Блок 4. Что за горизонтом?
Блок 3. Общение – роскошь, которой надо учиться.
Блок 2. Играют ли взрослые в игры?
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО БЛОКАМ
Блок 1. Новое сообщество.
Презентация, первичная идентификация и осознанная рефлексия роли студента. Выявление уровня самооценки. Выявление склонностей к обучению, стилям обучения в зависимости от темперамента и характера. Биоритмы и рациональная организация студенческого образа жизни.
Введение в многоролевую идентичность и знакомство с навыками многоканального общения. Ценностное восприятие других. Модели поведения во взрослой жизни. Имидж и двойные стандарты.
Диапазон общения: гармония – конфликт. Действия по преодолению конфликтности. Природа различий в миропонимании. Толерантное восприятие иных ценностных установок. Алгоритмы толерантного общения. Круги общения: коллегиальность, дружба, партнерство. Корпоративный дух. Лики любви: влюбленность и любовь. Женственность и мужественность.
Противоречивость жизненных коллизий. Нравственный выбор поступка. Искушение соблазнами «легкой жизни». Алгоритмы сильной воли. Идеалы и антиидеалы. Смысл жизни: многогранность толкований. Ценность жизни. Программирование жизненного пути.
|
|
Трансформация ценностного сознания. Сущность богатства. Неотчуждаемые ценности. Идеалы-идолы-фетиши. Внешнее и внутреннее в человеке, стереотипы и творчество, действительное и мнимое. Самодостаточность личности. Действовать здесь и сейчас – жить в настоящем. Активность и самодеятельность – основания для самореализации.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (30 ЧАСОВ)
№ | Содержание работы | Литература | Часы | неделя |
Тема: Здравствуйте! Разрешите представиться? Цель занятия: Способствовать развитию у студентов ценностного отношения к себе. Форма организации: моделирование, групповая работа, беседа, дискуссия. 1. Установление психологического комфорта в группе для создания обстановки успешного общения в учебной и внеучебной деятельности; 2. Выявление уровня самооценки; 3. Формирование навыков рефлексии и самопрезентации. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Мой новый статус: студент Цели занятия: Осознанная рефлексия студентов по поводу новой социальной роли. Форма организации:работа в парах, беседа, обсуждение, комментированное чтение, экспресс-опрос 1. Представления о ценности образования; 2. Характер склонности к обучению; 3. Влияние темперамента и индивидуальных биоритмов на рациональную организацию студенческого образа жизни. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Люди, которые играют в игры Цели занятия: Активизация ценностного восприятия других людей. Форма организации:ролевая игра, тренинг, комментированное чтение. - 1. Представления о многоролевой идентичности; - 2. Многоканальное межличностное и групповое общение; | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Игры, в которые играют люди. Цель занятия: Знакомство студентов с моделями поведения и ценностными установками в мире взрослой жизни. Форма организации::моделирование, комментирование идей. 1. Представления о формировании имиджа; 2. Дискуссия о «двойных стандартах» и распознавании подлинного и мнимого в человеческом поведении. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Гармония или конфликт? Цель занятия: Формирование ценностного отношения к общению как средству достижения взаимопонимания между людьми. Форма организации:мозговой штурм, метаплан, моделирование ситуаций, тренинг. 1. Преимущество гармоничных взаимоотношений перед конфликтными; 2. Стереотипные особенности поведения личности в конфликтной ситуации. 3. Действия по преодолению конфликтов. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Парадигма толерантности. Цель занятия: Развитие толерантности в общении. Форма организации:мозговой штурм, ролевая идентичность, релаксация, тренинг, комментирование идей, моделирование. 1. Толерантное восприятие других жизненных позиций, установок ценностного сознания; 2. Природа различий во взглядах на жизнь; 3. Алгоритмы действий по преодолению конфликтности и достижению толерантности. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Коллегиальность, дружба, партнерство Цель занятия: Развитие ценностного отношения к дружбе и взаимопониманию людей. Форма организации:комментированное чтение, ролевая игра, мозговой штурм. - 1. Корпоративный дух в различных группах участия; - 2. Представление о ценности совместной деятельности (учебной, трудовой, дружеской, партнерской); - 3. Дружба как нравственное чувство. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Лики любви Цель занятия: Развитие ценностного отношения к себе и другим людям. Форма организации:комментирование идей, метаплан, самодиагностика. 1. Формы, признаки проявления любви в юношеском возрасте; 2. Состояния любви, ее грани и оттенки; 3. Идентификация чувства влюбленности. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Женственность и мужественность Цель занятия: Развитие ценностных отношений к представителям противоположного пола Форма организации:метаплан, дискуссия, ролевая игра. 1. Представления о полоролевых статусах с позиций традиционной и современной морали; 2. Изменчивость традиционных гендерных предписаний. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Мир совсем не прост Цель занятия: Развитие у студентов ценностного отношения к себе и миру. Форма организации:анализ, метаплан, комментированное чтение. - 1. Противоречивость современных жизненных коллизий; - 2. Нравственный выбор поступка; - 3. Жизнь в ее разных сторонах: привлекательных и отталкивающих. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Как устоять перед соблазнами? Цель занятия: Развитие у студентов ценностного отношения к себе и миру. Форма организации:мозговая атака, дискуссия, тренинг, самодиагностика. - 1. Противоречивость жизни с ее соблазнами и перспективами оказаться - «за бортом»; - 2. Алгоритмы поведения, препятствующие активному вовлечению в нежелательные группы, занятия; - 3. Самовоспитание сильной воли. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Диалог о бедности и богатстве Цель занятия: Развитие представлений о духовной и материальной состоятельности человека. Форма организации:комментированное чтение, моделирование, сравнительный анализ. 1. Тенденция трансформации сознания в современных обществах от материальных (вещных) ценностей к приоритету нематериальных ценностей; 2. Богатство как единство духовного и материального в жизни человека; 3. Смысл неотчуждаемых характеристик-свойств личности. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Не сотвори себе кумира Цель занятия: Формирование нравственных идеалов. Форма организации:метаплан, ролевая игра, дискуссия. - 1. Многозначность представлений об идеале; - 2. Различие между идеалами, идолами, фетишами; - 3. Внешние формы и внутренние качества человека, действительное и мнимое. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Можно ли программировать жизненный путь? Цель занятия: Развитие ценностного отношения студентов к себе и своему будущему. Форма организации:комментированное чтение, метаплан, дискуссия, самодиагностика. 1. Многообразие научных и вненаучных (оккультные, религиозные, обыденные) толкований смысла жизни; 2. Значение факторов и условий, которые определяют программирование жизненного пути; 3. Ценности, раскрывающие смысл жизни. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Тема: Всегда иди дорогою Добра! Цель занятия: Развитие у студентов способности к самопознанию. Форма организации:метаплан, рефлексия, самодиагностика, дискуссия. - 1. Подведение итогов обучения; - 2. Обсуждение результативности - самопознания как вида деятельности; - 3. Установка на самосовершенствование. | 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004. | |||
Итого: | 30 ч. |
2.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ – СРОП (30 часов)
|
|
|
|
|
|
Тема СРОП | Задания | Цель и содержание заданий | Форма контроля | Неделя | Макс. балл | Кол-во часов |
1. Здравствуйте! Разрешите представиться? | Презентация – галерея «Какой я есть, каким хочу быть» | Развитие ценностного отношения к себе посредством использования арт-терапии: выполнение рисунка «Какой (я) я есть, каким (ой) хочу быть» | Групповая | |||
2. Мой новый статус: студент | Составление схемы эффективного использования времени для занятий, релаксации. | Развитие умения организовывать свою деятельность. 1) Изучить свой суточный биоритм и выявить часы эффективного бодрствования. 2) Сопоставить индивидуальный биоритм с расписание занятий, внеучебной деятельности. 3) Составить схему эффективного использования времени для занятий, релаксации. | Индивидуальная | |||
3. Люди, которые играют в игры | Просмотр фильма «Плата вперед» 1 часть | Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни и профессиональной деятельности благодаря эмоциональной выразительности киноискусства | Фронтальная | - | ||
4. Игры, в которые играют люди. | Просмотр фильма «Плата вперед» 2 часть | Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни и профессиональной деятельности благодаря эмоциональной выразительности киноискусства | Фронтальная | - | ||
5. Гармония или конфликт? | Релаксационный тренинг | Формирование ценностного отношения к общению как средству достижения взаимопонимания между людьми. | Групповая | - | ||
6. Парадигма толерантности. | Деловая игра «Выжить в пустыне» | Формирование ценностного отношения к общению как средству достижения взаимопонимания между людьми и развитие толерантности в общении. | Групповая | |||
7. Коллегиальность, дружба, партнерство | Определение ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы | Развитие ценностного отношения к дружбе и взаимопониманию людей Определить уровень ЦОЕ группы на основе выражения отношения к смыслу народных пословиц и поговорок. | Групповая | - | ||
8. Женственность и мужественность | Просмотр фильма «Похожие, но разные» | Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни благодаря эмоциональной выразительности киноискусства | Фронтальная | - | ||
9. Лики любви | Просмотр фильма «Уроки любви» | Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни благодаря эмоциональной выразительности киноискусства | Фронтальная | - | ||
10. Мир совсем не прост | Просмотр фильма «Невидимые дети» | Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни благодаря эмоциональной выразительности киноискусства | Фронтальная | - | ||
11. Как устоять перед соблазнами? | Просмотр фильма «Прости нас, детство» | Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни благодаря эмоциональной выразительности киноискусства | Фронтальная | - | ||
12. Диалог о бедности и богатстве | Чтение с остановками рассказа Д. Лэнгли «Синий габардиновый костюм» | Развитие представлений о духовной и материальной состоятельности человека. | Групповая | |||
13. Не сотвори себе кумира | Подготовка к круглому столу «Молодежные субкультуры» | Формирование нравственных идеалов. | Групповая | |||
14. Не сотвори себе кумира | Круглый стол «Молодежные субкультуры» | Формирование нравственных идеалов. | Групповая | |||
15. Можно ли программировать жизненный путь? | Визуализация «Мое будущее» (выполнение коллажа) | Развитие ценностного отношения студентов к себе и своему будущему. | Индивидуальная | |||
Итого: | 30 б. | 30 ч. |