Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях – в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается. Собственно дезадаптированными можно назвать только тех учащихся, которые:
а) отказываются идти в школу из-за переживания своих неудач,
б) становятся замкнутыми и плохо контактируют с классом,
в) равнодушно относятся к учебе и одноклассникам,
г) теряют интерес к внешкольным увлечениям.
Именно эти особенности поведения ребенка должны быть выявлены в ходе консультативной работы с ребенком и родителями, учитываться при подборе диагностического материала и разработке программы выявления и сопровождения дезадаптированных учащихся на любом этапе адаптации – как в начальной школе, так и в средней.
Задачи, реализуемые в ходе тренингов, должны быть следующими:
1. познакомить детей с ролью школьника (различия понятий «школьник - не школьник», правила работы в команде),
2. познакомить первоклассников с понятием оценки (ее отличия от отметки, критерии отрицательной оценки, требования),
3. научить ребенка задавать вопросы.
Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализуетдве цели:
1. Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит «развивающий» характер. Задача – выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Эта работа начинается на этапе знакомства с ребенком в процессе собеседовании при приеме в школу. Работа строится в двух направлениях:
· Внесение изменений в параметры школьной среды для адаптации ее к возможностям конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного).
· Построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.
2. Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует причины дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Результатом этой работы будет и адаптация школьной среды к учащемуся - определения ребенку программы и формы обучения на ПМПк (если причины дезадаптации – нарушения развития ребенка органического характера) и открытие классов компенсирующего или специального коррекционного обучения.
Содержанием деятельности педагога-психолога с учащимися на этапе адаптации является:
· развивающая работа – развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками),
· коррекционная работа – в зависимости от конкретных трудностей каждого учащегося, адаптация которого нарушена.
Формируя адекватную социальную среду для учащихся с трудностями в адаптации, педагог-психолог осуществляет работу с учителем (ориентация на трудности детей и понимание их, на использование различных методов, приемов и технологий учебной деятельности; налаживание положительных эмоциональных контактов с конкретными учениками) и родителями (просвещение, психологическая поддержка, консультирование по причинам возникающих у ребенка трудностей).