Как пишет И.В. Елисеев, юридическое лицо может рассматриваться в самых различных аспектах. На систематизацию юридических лиц влияет законодательное нормирование их правового положения, а также функции юридического лица, в которых воплощается социальная ценность данного института. Ценность любой научной классификации заключается в систематизации знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Построить адекватную систему знаний можно лишь на основе правильно выбранных критериев, отражающих существенные взаимосвязи, отношения и свойства предмета.
Российская правовая наука2 и действующее гражданское законодательство классифицируют юридические лица по различным критериям. В их числе: порядок создания, предмет и цели деятельности, объем правоспособности, правовой режим имущества, характер взаимоотношений с учредителями и др.
В зависимости от порядка создания различаются:
1. Юридические лица, создаваемые в явочном порядке, когда для возникновения юридического лица достаточно только факта волеизъявления учредителей, а государственной регистрации не требуется.
|
|
2. Юридические лица, образуемые в регистрационном (явочно-нормативном, нормативно-явочном, заявительном) порядке.
В современной России такой порядок предусмотрен для создания большинства видов юридических лиц (ст. 51, п. 1 ст. 52 ГК РФ; Федеральный закон РФ от 13 июля 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»3).
1 См.: Елисеев КВ. Юридические лица // Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С. 132-133.
2 См.: Витрянский В.В., Суханов Е.А. Новый Гражданский кодекс РФ об акционерных обществах и иных юридических лицах. Практикум акционирования. Вып. 7. М,, 1995. С. 6-14; Елисеев И.В. Юридические лица // Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С. 132-135; Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. Т. 1. С. 180-183; Он же. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. С. 50-59 и др.
3СЗРФ. 2001.Х» 33. Ст. 3431.
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
3. Юридические лица, образуемые в разрешительном порядке (в случаях, установленных законом).
Например, создание коммерческого юридического лица путем слияния или присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (п. 1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1).
|
|
4. Юридические лица, создаваемые в распорядительном порядке, когда юридическое лицо считается возникшим с момента принятия уполномоченным государственным органом решения о его создании, без процедуры его государственной регистрации.
В правовой литературе отмечается, что явочный и распорядительный способы организации юридических лиц в настоящее время не применяются на территории Российской Федерации2.
Действительно, согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Однако, как уже отмечалось, согласно ст. 3 Закона об общественных объединениях создаваемые гражданами общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации, что характерно для явочного порядка.
Кроме того, Федеральным законом от 25 июня 1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций»3 (далее - Закон о реструктуризации кредитных организаций) была создана государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), причем также без государственной регистрации, что свидетельствует о сохранении распорядительного способа создания юридических лиц, некогда весьма распространенного в советской России.
По составу учредительных документов выделяются (ст. 52 ГК РФ):
1. Юридические лица, единственным учредительным документом которых является учредительный договор (полные и коммандитные товарищества).
' Официальный текст по состоянию на 1 марта 2003 г. см.: СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
2 См.: Елисеев И.В. Юридические лица // Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С. 125-126; Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях. С. 193-194.
3 В ред. Федерального закона от 6 марта 2002 г., с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. № 10-П // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3477; 2001. № 29. Ст. 3058; 2002. № 12. Ст. 1093.
§ 1. Критерии классификации
2. Юридические лица, учредительными документами которых являются учредительный договор и устав (общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью, объединения юридических лиц, некоммерческие партнерства).
3. Юридические лица, единственным учредительным документом которых является устав (большинство видов юридических лиц).
По целям деятельности различаются (ст. 50 ГК РФ):
1. Коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
2. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, другие формы, предусмотренные законом).
Как установлено п. 2 ст. 48 ГК РФ, в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. В зависимости от прав, которые учредители (участники, члены) могут иметь в отношении этого юридического лица и/или его имущества, различаются:
1. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы).
2. Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения).
3. Юридические лица в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
|
|
Специфическим критерием классификации юридических лиц в российском гражданском законодательстве является правовой режим их имущества (п. 1 ст. 48, ст. 66-104, 107-123, 120, 296-298 ГК РФ). По этому критерию выделяются:
1. Собственники имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, все виды некоммерческих юридических лиц, кроме учреждений).
2. Субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия).
3. Субъекты права оперативного управления (казенные предприятия, учреждения).
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Это означает, что правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной или целевой1, если иное не установлено законом. В зависимости от объема правоспособности различаются (ст. 49 ГК РФ):
1. Юридические лица, обладающие общей правоспособностью (коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом).
2. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью (некоммерческие организации, а также и иные виды организаций, предусмотренных законом).
Для целей настоящего исследования наибольший интерес представляют следующие критерии:
1) цель создания и предмет деятельности;
2) правовой режим имущества юридического лица (характер вещных прав юридического лица на его имущество);
3) характер взаимоотношений между юридическим лицом и его учредителями (состав, содержание и объем прав учредителей (участников, членов) в отношении юридического лица и его имущества);
4) организационно-правовая форма юридического лица.
Рассмотрим их более подробно с точки зрения современной цивилистики и попробуем определить возможные направления развития системы юридических лиц в рыночной экономике2.
|
|
§ 2. Коммерческие и некоммерческие организации
В зависимости от целей создания выделяют коммерческие и некоммерческие юридические лица (п. 1 ст. 50 ГК РФ)3.
Основные различия между ними состоят в следующем.
Во-первых, коммерческие юридические лица в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Они специально создаются для ведения предпринимательской деятельности, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск дея-
'См.: Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений. С. 189-192.
2 Иные критерии классификации юридических лиц будут освещены в дальнейшем.
3 См.: Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. ст. / Под ред. проф. С. С. Алексеева. М., 2000. С. 35-48; Кашковский О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2000. № 5 и др.
236
_________ § 2. Коммерческие и некоммерческие организации _________
тельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Согласно нормам п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях»1 (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие юридические лица не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между учредителями (участниками). Они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, развития физической культуры и спорта, для охраны здоровья, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).
Данный критерий является весьма нечетким, поскольку закон прямо разрешает всем некоммерческим юридическим лицам заниматься предпринимательской деятельностью, хотя и с некоторыми ограничениями. Как справедливо отмечает А.А. Слугин, устанавливая подобное разграничение, законодатель преследовал исключительно фискальные цели, желая установить разный режим налогообложения доходов коммерческих и некоммерческих организаций2.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях)'. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчиков (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Следует учесть, что легальное определение предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ) не является абсолютно корректным. Не
1 В ред федеральных законов от 4 ноября 1998 г.; от 25 июня 1999 г.; от 6 марта 2002 г.; 26 октября 2002 г. // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 145; 1998. №48. Ст. 5849; 1999. №28. Ст. 3473; 2002. № 12. Ст. 1093; № 43. Ст. 4190; № 52. Ч. 2. Ст. 5141.
2 См.: СлугинА.А. Гражданская правосубъектность юридических лиц: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С. 20.
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
случайно, например, Закон об образовании (ст. 47) прямо уточняет, какие виды деятельности образовательного учреждения следует считать предпринимательскими, и указывает, что платная образовательная деятельность даже негосударственного образовательного учреждения не считается предпринимательской, если полученные доходы полностью направляются на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (ст. 46 Закона)1.
Кроме того, законодатель устанавливает ряд ограничений для некоторых некоммерческих организаций на занятие определенными видами деятельности (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Например, финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере только с разрешения собственника, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ).
Во-вторых, участники (учредители, члены) коммерческого юридического лица имеют право на получение доли прибыли (дивиденда) от его деятельности (п. 1 ст. 50, п. 1 ст. 67, п. 4 ст. 109, п. 1 ст. 295, п. 2 ст. 297 ГК РФ).
Напротив, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями, членами).
Исключение составляют некоторые виды некоммерческих организаций, сама конструкция которых предполагает распределение прибыли, полученной юридическим лицом, между его участниками (учредителями, членами).
Так, норма п. 5 ст. 116 ГК РФ гласит, что доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
Впрочем, следует заметить, что данная норма является не более чем досадным недоразумением, поскольку доходы, полученные потребительским кооперативом от разрешенной предпринимательской деятельности, по общему правилу, должны направляться на нужды кооператива, а не распределяться между его членами.
В-третьих, коммерческие юридические лица могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК РФ: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия (п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 50 ГК РФ; п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 октября 1994 г. «О введении в
1 См.: Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений. С. 63-71.
_________ § 2. Коммерческие и некоммерческие организации _________
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»1 (далее - Закон о введении в действие части первой ГК РФ)).
Некоммерческие юридические лица могут создаваться в формах, предусмотренных не только ГК РФ (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, социальные, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы, товарищества собственников жилья), но и другими федеральными законами (п. 3 ст. 50, ст. 291 ГК РФ; п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Например, в Законе о некоммерческих организациях указаны такие организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц, как государственная корпорация (ст. 7.1), некоммерческое партнерство (ст. 8), автономная некоммерческая организация (ст. 10).
В-четвертых, коммерческие юридические лица, за исключением государственных и муниципальных предприятий, казенных предприятий (ст. 3 Федерального закона от 11 октября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»2 (далее - Закон о государственных предприятиях)), некоторых других видов организаций, прямо названных законом, обладают общей правоспособностью, т.е. могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК).
Правоспособность некоммерческих юридических лиц является специальной, ибо они осуществляют свою деятельность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (п. 1 ст. 49, п. 4 ст. 213 ГК РФ).
При этом нужно учесть, что отдельными видами деятельности, перечень которых также определен законом3, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Иногда закон прямо определяет специальную правоспособность для некоторых категорий коммерческих организаций.
Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»4 кредитная организация, которая может
1 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.
2 СЗ РФ, 2002. № 48. Ст. 4746.
3 См.: Федеральный закон от 13 июля 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3430.
4 См. Официальный текст по состоянию на 1 марта 2003 г. // СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.