Задание 25. Заполните таблицу. ХАРАКТЕРИСТИКА И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Таблица 21
Критерии | Содержание понятия | Возрастные особенности |
Избирательность | ||
Направленность | ||
Функция самоконтроля | ||
Сосредоточенность | Сосредоточенность (сила) – удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального. Сила сосредоточения зависит от интереса к факту или явлению. | |
Концентрация Рассеянность | Концентрация – высокая степень сосредоточенности на одном объекте или деятельности. Рассеянность - …. | |
Устойчивость Колебание | Устойчивость (время) – длительное удержание внимания на объекте или деятельности, это длительная сосредоточенность мысли. Зависит от интереса, целей и силы воли человека. Колебание (неустойчивость) внимания – ослабление или отвлечение. Причины – проходит значимость в деятельности, пропадает интерес, выполняет защитную функцию психики от перегруза, слабая сила воли и др. | |
Распределение | Распределение внимания – умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание (взглядом, слухом, мыслью, телом и др.). Распределение внимания – умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание (взглядом, слухом, мыслью, телом). | |
Переключение | Переключение внимания (движение) – сознательное перемещение внимания с одного предмета на другой в связи с изменением задачи деятельности. От менее важного к значимому. Способность быстро переходить от одного к другому. | |
Объем | Объем внимания (единицы) – количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. У взрослых от 4до 6, у школьников от 2 до 4. Объем зависит от знания объектов и их связей. Большой объем позволяет замечать больше явлений, событий. |
Задание 26. Заполните таблицу ВИДЫ ВНИМАНИЯ
|
|
Таблица 22
Критерии | Непроизвольное | Произвольное | Послепроизвольное |
Характеристика | |||
Механизм осуществления | На основе интереса: нет цели, не требуется активных волевых усилий. | Осуществляется при наличии цели и активном включении воли. | Возникает на основе произвольного внимания, поддерживается интересом без особых волевых усилий. |
Возрастные нормы | Активно развивается в период раннего детства и в дошкольном возрасте. Необходимо на протяжении всей жизни человека. | Произвольность как новообразование, характерно младшему школьному возрасту. | Послепроизвольное внимание развивается при наличии произвольного и его развитие необходимо стимулировать. |
Практический пример |
Задание 27. Заполните таблицу. Особенности ВНИМАНИЯ Таблица 23
|
|
Критерии | Возрастные нормы и рекомендации | Учебное задание, упражнение для детей младшего школьного возраста |
Функция самоконтроля | 1 -3 лет: есть интерес к своим действиям и желание их повторить; 3 – 5 лет: на уровне внешних действий получилось – не получилось, без осознания причины неудачи; 6-7 лет: усваивает то, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно; 11 – 16 лет: сензитивный период развития. | |
Устойчивость | 0т 0 – 3 лет: устойчивости почти нет (от нескольких секунд до нескольких минут); 3 года: с небольшим колебанием способны рассматривать, слушать чтение книги, смотреть, мультфильмы до 15 – 30 минут; 6 лет: выполнять устные задания, не отвлекаясь (не более 15 минут); | |
Колебание | От 0до 4: очень высокий уровень колебания; 4 – 8 лет: уровень колебания - выше среднего; 8 – 10 лет: зависит от осознания цели деятельности и ее значимости; необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность. | |
Концентрация | 6 лет: точно копировать простой узор (например, геометрический); сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре; воспитание воли, чувства ответственности - развивает сосредоточенность; | |
Рассеянность | 6 лет: за 3—5 минут находить 10—12 отличий на двух похожих картинках – это эффект рассеянного внимания; иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью; вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка; систематическая рассеянность – становиться привычкой; | |
Распределение | 0 до 4 лет: не умеют распределять внимание; 4 – 6 лет: слабое, но начинают активно в этом тренироваться; 6 лет: в точности повторять за взрослым несложное упражнение, состоящее из цепочки простых движений; | |
Переключение | 6-10 лет: быстро переключаются на интересующую деятельность и с трудом на сложный вид деятельности, не интересный; Зависит от типа темперамента (индивидуальных особенностей); | |
Объем | 7 лет: удерживать в поле зрения 8-10 предметов, но одномоментно от 5 + 2; У взрослого человека: удерживать в поле зрения до 12 объектов, но одномоментно от 7 + 2. |
Задание 28. Решите предложенные ситуации «Внимание младшего школьника»:
А. Дима может долго и сосредоточенно играть в любимые игры или заниматься другими делами. Но он становится невнимательным при выполнении трудных заданий.
Какие действия взрослого могут помочь в сохранении и развитии внимательности Димы? [7.39]
Б. Учитель 1 класса заметила, что несколько детей невнимательны на уроке. При персональном изучении этих детей установила, что Петя становится рассеянным при быстром переутомлении. В этом случае рассеянность рассматривается как синоним астении – физической и нервно-психической слабости.
Что должны предпринят учитель и родители по развитию внимательности Пети? [7.38]
В. Быстрая утомляемость большинства младших школьников, провоцирующая их рассеянность, наступает из-за:
· однообразных рутинных заданий;
· переписывания заданий, если в них вкралась ошибка;
· непосильного объема заданий;
· заучивания большого количества иностранных слов и др.
Всего этого учителю следует избегать. Если такого рода задания все же необходимы, что предпринять?
Рекомендации для работы над устранением рассеянности внимания. (Опорный материал)
Ребенок привыкает к легкому, поверхностному знакомству с окружающим. Его внимание становится скользящим. В таких случаях борьба с рассеянностью ребенка требует от педагога умения показать детям уже знакомый им предмет, явление природы с новой для них стороны.
Рассеянное внимание — это и негибкое внимание, отсутствие переключаемости, т. е. намеренного переноса внимания с одного предмета на другой, когда это оказывается необходимым. Читая во время перемены приключенческую книгу, некоторые ученики II—IV классов не сразу могут потом включиться в учебную работу. Они кажутся рассеянными только потому, что слишком сосредоточены на другом содержании. Такие факты часто наблюдаются у детей с инертным, флегматическим типом темперамента.
|
|
Анализ сосредоточенности детей одного класса во время разных занятий в течение трех дней показал следующие причины отвлечений внимания:
- индивидуальные громкие замечания учителя во время коллективной работы класса 15 раз нарушали сосредоточенность детей;
- отвлечение соседями — 40 раз;
- пауза в работе учителя (из-за того, что не все готово) —15 раз;
- ученик не видит образца, не понял задания, переспрашивает, опаздывает — 14 раз;
- закончил работу раньше других — 9 раз.
Условия организации учебной деятельности детей для предупреждения рассеянности:
1) Хороший темп урока и продуманная его организация. Отсутствие «пустого» времени, которое учитель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий.
2) Четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель дает для работы и не повторяет во время выполнения детьми задания. Отсутствие лишних разговоров учителя с классом.
3) Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы).
4) Бережное отношение учителя к вниманию детей. Громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся.
5) Разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока.
6) Включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс.
|
|
7) Как дополнительные могут быть использованы для первоклассников и некоторые специальные упражнения и дидактические игры на наблюдательность: «Что изменилось?», «В чем ошибка?».
Задание 29. Используя материал по теме «Особенности развития внимания младшего школьника» заполнить базовую форму «Скорочтение понятий» (в таблице или в электронной презентации) или составить «Текстовое скорочтение».
Таблица 24
Задание 30. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития внимания младшего школьника».