Тема 13. Интегральные характеристики индивидуальности

Взаимодействие личности с миром. Понятие жизненного стиля в психологии (А.Адлер). Компенсация. Индивидуальный стиль в отечественной психологии (А.В.Либин). Иерархическая структура стилевых характеристик. Я-концепция как основа жизненного стиля. Локус контроля и ответ на фрустрации. Понятие психологического преодоления (coping strategies). Стиль жизни и самоактуализация. Осмысленность бытия личности. Аутентичность личности.

Количество часов аудиторной работы - 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы - 9 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к контрольной работе - 2 часа).
  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы – 3 часа.
  • для выполнения индивидуальной домашней работы – 4 часа

Основная литература

1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., Планета детей, 1997. С. 108-123.

2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. Гл. 7, 21.

3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 12.

4. Carver Charles S., Scheier Michael F., Segerstrom Suzanne C. Optimism // Clinical Psychology Review 30 (2010) 879–889.

Дополнительная литература

1. Адлер А. Наука жить. Киев, Port-Royal, 1997. 285 с.

2. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995.

3. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

5. Дорфман Л.Я. Стили активности – методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. М., Смысл. 1998. С.34-51.

6. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 13.Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М., ЭКСМО. 2001. Гл. 14.

7. Нартова-Бочавер С.К. Понятие аутентичности в зарубежной психологии личности: история, феноменология, исследования // Психол. журн. Том 32. № 6. С. 18–29.

4. McAdams Dan P. The Person. 4th Edition. NY, Wiley. 2006. Chapters 10, 11, 12.

Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Групповая дискуссия;
  • Анализ кейсов;
  • Опрос.

Образовательные технологии

В рамках обучения по курсу «Психология личности и индивидуальных различий» используются следующие виды учебной работы: доклады с презентациями, разбор кейсов, групповые дискуссии, брейнсторминг.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

Ознакомление с новыми диагностическими приемами изучения разных уровней индивидуальности.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1 Этапы развития психологии личности: донаучный, естественнонаучный, гуманитарный

2 Академическая и практическая психология личности

3 Основные принципы изучения личности

4 Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект

5 Психология личности в системе других наук

6 Специфика психологических фактов

7 Понятие нормы в психологии личности и индивидуальных различий

8 Общая характеристика методов психологии личности и индивидуальных различий

9 L-, Q- и T-данные в психологии личности.

10 Источники индивидуальных различий

11 Взаимодействие среды и наследственности

12 Теория вероятностного эпигенеза Г.Гилберта

13 Экосоциальная теория У.Бронфенбреннера

14 Свойства среды (М.Черноушек)

15 Особенности современной цивилизации (К.Лоренц)

16 Структура среды обитания человека

17 Структура индивидуальности

18 Специальная теория индивидуальных различий (В.М.Русалов)

19 Асимметрия полушарий, ее роль в развитии индивидуальности

20 Факторы формирования асимметрии

21 Конституциональные теории темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон).

22 Теория темперамента В.М.Русалова.

23 Понятие характера в психологии.

24 Понятие акцентуации характера

25 Акцентуация характера и воспитание

26 Нарушения характера (неврозы и психозы). Триада П.Б.Ганнушкина-О.В.Кербикова

27 Классификация характеров, составленная А.Ф.Лазурским

28 Классификация характеров, составленная Г.Хеймансом и Р.ЛеСенном

29 Черты личности: феноменология и свойства

30 Теория Р.Кеттелла; первичные и вторичные черты

31 Модель Большой Пятерки (П.Коста, Р.МакКре) в психологии личности. Альтернативная Большая Пятерка (М.Цукерман)

32 Черты личности и ситуации. Уравнение спецификации Р.Б. Кеттелла.

33 Типологический подход в дифференциальной психологии.

34 Типология личности, разработанная К.-Г.Юнгом.

35 Психоаналитическая типология Н.Мак-Вильямс.

36 Типология личности, составленная П.В.Волковым.

37 Понятие способностей, их состав и структура.

38 Теории гениальности.

39 Факторные теории интеллекта.

40 Эволюционная теория пола В.А.Геодакяна.

41 Теории полоролевой идентичности.

42 Нейроандрогенетическая теория Л.Эллиса.

43 Концепция типов личности, составленная Э.Шпрангером.

44 Нарративная идентичность: основные понятия (скрипт, сцена, имаго).

45 Циркадианная типология и ее приложения.

46 Стиль общения личности (В.С.Мерлин).

47 Стиль руководства и родительского воспитания.

48 Стиль педагогической деятельности.

49 Особенности морального сознания мужчин и женщин.

50 Социально значимая деятельность и ее вариации.

51 Я-концепция и ее вариации.

52 Стиль человека как иерархической системы.

53 Стили (стратегии) психологического преодоления.

54 Когнитивные стили.

55 Вариативность системы ценностей.

56 Понятие самоактуализации, ее операциональные компоненты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: