Разработка политики и целей предприятия в области качества

Разработка политики и целей предприятия в области качества невозможна без наличия организационной структуры предприятия, которая дает ответ на то, какие структурные подразделения входят в ее состав, в каких отношениях они находятся, как осуществляется управление предприятием. Начальным шагом для установления структуры является определение функций предприятия.

Определение функций предприятия. Так как цели предприятия развертываются по ее подразделениям, то предварительно определяем функции предприятия и ее организационную структуру. Часть функций, приведенных в табл. 3.7, являются примерными и отображают виды деятельности, свойственные электротехническому предприятию, выпускающему различную бытовую технику, в том числе, фены.

Таблица 3.7. Функции предприятия

Индекс функции Наименование функции   Ответственный за процесс   Подразделение предприятия
F0 Обеспечение потребителей фенами РФ: Руководитель предприятия  
F1 Маркетинг ВМ: Руководитель подразделения маркетинга Отдел маркетинга
F1.1 Рыночная деятельность ММ: Маркетолог Отдел маркетинга
F1.1.1 Исследование и анализ рынка ММ: Маркетолог Отдел маркетинга
F1.1.2. Формирование концепций новых товаров и услуг ММ: Маркетолог Отдел маркетинга
F1.1.3. Организация рекламы ММ: Маркетолог Отдел маркетинга
F1.2 Обеспечение материально – техническими ресурсами МС: Менеджер по контрактам (снабжению) Отдел маркетинга
F1.2.1 Составление ведомостей на материально-технические ресурсы ТК: Менеджер по разработке продукции Производственный отдел
…………….. …………….. ……………..
…………….. …………….. ……………..
…………….. …………….. ……………..
F5 Юридическое регулирование ЮК: Юрисконсульт Служба юрисконсульта
F6 Управление качеством РФ: Руководитель предприятия Служба качества
F6.1. Система менеджмента качества. МК: Менеджер по качеству Служба качества
F6.1.1 Обеспечение эффективной работы системы менеджмента качества (СМК). Система внутренних аудитов МК: Менеджер по качеству Служба качества
F6.2. Организация контроля на предприятии МК: Менеджер по качеству Служба качества
F6.2.1 Организация и проведение контроля процессов и продуктов. Сертификация продукции КС: Менеджер по контролю Служба качества

В соответствии с функциями формируем организационную структуру для предприятия «Аида», показанную на рис. 3.16. Руководство предприятия разрабатывает ее политику, исходя из того, что семантическое содержание всех положений политики должно находить отражение в документах СМК (цели и задачи, решаемые для достижения этих целей).

Формирование миссии и политики предприятия в области качества. Менеджмент качества тесно связан с общим менеджментом организации. Поэтому политика руководства в области качества должна вытекать из миссии организации, которая занимает первое место в общей иерархии понятий менеджмента.

Рис. 3.16. Организационная структура предприятия «Аида»

Политика руководства предприятия в области качества.

Руководство предприятия «Аида», опираясь на принцип всеобщности качества, распространяемого на каждый процесс, каждый вид деятельности, каждого работника ставит своей главной целью обеспечить конкурентоспособность производимой продукции на отечественном рынке.

Главная цель будет достигнута на протяжении 2007 – 2009 гг. В 2007 г. будут реализованы следующие цели:

1) повышение качества продукции на 10% (цель Ц1).

2) уменьшение себестоимости продукции на 5% за счет снижения потерь на устранение брака (цель Ц2).

3) увеличение результативности продаж на 8% за счет повышения их качества (цель Ц3).

Количественная конкретизация этих целей на 2008 и 2009 гг. будет произведена по результатам их достижения в 2007 г. Производим развертывание общих целей предприятия на частные, которые должны быть достигнуты структурными подразделениями предприятия «Аида». Для каждой из трех целей, определяющих политику, строим дерево частных целей. Частные цели ориентируем на исполнителей тех структурных подразделений, которые в наибольшей степени влияют на их достижение.

Дерево целей показано на рис. 3.17. Частные цели предприятия обозначаем следующим образом: верхний индекс – номер цели; нижний – обозначение исполнителей структурных (подразделений фирмы).

Формулируем частные цели, являющиеся вершинами деревьев целей (рис. 3.17). В качестве примера сформулируем только частные цели, относящиеся к Ц1.

Формирование целей производим по методу SMART:

S – Specific. Точность и ясность формулировок, не оставляющая места для множественного и неправильного толкования.

M – Measurable. Количественное выражение всего, что возможно, фиксация того, каким может быть результат, если цель достигнута.

A – Achievable. Цели должны быть достижимы во избежание демотивации персонала.

R – Related. Цели должны соотноситься с желаемым позиционированием, экономическими целями организации, стратегической перспективой, корпоративной культурой (ценностями), интересами исполнителя и должны иметь региональную привязку.

T – Time-bound. Цели должны быть определены на шкале времени по срокам достижения.

Цель Ц1: повышение качества продукции Цель Ц2: уменьшение себестоимости продукции Цель Ц3: увеличение результативности продаж

Рис. 3.17. Дерево целей

В табл. 3.8 приведены результаты развертывания только цели Ц1.

Таблица 3.8. Развертывание цели Ц1

Исполнитель Формулировка цели
РФ: Директор предприятия Создать условия, позволяющие достичь повышения качества продукции на 10%: · Обеспечить эффективное функционирование СМК на предприятии. · Обеспечить подразделения требуемыми ресурсами. · Создать условия для постоянного совершенствования процессов и продуктов.
ВМ: Начальник подразделения маркетинга · Обеспечить бесперебойную поставку исходных материалов и комплектующих для фенов в соответствии с контрактами с поставщиками. · Исключить дефекты качества поставляемых материалов и комплектующих. · Обеспечить персонал предприятия информацией о качестве фенов основных конкурентов на товарном рынке.
МС: Менеджер по контрактам (снабжению) · Добиться 100% наличия сертификатов соответствия на поставляемые материалы и комплектующие. · Разработать и внедрить к 1.03.2005 г. систему предупредительных мер, предотвращающих перебои в поставке материалов и комплектующих. · Предупредительный статистический контроль качества поступающих материалов и комплектующих с 1.02.2005 г. перевести на усиленный режим. Сохранять его до тех пор, пока параметры качества и стабильность качества не будут доведены до нормы.
….. ……………………..
….. ……………………..
….. ……………………..
МК: Менеджер по качеству · Обеспечить оперативное получение и обработку информации по дефектам механообработки деталей фенов сборки. · Оперативно управлять проведением внутренних аудитов качества. · На основе анализа информации по аудитам раз в квартал разрабатывать оперативные мероприятия по устранению отклонений и их предупреждению. · Ежемесячно фиксировать отклонения, неиспользованные или нерационально используемые возможности для разработки мер по совершенствованию процессов и продуктов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: