Проблемы в сфере профессионального обучения

Основные трудности в России связаны как с переходным состоянием экономики, так и с неразработанностью методики оценки экономического эффекта от тех или иных мероприятий, а также с отсутствием утвержденной и апробированной нормативной базы расчетов экономической эффективности.

Обучение работников — многофункциональный процесс, который оказывает влияние на самые различные компоненты деятельности организаций. Непосредственно от масштабов, хода и результатов обучения зависят текущие и будущие результаты деятельности предприятия; затраты, связанные с деятельностью предприятия; уровень риска в деятельности предприятий и организаций отрасли от некомпетентных действий персонала. Результат деятельности системы обучения редко бывает однозначным. Так, если речь идет о системе обучения работников, то результат может оцениваться либо по экономическим последствиям повышения уровня знаний и навыков (умений) специалистов, либо по изменению социального уровня работников, либо по другим параметрам.

Мы замечаем, что инновации, и связанные с ними процессы в сфере современного производства сопровождаются смещением рабочих мест к таким уровням, которые требуют более высокую профессиональную подготовку. При этом происходит ускорение самого процесса обновления знаний персонала. Так, по мнению западных специалистов, большинству работающих нужно будет сменить специальность и свою квалификацию в течение трудовой жизни не менее 3-5 раз, чтобы они смогли идти в ногу с изменениями в производстве, что требует расширения образовательной и специальной подготовки для повышения профессиональной мобильности персонала [20, с.386].

Повышаются требования к качеству подготовки персонала, что непосредственно связанно с ростом затрат на профессиональную подготовку. Эксперты утверждают, что американские корпорации расходуют ежегодно от 1 до 5% прибыли на программы обучения и подготовки кадров (примерно столько, сколько тратит государство на высшее образование).

Велики расходы в этой области и в других развитых странах: при общем росте абсолютной величины расходов на профессиональную подготовку наблюдается резкое увеличение внутрифирменных расходов на эти цели (превышение порой достигает нескольких раз). Таким образом, налицо высокий уровень корпоративных инвестиций в обучение кадров [21,с.74].

В настоящее время профессиональное техническое образование России переживает сложный период: очень резко обозначился отрыв деятельности системы профессионального технического образования от перестройки экономики России, требований перехода к рыночным отношениям.

Система профессионального обучения в бывшем СССР была построена, исходя из следующих принципов:

- общество имеет неограниченное число рабочих мест, и каждый может выбрать работу по способностям и квалификации;

- государство гарантирует каждому профессиональную подготовку и рабочее место.

Чрезмерно централизованная система профессионального обучения в силу своей негибкости способствовала тому, что эти в общем-то хорошие принципы оказались очень далеки от практического осуществления.

С переходом предприятий к рыночным отношениям их регулярная помощь училищам значительно сократилась, осложнились взаимоотношения в вопросах планирования подготовки рабочих и специалистов, организации производственной практики, трудоустройства выпускников. Положение о базовом предприятии профтехучилища по существу утратило силу. Многие руководители в то время, да и сейчас не проявляют должной заинтересованности в подготовке молодых кадров. Сложившаяся система не учитывала потребностей регионов в трудовых ресурсах, приводила к перепроизводству малоквалифицированных рабочих- операционников, не ориентировала на перспективные изменения структуры занятых в народном хозяйстве. Координация деятельности различных видов и форм обучения, как важнейшая функция управления подготовки кадров вообще отсутствовала.

Современные условия требуют перехода к новой ступени - единой государственной политике в области подготовки квалифицированных кадров. Поскольку трудовые ресурсы имеют региональную ориентацию, целесообразно преобразовать отраслевую систему управления подготовкой кадров, превратив ее в важную составную часть регионального управления кадрами. Отсутствие прогнозных исследований по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих по отраслям и регионам привело к экстенсивности развития системы, выражающейся в продолжении подготовки по профессиям, в которых производство не нуждается, к острому дефициту подготовки по перспективным профессиям. В системе образования и повышения квалификации трудящихся в нашей стране обнаруживается явная диспропорция: при известном избытке подготовки специалистов высшей квалификации имеет место недостаточная подготовка рабочих, особенно квалифицированных [22, c.152].

Сегодня, как и ранее, преобладающая часть молодежи (до 70-75 %) получает подготовку непосредственно на производстве, минуя профессиональное техническое училище. Это вызвано тремя основными причинами.

Во-первых, многие профессионально-технические училища обучают профессиям, которые не пользуются спросом па предприятиях.

Во-вторых, профессиональное обучение на предприятиях дает гарантированное рабочее место и более быстрое достижение удовлетворительного уровня зарплаты для работника по сравнению с выпускниками профессионально-технического училища.

В-третьих, система профессионального технического образования сейчас в состоянии обеспечить потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах рабочих только на одну треть. Из 6,8 тыс. наименований рабочих профессий она готовит кадры только по 1,6 тыс. Остальные рабочие, особенно специфических и редких профессий, готовятся непосредственно на производстве.

Новая структура экономики требует колоссальных изменений в системе профессиональной подготовки. Значит, следует то, что системы профессионального обучения должны будут приспособиться к расширяющимся потребностям в обучении и переподготовке взрослых работников, создать новые структуры управления, стимулирующие профессиональное обучение, которые будут ориентированы на потребности рынка.

Необходимо заниматься разработкой и проведением новых учебных курсов, имеющих повышенный спрос на рынке. Система профессионального обучения должна значительно увеличивать свои способности к инновационному развитию и гибкому реагированию на потребности рынка. Это положение является главным в политике профессионального обучения в условиях перехода к рыночной экономике.

Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание такой системы непрерывного образования персонала, которая будет сочетать различные формы подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения рабочих другим профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства.

Целостная система подготовки и переподготовки, которая обеспечивает воспроизводство квалифицированного персонала в соответствии с потребностями рыночной экономики, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в течение всей его трудовой жизни и опираться на цикличное развитие производства[23,с.76].

Правительственная политика в последние годы в сфере профессиональной подготовке - занятости все более фокусируется на профессиональном обучении безработных. Сегодня из числа безработных граждан и незанятого населения в профессиональном обучении нуждается каждый второй-третий. Федеральная служба занятости (ФСЗ) России разработала и приняла концепцию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения. Согласно этой концепции политика в области профессионального обучения должна:

- создавать условия для повышения конкурентоспособности людей на рынке труда при помощи повышения качества рабочей силы;

- формировать социальный заказ на профессиональное обучение и участие в определении объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня, специализации и типов;

- предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации и выбора форм современных программ обучения;

- осуществлять приоритетный подход к организации профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите, молодежи, вступающей в трудовую жизнь, инвалидов, многодетных родителей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, беженцев;

- содействовать трудовой активности населения, развитию предпринимательства и различных форм самостоятельной занятости населения.

Важно при обучении ориентация, которая будет направлять граждан на те сферы трудовой деятельности и профессии, по которым имеется спрос, или на новые перспективные отрасли и виды деятельности.

На практике принципы и цели системы профессионального обучения в этой концепции реализуются с помощью территориальных программ профессионального обучения. В субъектах, органах местного самоуправления и так далее разрабатываются региональные программы профессионального обучения безработных, которые становятся важнейшим этапом на пути перехода от отраслевого принципа организации подготовки кадров к территориальному.

В заключение главы о профессиональном обучении хотелось бы перечислить несколько наиболее типичных ошибок, которые допускаются организациями в этой области[26]:

- Обучение ради развития. Это наиболее часто встречающаяся проблема — увлекшись самим процессом развития своих сотрудников, организации упускают из вида то, ради чего осуществляется это обучение -цели организации.

- Обучение как развлечение - к профессиональному обучению относятся как к оплачиваемому отпуску, не имеющему никакого отношения к тому, что происходит на рабочих местах. Причиной подобного отношения могут стать позиция руководства, не участвующего и не поддерживающего процесс профессионального развития, отсутствие системы оценки эффективности развития, невключения результатов профессионального обучения в процесс оценки сотрудников организации.

- Сокращение расходов на профессиональное обучение. К сожалению, многие менеджеры, руководствуясь краткосрочными целями, относятся к бюджету профессионального обучения как наиболее доступному источнику экономии издержек. В период экономических сложностей первым делом урезаются затраты на обучение, стажировки и т.п.

Следует отметить, что эффективность сетевой организации может нередко снижаться, что происходит из-за просчетов или оплошностей руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: