Критерии классификации

Как пишет И.В. Елисеев, юридическое лицо может рассматриваться в самых различных аспектах. На систематизацию юридических лиц влияет законодательное нормирование их правового положения, а также функции юридического лица, в которых воплощается социальная цен­ность данного института. Ценность любой научной классификации за­ключается в систематизации знаний о предмете, без которой невозмож­но ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Построить адекватную систему знаний можно лишь на основе правильно выбран­ных критериев, отражающих существенные взаимосвязи, отношения и свойства предмета.

Российская правовая наука2 и действующее гражданское законода­тельство классифицируют юридические лица по различным критериям. В их числе: порядок создания, предмет и цели деятельности, объем пра­воспособности, правовой режим имущества, характер взаимоотношений с учредителями и др.

В зависимости от порядка создания различаются:

1. Юридические лица, создаваемые в явочном порядке, когда для возникновения юридического лица достаточно только факта волеизъяв­ления учредителей, а государственной регистрации не требуется.

2. Юридические лица, образуемые в регистрационном (явочно-нормативном, нормативно-явочном, заявительном) порядке.

В современной России такой порядок предусмотрен для создания большинства видов юридических лиц (ст. 51, п. 1 ст. 52 ГК РФ; Феде­ральный закон РФ от 13 июля 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»3).

1 См.: Елисеев КВ. Юридические лица // Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С. 132-133.

2 См.: Витрянский В.В., Суханов Е.А. Новый Гражданский кодекс РФ об акционерных обществах и иных юридических лицах. Практикум акционирования. Вып. 7. М,, 1995. С. 6-14; Елисеев И.В. Юридические лица // Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С. 132-135; Суханов Е.А. Юридические лица как участ­ники гражданских правоотношений // Гражданское право. Т. 1. С. 180-183; Он же. Про­блемы развития законодательства о коммерческих организациях. С. 50-59 и др.

3СЗРФ. 2001.Х» 33. Ст. 3431.

Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...

3. Юридические лица, образуемые в разрешительном порядке (в случаях, установленных законом).

Например, создание коммерческого юридического лица путем слияния или присоединения коммерческих организаций, суммарная ба­лансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляется с предварительного согласия антимоно­польного органа (п. 1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках»1).

4. Юридические лица, создаваемые в распорядительном порядке, когда юридическое лицо считается возникшим с момента принятия уполномоченным государственным органом решения о его создании, без процедуры его государственной регистрации.

В правовой литературе отмечается, что явочный и распоряди­тельный способы организации юридических лиц в настоящее время не применяются на территории Российской Федерации2.

Действительно, согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо счи­тается созданным с момента его государственной регистрации.

Однако, как уже отмечалось, согласно ст. 3 Закона об обществен­ных объединениях создаваемые гражданами общественные объедине­ния могут функционировать без государственной регистрации, что ха­рактерно для явочного порядка.

Кроме того, Федеральным законом от 25 июня 1999 г. «О реструк­туризации кредитных организаций»3 (далее - Закон о реструктуризации кредитных организаций) была создана государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), причем также без государственной регистрации, что свидетельствует о сохранении распорядительного способа создания юридических лиц, некогда весьма распространенного в советской России.

По составу учредительных документов выделяются (ст. 52 ГК РФ):

1. Юридические лица, единственным учредительным документом которых является учредительный договор (полные и коммандитные товарищества).

' Официальный текст по состоянию на 1 марта 2003 г. см.: СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.

2 См.: Елисеев И.В. Юридические лица // Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С. 125-126; Жабреев М.В. Публичные образования и их ор­ганы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях. С. 193-194.

3 В ред. Федерального закона от 6 марта 2002 г., с изм., внесенными постановлением Кон­ституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. № 10-П // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3477; 2001. № 29. Ст. 3058; 2002. № 12. Ст. 1093.

§ 1. Критерии классификации

2. Юридические лица, учредительными документами которых яв­ляются учредительный договор и устав (общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью, объединения юридиче­ских лиц, некоммерческие партнерства).

3. Юридические лица, единственным учредительным документом которых является устав (большинство видов юридических лиц).

По целям деятельности различаются (ст. 50 ГК РФ):

1. Коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муници­пальные унитарные предприятия).

2. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финанси­руемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, другие формы, предусмотренные законом).

Как установлено п. 2 ст. 48 ГК РФ, в связи с участием в образова­нии имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. В зависимости от прав, которые учредители (участники, члены) могут иметь в отношении этого юридического лица и/или его имущества, различаются:

1. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы).

2. Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и му­ниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения).

3. Юридические лица в отношении которых их учредители (участ­ники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объеди­нения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Специфическим критерием классификации юридических лиц в российском гражданском законодательстве является правовой режим их имущества (п. 1 ст. 48, ст. 66-104, 107-123, 120, 296-298 ГК РФ). По этому критерию выделяются:

1. Собственники имущества (хозяйственные товарищества и об­щества, производственные кооперативы, все виды некоммерческих юридических лиц, кроме учреждений).

2. Субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия).

3. Субъекты права оперативного управления (казенные пред­приятия, учреждения).

Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответст­вующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Это означает, что правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной или целевой1, если иное не установлено законом. В зависимости от объема правоспособности различаются (ст. 49 ГК РФ):

1. Юридические лица, обладающие общей правоспособностью (коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом).

2. Юридические лица, обладающие специальной правоспособно­стью (некоммерческие организации, а также и иные виды организаций, предусмотренных законом).

Для целей настоящего исследования наибольший интерес пред­ставляют следующие критерии:

1) цель создания и предмет деятельности;

2) правовой режим имущества юридического лица (характер вещ­ных прав юридического лица на его имущество);

3) характер взаимоотношений между юридическим лицом и его учредителями (состав, содержание и объем прав учредителей (участни­ков, членов) в отношении юридического лица и его имущества);

4) организационно-правовая форма юридического лица.

Рассмотрим их более подробно с точки зрения современной циви­листики и попробуем определить возможные направления развития сис­темы юридических лиц в рыночной экономике2.

§ 2. Коммерческие и некоммерческие организации

В зависимости от целей создания выделяют коммерческие и не­коммерческие юридические лица (п. 1 ст. 50 ГК РФ)3.

Основные различия между ними состоят в следующем.

Во-первых, коммерческие юридические лица в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Они специально создаются для ведения предпринимательской деятельности, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск дея-

'См.: Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений. С. 189-192.

2 Иные критерии классификации юридических лиц будут освещены в дальнейшем.

3 См.: Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гра­жданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. ст. / Под ред. проф. С. С. Алексеева. М., 2000. С. 35-48; Кашковский О.П. О критериях разграни­чения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2000. № 5 и др.

236

_________ § 2. Коммерческие и некоммерческие организации _________

тельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или ока­зания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установ­ленном порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Согласно нормам п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях»1 (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие юридические лица не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей дея­тельности и не распределяют полученную прибыль между учредите­лями (участниками). Они могут создаваться для достижения социаль­ных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, развития физической культуры и спорта, для охраны здоровья, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общест­венных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Данный критерий является весьма нечетким, поскольку закон пря­мо разрешает всем некоммерческим юридическим лицам заниматься предпринимательской деятельностью, хотя и с некоторыми ограниче­ниями. Как справедливо отмечает А.А. Слугин, устанавливая подобное разграничение, законодатель преследовал исключительно фискальные цели, желая установить разный режим налогообложения доходов ком­мерческих и некоммерческих организаций2.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринима­тельскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дости­жению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим це­лям (п. 3 ст. 50 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организаци­ях)'. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производст­во товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой орга­низации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущест­венных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчиков (п. 2 ст. 24 Закона о не­коммерческих организациях).

Следует учесть, что легальное определение предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ) не является абсолютно корректным. Не

1 В ред федеральных законов от 4 ноября 1998 г.; от 25 июня 1999 г.; от 6 марта 2002 г.; 26 октября 2002 г. // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 145; 1998. №48. Ст. 5849; 1999. №28. Ст. 3473; 2002. № 12. Ст. 1093; № 43. Ст. 4190; № 52. Ч. 2. Ст. 5141.

2 См.: СлугинА.А. Гражданская правосубъектность юридических лиц: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С. 20.

Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...

случайно, например, Закон об образовании (ст. 47) прямо уточняет, ка­кие виды деятельности образовательного учреждения следует считать предпринимательскими, и указывает, что платная образовательная дея­тельность даже негосударственного образовательного учреждения не считается предпринимательской, если полученные доходы полностью направляются на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (ст. 46 Закона)1.

Кроме того, законодатель устанавливает ряд ограничений для не­которых некоммерческих организаций на занятие определенными вида­ми деятельности (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Например, финансируемые собственником учреждения могут быть уча­стниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере только с разрешения собственника, если иное не установлено зако­ном (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Во-вторых, участники (учредители, члены) коммерческого юридического лица имеют право на получение доли прибыли (ди­виденда) от его деятельности (п. 1 ст. 50, п. 1 ст. 67, п. 4 ст. 109, п. 1 ст. 295, п. 2 ст. 297 ГК РФ).

Напротив, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организа­ции не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями, членами).

Исключение составляют некоторые виды некоммерческих органи­заций, сама конструкция которых предполагает распределение прибы­ли, полученной юридическим лицом, между его участниками (учреди­телями, членами).

Так, норма п. 5 ст. 116 ГК РФ гласит, что доходы, полученные по­требительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Впрочем, следует заметить, что данная норма является не более чем досадным недоразумением, поскольку доходы, полученные потре­бительским кооперативом от разрешенной предпринимательской дея­тельности, по общему правилу, должны направляться на нужды коопе­ратива, а не распределяться между его членами.

В-третьих, коммерческие юридические лица могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК РФ: хозяйственные товарищества и общества, про­изводственные кооперативы, государственные и муниципальные уни­тарные предприятия, казенные предприятия (п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 50 ГК РФ; п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 октября 1994 г. «О введении в

1 См.: Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений. С. 63-71.

_________ § 2. Коммерческие и некоммерческие организации _________

действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»1 (далее - Закон о введении в действие части первой ГК РФ)).

Некоммерческие юридические лица могут создаваться в фор­мах, предусмотренных не только ГК РФ (потребительские коопера­тивы, общественные или религиозные организации (объединения), фи­нансируемые собственником учреждения, социальные, благотворитель­ные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и сою­зы, товарищества собственников жилья), но и другими федеральными законами (п. 3 ст. 50, ст. 291 ГК РФ; п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Например, в Законе о некоммерческих организациях указаны такие организационно-правовые формы некоммерческих юри­дических лиц, как государственная корпорация (ст. 7.1), некоммерче­ское партнерство (ст. 8), автономная некоммерческая организация (ст. 10).

В-четвертых, коммерческие юридические лица, за исключением государственных и муниципальных предприятий, казенных предпри­ятий (ст. 3 Федерального закона от 11 октября 2002 г. «О государствен­ных и муниципальных унитарных предприятиях»2 (далее - Закон о го­сударственных предприятиях)), некоторых других видов организаций, прямо названных законом, обладают общей правоспособностью, т.е. могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, не­обходимые для осуществления любых видов деятельности, не запре­щенных законом (п. 1 ст. 49 ГК).

Правоспособность некоммерческих юридических лиц является специальной, ибо они осуществляют свою деятельность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмот­ренных их учредительными документами (п. 1 ст. 49, п. 4 ст. 213 ГК РФ).

При этом нужно учесть, что отдельными видами деятельности, пе­речень которых также определен законом3, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Иногда закон прямо определяет специальную правоспособность для некоторых категорий коммерческих организаций.

Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»4 кредитная организация, которая может

1 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

2 СЗ РФ, 2002. № 48. Ст. 4746.

3 См.: Федеральный закон от 13 июля 2001 г. «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3430.

4 См. Официальный текст по состоянию на 1 марта 2003 г. // СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: