Принципы организации работы УМО

Порядок организации деятельности

Региональных учебно-методических объединений (УМО) системы среднего профессионального образования Пермского края

Значительные изменения в программно-методическом сопровождении, обусловленные модернизацией российского профессионального образования, реализацией ФГОС, широким внедрением инновационных процессов в практику образования (профессиональные стандарты, дуальное обучение, WorldSkills) требуют координации усилий значительного числа педагогов, Необходимо охватить все направления методической деятельности педагогов, апробировать разработанные программно-методические материалы в учебном процессе, обеспечить исследование эффективности инноваций и представить инновационный опыт деятельности в профессиональном образовании.

Для решения этих задач на основании Приказа Министерства образования и науки РФ № 726 от 16.07.2015 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования», Приказа Министерства образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-04-734 от 02.09.2015 «Об утверждении перечня региональных учебно-методических объединений работников, научных работников и работников профессиональных образовательных организаций Пермского края» в Пермском крае создаются региональные учебно-методические объединения (далее - УМО), в состав которых могут входить секции, Советы, рабочие группы и др.

Цель методической работы УМО - участие педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке примерных образовательных программ среднего профессионального образования и их методического обеспечения, координация действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, обеспечение качества и развитие содержания среднего профессионального образования.

Нормативные документы предполагают новый формат работы УМО и обусловили необходимость изменений в организации их деятельности.

Принципы организации работы УМО

Современные подходы к организации работы региональных УМО предполагают:

1. Расширение полномочий председателя УМО. Председатель УМО:

- утверждает руководителей рабочих групп после обсуждения на заседании УМО;

- координирует работу всех структурных подразделений УМО;

- корректирует и представляет общий план работы всех структурных подразделений УМО на текущий год;

- утверждает Положения и программы мероприятий, проводимых как УМО в целом, так и структурными подразделениями, входящими в региональное УМО;

- решает вопросы, связанные с поощрениями членов УМО, принимавших активное участие в работе УМО, структурных подразделений УМО;

- самостоятельно оповещает членов УМО о проводимых мероприятиях (или делегирует эти полномочия заместителям, руководителям секций, советов, рабочих групп);

- организует работу с документацией УМО (планы, отчеты, протоколы заседаний, реестр сертификатов и др.);

- организует работу, связанную с отчетами о проведенных мероприятиях;

- представляет отчет о работе УМО за отчетный период;

- обеспечивает доступность для членов УМО и других заинтересованных лиц материалов, отражающих деятельность УМО и его структурных подразделений (планы, отчеты, др.) посредством размещения их на сайте.

2. Планирование работы УМО. В связи с увеличением численного состава УМО для устранения проблем, связанных с участием педагогов и студентов в мероприятиях краевого уровня (чемпионаты по профессии, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, научно-практические конференции и т.п.), рекомендуется обеспечить укрупнение организационных форм проводимых мероприятий. Для этого необходимо рассмотреть возможность проведения одновременно нескольких мероприятий, на базе одной или нескольких образовательных организаций с возможностью привлечения к участию других УМО Пермского края, секций, рабочих групп и заинтересованных организаций (предприятия, СЦК, РКЦ и т.п.).

3. Обеспечение сетевого взаимодействия членов УМО. Предполагается широкое использование информационных технологий в дистанционной форме (вебинары, скайп, др.) при проведении отдельных мероприятий, что вызвано отдаленностью друг от друга образовательных организация, входящих в УМО, и значительным увеличением их численного состава.

Порядок организации взаимодействия УМО с Министерством образования Пермского края, отделом профессионального образования ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», образовательными и иными организациями

Министерство образования и науки Пермского края издает Приказ, в котором утверждает перечень УМО на базе образовательных профессиональных организаций, разрабатывает примерное Положение об УМО. Председатель УМО предоставляет в Министерство отчет о работе за год до 1 марта.

Отдел профессионального образования ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» (далее ИРО) осуществляет общее руководство работой УМО, определяет основные направления их деятельности и координирует ее. В отдел профессионального обучения ИРО представляются скорректированные планы работы УМО (и его структурных подразделений) на текущий учебный год. До 25-го числа каждого месяца председатель УМО сообщает об изменениях в плане работы на следующий месяц. В соответствии с этими изменениями сотрудниками отдела корректируется общий план работы региональных УМО.

На страницах виртуального кабинета сайта ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» располагается анонс мероприятий УМО на месяц. После проведения мероприятий в течении 7 дней в отдел профессионального образования ИРО предоставляется цифровой отчет по предложенной форме (прил.1).

Сотрудники отдела профессионального образования могут непосредственно участвовать в заседаниях УМО или его структурных подразделений, обеспечивая информационно-методическое сопровождение деятельности.

Руководителем образовательной организации, на базе которой создано региональное УМО, издается приказ о назначении председателя УМО. Соответствующие приказы о назначении руководителей секций, советов издают руководители профессиональных образовательных организаций, на базе которых они созданы.

Вне зависимости от того, на какой базе проводятся мероприятия, сертификаты, грамоты, благодарственные письма, которыми отмечаются участники, подписываются председателем УМО, заверяются подписью директора и печатью образовательной организации, на базе которой создано УМО.

В работе УМО могут принимать участие, в том числе, и иные организации: региональный координационный центр (РКЦ) и специализированные центры компетенций (СЦК) WorldSkills, предприятия Пермского края, образовательные учреждения дополнительного образования и др.

Заинтересованные стороны (профессиональные образовательные организации, предприятия, другие УМО) информируются о проводимых на базе УМО мероприятиях и привлекаются к участию в них.

Планирование содержания деятельности регионального УМО

При планировании деятельности УМО рекомендуется учесть основные направления деятельности, которые предполагают:

1. Обеспечение программно-методического сопровождения для специальностей укрупненной группы, позволяющего эффективно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), включая:

- разработку и совершенствование образовательных программ и методического обеспечения по специальностям и профессиям, которые входят в укрупненную группу специальностей (УГС);

- обсуждение методических материалов, связанных с содержанием учебных дисциплин и и профессиональных модулей, а также рекомендаций и указаний по различным аспектам организации познавательной деятельности обучающихся;

- экспертизу программно-методических материалов;

- внесение предложений по доработке содержания образовательных программ с учетом профессиональных стандартов, рекомендаций работодателей, стандартов WorldSkills.

2. Поддержку инноваций в системе среднего профессионального образования.

В рамках этого направления должен быть обеспечен обмен опытом по внедрению инноваций в учебный процесс профессиональных образовательных организаций, презентации эффективных форм и методов сотрудничества с работодателями и другими социальными партнерами, оценка эффективности инноваций.

3. Организацию мероприятий для обучающихся и педагогов профессиональных образовательных организаций.

Мероприятия для обучающихся могут быть представлены: чемпионатами и конкурсами профессионального мастерства, олимпиадами по дисциплинам учебного плана, научно-практическими конференциями, конкурсами проектных и исследовательских работ и т.п. При определении сроков проведения мероприятий следует принять во внимание сроки проведения краевых, региональных и российских чемпионатов, конкурсов, олимпиад, а также предусмотреть возможность совмещения по времени проведения нескольких мероприятий в рамках УМО.

Мероприятия для педагогов также могут представлять собой конкурсы и олимпиады по отдельным аспектам профессиональной или методической деятельности, круглые столы и заседания рабочих групп по проблемам совершенствования программно-методического обеспечения и реализации инновационных программ образовательных организаций, мероприятия по обмену педагогическим опытом.

В зависимости от темы и целей мероприятия они могут быть организованы как для УГС в целом, так и по отдельным специальностям.

Планы работы УМО могут включать мероприятия, которые проводятся совместно с другими УМО, региональным координационным центром (РКЦ) и специализированными центрами компетенций (СЦК) WorldSkilss, предприятиями Пермского края, образовательными учреждениями дополнительного образования и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: