Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

Задание 25. Заполните таблицу. ХАРАКТЕРИСТИКА И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Таблица 21

Критерии Содержание понятия Возрастные особенности
Избирательность    
Направленность      
Функция самоконтроля    
Сосредоточенность Сосредоточенность (сила) – удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального. Сила сосредоточения зависит от интереса к факту или явлению.  
Концентрация Рассеянность Концентрация – высокая степень сосредоточенности на одном объекте или деятельности. Рассеянность - ….    
Устойчивость Колебание Устойчивость (время) – длительное удержание внимания на объекте или деятельности, это длительная сосредоточенность мысли. Зависит от интереса, целей и силы воли человека. Колебание (неустойчивость) внимания – ослабление или отвлечение. Причины – проходит значимость в деятельности, пропадает интерес, выполняет защитную функцию психики от перегруза, слабая сила воли и др.  
Распределение Распределение внимания – умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание (взглядом, слухом, мыслью, телом и др.). Распределение внимания – умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание (взглядом, слухом, мыслью, телом).  
Переключение Переключение внимания (движение) – сознательное перемещение внимания с одного предмета на другой в связи с изменением задачи деятельности. От менее важного к значимому. Способность быстро переходить от одного к другому.  
Объем Объем внимания (единицы) – количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. У взрослых от 4до 6, у школьников от 2 до 4. Объем зависит от знания объектов и их связей. Большой объем позволяет замечать больше явлений, событий.  

Задание 26. Заполните таблицу ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Таблица 22

Критерии Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное
Характеристика      
Механизм осуществления На основе интереса: нет цели, не требуется активных волевых усилий. Осуществляется при наличии цели и активном включении воли. Возникает на основе произвольного внимания, поддерживается интересом без особых волевых усилий.
Возрастные нормы Активно развивается в период раннего детства и в дошкольном возрасте. Необходимо на протяжении всей жизни человека. Произвольность как новообразование, характерно младшему школьному возрасту. Послепроизвольное внимание развивается при наличии произвольного и его развитие необходимо стимулировать.
Практический пример      

Задание 27. Заполните таблицу. Особенности ВНИМАНИЯ Таблица 23

Критерии Возрастные нормы и рекомендации Учебное задание, упражнение для детей младшего школьного возраста
Функция самоконтроля 1 -3 лет: есть интерес к своим действиям и желание их повторить; 3 – 5 лет: на уровне внешних действий получилось – не получилось, без осознания причины неудачи; 6-7 лет: усваивает то, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно; 11 – 16 лет: сензитивный период развития.  
Устойчивость 0т 0 – 3 лет: устойчивости почти нет (от нескольких секунд до нескольких минут); 3 года: с небольшим колебанием способны рассматривать, слушать чтение книги, смотреть, мультфильмы до 15 – 30 минут; 6 лет: выполнять устные задания, не отвлекаясь (не более 15 минут);  
Колебание От 0до 4: очень высокий уровень колебания; 4 – 8 лет: уровень колебания - выше среднего; 8 – 10 лет: зависит от осознания цели деятельности и ее значимости; необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность.  
Концентрация 6 лет: точно копировать простой узор (например, геометрический); сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре; воспитание воли, чувства ответственности - развивает сосредоточенность;  
Рассеянность 6 лет: за 3—5 минут находить 10—12 отличий на двух похожих картинках – это эффект рассеянного внимания; иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью; вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка; систематическая рассеянность – становиться привычкой;  
Распределение 0 до 4 лет: не умеют распределять внимание; 4 – 6 лет: слабое, но начинают активно в этом тренироваться; 6 лет: в точности повторять за взрослым несложное упражнение, состоящее из цепочки простых движений;  
Переключение 6-10 лет: быстро переключаются на интересующую деятельность и с трудом на сложный вид деятельности, не интересный; Зависит от типа темперамента (индивидуальных особенностей);  
Объем 7 лет: удерживать в поле зрения 8-10 предметов, но одномоментно от 5 + 2; У взрослого человека: удерживать в поле зрения до 12 объектов, но одномоментно от 7 + 2.  

Задание 28. Решите предложенные ситуации «Внимание младшего школьника»:

А. Дима может долго и сосредоточенно играть в любимые игры или заниматься другими делами. Но он становится невнимательным при выполнении трудных заданий.

Какие действия взрослого могут помочь в сохранении и развитии внимательности Димы? [7.39]

Б. Учитель 1 класса заметила, что несколько детей невнимательны на уроке. При персональном изучении этих детей установила, что Петя становится рассеянным при быстром переутомлении. В этом случае рассеянность рассматривается как синоним астении – физической и нервно-психической слабости.

Что должны предпринят учитель и родители по развитию внимательности Пети? [7.38]

В. Быстрая утомляемость большинства младших школьников, провоцирующая их рассеянность, наступает из-за:

· однообразных рутинных заданий;

· переписывания заданий, если в них вкралась ошибка;

· непосильного объема заданий;

· заучивания большого количества иностранных слов и др.

Всего этого учителю следует избегать. Если такого рода задания все же необходимы, что предпринять?


Рекомендации для работы над устранением рассеянности внимания. (Опорный материал)

Ребенок привыкает к легкому, поверхностному знакомству с окружающим. Его внимание становится скользящим. В таких случаях борьба с рассеянностью ребенка требует от педагога умения показать детям уже знакомый им предмет, явление природы с новой для них стороны.

Рассеянное внимание — это и негибкое внимание, отсутствие переключаемости, т. е. намеренного переноса внимания с одного предмета на другой, когда это оказывается необходимым. Читая во время перемены приключенческую книгу, некоторые ученики II—IV классов не сразу могут потом включиться в учебную работу. Они кажутся рассеянными только потому, что слишком сосредоточены на другом содержании. Такие факты часто наблюдаются у детей с инертным, флегматическим типом темперамента.

Анализ сосредоточенности детей одного класса во время разных занятий в течение трех дней показал следующие причины отвлечений внимания:

- индивидуальные громкие замечания учителя во время коллективной работы класса 15 раз нарушали сосредоточенность детей;

- отвлечение соседями — 40 раз;

- пауза в работе учителя (из-за того, что не все готово) —15 раз;

- ученик не видит образца, не понял задания, переспрашивает, опаздывает — 14 раз;

- закончил работу раньше других — 9 раз.

Условия организации учебной деятельности детей для предупреждения рассеянности:

1) Хороший темп урока и продуманная его организация. Отсутствие «пустого» времени, которое учитель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий.

2) Четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель дает для работы и не повторяет во время выполнения детьми задания. Отсутствие лишних разговоров учителя с классом.

3) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы).

4) Бережное отношение учителя к вниманию детей. Громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся.

5) Разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока.

6) Включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс.

7) Как дополнительные могут быть использованы для первоклассников и некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: «Что изменилось?», «В чем ошибка?».


Задание 29. Используя материал по теме «Особенности развития внимания младшего школьника» заполнить базовую форму «Скорочтение понятий» (в таблице или в электронной презентации) или составить «Текстовое скорочтение».

Таблица 24

     
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 30. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития внимания младшего школьника».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: