Блок 5. Ценностный компас

Блок 4. Что за горизонтом?

Блок 3. Общение – роскошь, которой надо учиться.

Блок 2. Играют ли взрослые в игры?

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО БЛОКАМ

Блок 1. Новое сообщество.

Презентация, первичная идентификация и осознанная рефлексия роли студента. Выявление уровня самооценки. Выявление склонностей к обучению, стилям обучения в зависимости от темперамента и характера. Биоритмы и рациональная организация студенческого образа жизни.

Введение в многоролевую идентичность и знакомство с навыками многоканального общения. Ценностное восприятие других. Модели поведения во взрослой жизни. Имидж и двойные стандарты.

Диапазон общения: гармония – конфликт. Действия по преодолению конфликтности. Природа различий в миропонимании. Толерантное восприятие иных ценностных установок. Алгоритмы толерантного общения. Круги общения: коллегиальность, дружба, партнерство. Корпоративный дух. Лики любви: влюбленность и любовь. Женственность и мужественность.

Противоречивость жизненных коллизий. Нравственный выбор поступка. Искушение соблазнами «легкой жизни». Алгоритмы сильной воли. Идеалы и антиидеалы. Смысл жизни: многогранность толкований. Ценность жизни. Программирование жизненного пути.

Трансформация ценностного сознания. Сущность богатства. Неотчуждаемые ценности. Идеалы-идолы-фетиши. Внешнее и внутреннее в человеке, стереотипы и творчество, действительное и мнимое. Самодостаточность личности. Действовать здесь и сейчас – жить в настоящем. Активность и самодеятельность – основания для самореализации.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (30 ЧАСОВ)

Содержание работы Литература Часы неделя
Тема: Здравствуйте! Разрешите представиться? Цель занятия: Способствовать развитию у студентов ценностного отношения к себе. Форма организации: моделирование, групповая работа, беседа, дискуссия. 1. Установление психологического комфорта в группе для создания обстановки успешного общения в учебной и внеучебной деятельности; 2. Выявление уровня самооценки; 3. Формирование навыков рефлексии и самопрезентации. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Мой новый статус: студент Цели занятия: Осознанная рефлексия студентов по поводу новой социальной роли. Форма организации:работа в парах, беседа, обсуждение, комментированное чте­ние, экспресс-опрос 1. Представления о ценности образования; 2. Характер склонности к обучению; 3. Влияние темперамента и индивидуальных биоритмов на рациональную организацию студенческого образа жизни. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Люди, которые играют в игры Цели занятия: Активизация ценностного восприятия других людей. Форма организации:ролевая игра, тренинг, комментированное чтение. - 1. Представления о многоролевой идентичности; - 2. Многоканальное межличностное и группо­вое общение; 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Игры, в которые играют люди. Цель занятия: Знакомство студентов с моделями поведения и ценностными уста­новками в мире взрослой жизни. Форма организации::моделирование, комментирование идей. 1. Представления о формировании имиджа; 2. Дискуссия о «двойных стандартах» и распознавании подлин­ного и мнимого в человеческом поведении. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Гармония или конфликт? Цель занятия: Формирование ценностного отношения к общению как средству достижения взаимопонимания между людьми. Форма организации:мозговой штурм, метаплан, моделирование ситуаций, тре­нинг. 1. Преимущество гармоничных взаимоотношений перед конфликтными; 2. Стереотипные особенности поведения личности в конфликтной ситуации. 3. Действия по преодолению конфликтов. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Парадигма толерантности. Цель занятия: Развитие толерантности в общении. Форма организации:мозговой штурм, ролевая идентичность, релаксация, тре­нинг, комментирование идей, моделирование. 1. Толерантное восприятие других жизнен­ных позиций, установок ценностного сознания; 2. Природа различий во взглядах на жизнь; 3. Алгоритмы действий по преодолению конфликтности и дос­тижению толерантности. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Коллегиальность, дружба, партнерство Цель занятия: Развитие ценностного отношения к дружбе и взаимопониманию людей. Форма организации:комментированное чтение, ролевая игра, мозговой штурм. - 1. Корпоративный дух в различных груп­пах участия; - 2. Представление о ценности совмест­ной деятельности (учебной, трудовой, дружеской, партнерской); - 3. Дружба как нравственное чувство. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Лики любви Цель занятия: Развитие ценностного отношения к себе и другим людям. Форма организации:комментирование идей, метаплан, самодиагностика. 1. Формы, признаки проявления любви в юношеском возрас­те; 2. Состояния любви, ее грани и оттенки; 3. Идентификация чувства влюбленности. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Женственность и мужественность Цель занятия: Развитие ценностных отношений к представителям противоположного пола Форма организации:метаплан, дискуссия, ролевая игра. 1. Представления о полоролевых статусах с позиций традици­онной и современной морали; 2. Изменчивость традиционных гендерных предписаний. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Мир совсем не прост Цель занятия: Развитие у студентов ценностного отношения к себе и миру. Форма организации:анализ, метаплан, комментированное чтение. - 1. Противоречивость современных жизненных коллизий; - 2. Нравственный выбор поступка; - 3. Жизнь в ее разных сторонах: привлекательных и отталкивающих. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Как устоять перед соблазнами? Цель занятия: Развитие у студентов ценностного отношения к себе и миру. Форма организации:мозговая атака, дискуссия, тренинг, самодиагностика. - 1. Противоречивость жизни с ее соблазнами и перспективами оказаться - «за бортом»; - 2. Алгоритмы поведения, препятствующие актив­ному вовлечению в нежелательные группы, занятия; - 3. Самовоспитание сильной воли. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Диалог о бедности и богатстве Цель занятия: Развитие представлений о духовной и материальной состоятельности человека. Форма организации:комментированное чтение, моделирование, сравнительный анализ. 1. Тенденция трансформации сознания в современных обще­ствах от материальных (вещных) ценностей к приоритету нематери­альных ценностей; 2. Богатство как единство духовного и материаль­ного в жизни человека; 3. Смысл неотчуждаемых характеристик-свойств личности. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Не сотвори себе кумира Цель занятия: Формирование нравственных идеалов. Форма организации:метаплан, ролевая игра, дискуссия. - 1. Многозначность представлений об идеале; - 2. Различие между идеалами, идолами, фетишами; - 3. Внешние формы и внутренние качест­ва человека, действительное и мнимое. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Можно ли программировать жизненный путь? Цель занятия: Развитие ценностного отношения студентов к себе и своему будущему. Форма организации:комментированное чтение, метаплан, дискуссия, самодиаг­ностика. 1. Многообразие научных и вненаучных (оккульт­ные, религиозные, обыденные) толкований смысла жизни; 2. Значение факторов и условий, которые определяют про­граммирование жизненного пути; 3. Ценности, раскрывающие смысл жизни. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Тема: Всегда иди дорогою Добра! Цель занятия: Развитие у студентов способности к самопознанию. Форма организации:метаплан, рефлексия, самодиагностика, дискуссия. - 1. Подведение итогов обучения; - 2. Обсуждение результативности - самопознания как вида деятельности; - 3. Установка на самосовершенствование. 1. Самопознание: тетрадь студента вуза. – Алматы, 2004. 2. Хрестоматия «Самопознание»: для студентов вузов. – Алматы,2004.    
Итого:   30 ч.  

2.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ – СРОП (30 часов)

Тема СРОП Задания Цель и содержание заданий Форма контроля Неделя Макс. балл Кол-во часов
1. Здравствуйте! Разрешите представиться? Презентация – галерея «Какой я есть, каким хочу быть» Развитие ценностного отношения к себе посредством использования арт-терапии: выполнение рисунка «Какой (я) я есть, каким (ой) хочу быть» Групповая      
2. Мой новый статус: студент Составление схемы эффективного использования времени для занятий, релаксации. Развитие умения организовывать свою деятельность. 1) Изучить свой суточный биоритм и выявить часы эффективного бодрствования. 2) Сопоставить индивидуальный биоритм с расписание занятий, внеучебной деятельности. 3) Составить схему эффективного использования времени для занятий, релаксации. Индивидуальная      
3. Люди, которые играют в игры Просмотр фильма «Плата вперед» 1 часть Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни и профессиональной деятельности благодаря эмоциональной выразительности киноискусства Фронтальная   -  
4. Игры, в которые играют люди. Просмотр фильма «Плата вперед» 2 часть Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни и профессиональной деятельности благодаря эмоциональной выразительности киноискусства Фронтальная   -  
5. Гармония или конфликт? Релаксационный тренинг Формирование ценностного отношения к общению как средству достижения взаимопонимания между людьми. Групповая   -  
6. Парадигма толерантности. Деловая игра «Выжить в пустыне» Формирование ценностного отношения к общению как средству достижения взаимопонимания между людьми и развитие толерантности в общении. Групповая      
7. Коллегиальность, дружба, партнерство Определение ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы Развитие ценностного отношения к дружбе и взаимопониманию людей Определить уровень ЦОЕ группы на основе выражения отношения к смыслу народных пословиц и поговорок. Групповая   -  
8. Женственность и мужественность Просмотр фильма «Похожие, но разные» Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни благодаря эмоциональной выразительности киноискусства Фронтальная   -  
9. Лики любви Просмотр фильма «Уроки любви» Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни благодаря эмоциональной выразительности киноискусства Фронтальная   -  
10. Мир совсем не прост Просмотр фильма «Невидимые дети» Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни благодаря эмоциональной выразительности киноискусства Фронтальная   -  
11. Как устоять перед соблазнами? Просмотр фильма «Прости нас, детство» Использование художественных образов для понимания нравственных аспектов человеческой жизни благодаря эмоциональной выразительности киноискусства Фронтальная   -  
12. Диалог о бедности и богатстве Чтение с остановками рассказа Д. Лэнгли «Синий габардиновый костюм» Развитие представлений о духовной и материальной состоятельности человека. Групповая      
13. Не сотвори себе кумира Подготовка к круглому столу «Молодежные субкультуры» Формирование нравственных идеалов. Групповая      
14. Не сотвори себе кумира Круглый стол «Молодежные субкультуры» Формирование нравственных идеалов. Групповая      
15. Можно ли программировать жизненный путь? Визуализация «Мое будущее» (выполнение коллажа) Развитие ценностного отношения студентов к себе и своему будущему. Индивидуальная      
Итого:         30 б. 30 ч.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: