решений по аттестации СК ОУ включает следующие этапы:

1. ОУ подает заявку в комиссию по аттестации СК ОУ и сведения о результатах предыдущих проверок.

2. Эксперты-аудиторы с помощью шкалы зрелости СК ОУ проверяют уровень зрелости всех процессов инвариантного ядра типовой модели СК ОУ, последовательно, начиная с уровня «Воспроизводимость» и выше.

3. Если в процессе экспертизы установлен высокий уровень зрелости отдельных процессов, что соответствует оценкам третьего уровня «Способность» и выше, эксперты рекомендуют о представлении частичного опыта «лучших практик» данного ОУ на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

4. Соответствие проверяемому уровню всей СК ОУ принимается в том случае, если 100% основных процессов и 50% вспомогатель­ных, относящихся к инвариантному ядру типовой модели СК ОУ, соответствуют проверяемому уровню зрелости. При соответствии СК ОУ по всем процессам инвариантного ядра типовой модели уровню «Воспроизводимость» принимается решение о полной аттестации системы качества ОУ.

Оценка СК ОУ экспертами-аудиторами позволяет:

- проверять СК ОУ на ее соответствие стандартам и директивам ENQA;

- проверять выполнение показателя государственной аккредитации 1.2.3 «Эффективность внутривузовской системы обес­печения качества образования»;

- проводить аттестацию СК ОУ с последующим включением данного ОУ в «Реестр образовательных учреждений с аттестованной СК» Рособрнадзора при оценке зрелости СК ОУ уровнем «Воспроизводимость» и выше;

- предоставлять ОУ информацию о путях дальнейшего совершенствования его системы качества.

- Премия Э. Деминга (Япония) - 1951г., которой в 1984г. был придан статус международной премии;

- Премия М. Болдриджа (США) 1987г.;

- Европейская премия по качеству 1991г.;

- Премия Правительства РФ 1996г.

Что такое самооценка?

• всеобъемлющий и регулярный анализ деятельности организаций и достигнутых результатов относительно модели совершенствования деятельности;

• процесс, который позволяет организации определить её сильные стороны и области совершенствования;

• проведение мероприятий по совершенствованию, которые можно оценить;

• процесс, позволяющий обеспечить постоянный процесс обучения для всех сотрудников в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: