Березкина Т.Е., Петров А.А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА
УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ
Москва 2014
АННОТАЦИЯ
Учебник знакомит читателей с основными понятия теории организации и теории управления, особенностями деятельности юриста как организатора, руководителя и управляющего. Включены вопросы о содержании и условиях формирования и развития организационно-управленческих компетенций у выпускников юридических вузов. Показаны конкретные направления реализации данных компетенций как инструментов работы во внутренней и внешней среде организации.
Каждая глава содержит компетенции и практикум, состоящий из контрольных вопросов, заданий и тестов.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практических работников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. Введение в организационно-управленческую деятельность ……………… 8
1.1. Понятие организационно-управленческой деятельности ………………………... 8
1.2. Управление …………………………………………………………………………… 11
1.2.1. Управление как процесс принятия решений ……………………………… 17
1.2.2. Управление как процесс коммуникаций ………………………………….. 21
1.3. Организация…………………………………………………………………………… 24
1.3.1. Организация как форма жизни коллектива ……………………………….. 27
1.4. Руководство …………………………………………………………………………... 29
1.4.1. Руководство и власть …………………………………………………….… 37
1.5. Особенности организационно-управленческой деятельности ……………………. 42
1.5.1. Пример организационно-управленческой деятельности в современной
юридической практике ……………………………………………………… 46
1.6. Формирование организационно-управленческих компетенций в высшем
юридическом образовании …………………………………………………………… 49
1.6.1. Содержание организационно-управленческих компетенций …………… 58
Практикум …………………………………………………………………………………... 61
Литература …………………………………………………………………………………. 66
ГЛАВА 2. Технологии планирования в юридической практике …………………………... 67
2.1. Планирование и его особенности в сфере юридических услуг ……………………. 67
2.2. Требования к стратегическому плану ……………………………………………….. 71
2.3. Управление планированием …………………………………………………………. 78
2.3.1 Формулирование видения, миссии, целей и задач компании ……………… 80
2.3.2. Пример: Миссия юридической компании «Элеста»…................................. 84
2.4.Система показателей плана …………………………………………………………… 87
2.5. Стратегическое планирование и SWOT-анализ …………………………………….. 91
2.6. Стратегическое планирование и GAP-анализ ………………………………………. 95
2.7. Планирование и управление временем …………………………………………… … 101
Практикум ………………………………………………………………………………… 109
Литература ………………………………………………………………………………… 111
ГЛАВА 3. Управление персоналом в юридической практике ………………………. 112
3.1. Особенности современной системы управления персоналом …………………… 113
3.2. Системные условия для формирования эффективного коллектива ………………. 115
3.2.1. Роль организационной культуры ………………………………………………. 116
3.2.2. Значение корпоративной культуры ……………………………………………. 120
3.2.3. Значение профессиональная культура юриста …………………………………128
3.3. Профессиональное поведение юриста ………………………………………………. 131
3.3.1. Независимость и самостоятельность ………………………………………….. 135
3.3.2. Профессиональный долг юриста ……………………………………………… 136
3.4. Профессиональная деформация юриста …………………………………………….. 136
3.4.1. Коррупционная деформация профессиональной деятельности юриста …….. 142
3.4.2. Предупреждение профессиональной деформации юриста …………………… 143
3.5. Актуальные проблемы кадровой политики юридической
организации ………………………………………………………………………… 146
3.5.1. Адаптация (социализация) персонала в организации ………………………… 155
3.5.2. Текучесть кадров …………………………………………………………………. 158
Практикум ………………………………………………………………………………… 163
Литература ……………………………………………………………………………….. 168
ГЛАВА 4. Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте)
4.1. Система управления знаниями и ее ключевые элементы …………………………….171
4.1.1. Особенности знания как объекта управления ……………………………….172
4.1.2. Структура и классификация знаний …………………………………………. 177
4.1.3. Управление знаниями как функция организационно-управленческой
деятельности …………………………………………………………………… 181
4.2. Документооборот как функция управления знаниями ……………………………... 187
4.2.1. Понятие документооборота ………………………………………………….. 187
4.2.2.Практика оптимизации документооборота …………………………………. 189
4.2.3. Регламентация организационно-управленческих процессов …………………. 194
4.3.Система корпоративного повышения профессиональной квалификации ………….. 197
4.3.1. Понятие и принципы корпоративного обучения …………………………. 197
4.3.2. Основные формы и методы корпоративного обучения …………………… 210
4.3.3. Организация программ корпоративного обучения и их эффективность… 216
Практикум ………………………………………………………………………………… 222
Литература ………………………………………………………………………………… 223
ГЛАВА 5. Организационно-управленческие компетенции профессиональной
деятельности юриста …………………………………………………………………. 224
5.1. Общие положения о профессиональной деятельности юриста …………………… 224
5.1.1. Понятие юридической профессии …………………………………………… 225
5.1.2. Личностные и квалификационные требования к профессии юриста ………… 227
5.2. Профессионально важные качества (ПВК) в деятельности юриста ……………… 232
5.3. Профессионализм и профессиональная пригодность …………………………… 250
5.3.1. Причины профессиональной непригодности …………………………… 252
5.4. Профессиограмма и ее назначение ………………………………………………… 256
5.5. Место организационно-управленческих компетенций в профессиональной карьере … 265
Практикум ………………………………………………………………………………… 276
Литература ………………………………………………………………………………… 278
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………… 279