Развитие воли детей младшего школьника

(опорный материал)

Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Другими словами, воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий поступков.

Возникновение воли первоначально связано с общением ребенка и взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, в начале взрослый отдает приказ («возьми мяч»), и ребенок действует согласно внешнему приказу. По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так, ранее разделенное между людьми становиться способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума. Настойчивые и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершения начатых дел, избежание малейшего безволия, безответственности – путь формирования и укрепления воли.

Функции воли:

· главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствования на этой основе сознательной регуляции действий;

· выбор мотивов и целей;

· регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации;

· организация психических процессов в адекватную систему действий;

· мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий.

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру.

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой цели.

2. Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, ж превращать их в цель.

3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.

4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение.

5. Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

Волевые качества младших школьников является основой их систематического обучения. Воля младшего школьника отмечается достаточно высоким уровнем произвольности, которая позволяет ему осознавать и выполнять обязательные задания, подчинить им свою активность, управлять познавательными процессами, выполнять сложные инструкции и требования взрослых. Проявления воли младшего школьника в значительной мере зависят от ситуации, что требуют внешней поддержки со стороны взрослого. Поэтому в начальной школе необходимо создать атмосферу четких требований и правил поведения, спокойно-положительный социально-психологический климат. В этот период у детей формируются такие волевые черты характера, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость.

Возрастная особенность детей, только что поступивших в школу, — общая недостаточность воли: младший школьник (особенно в 7—8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младший школьник еще не умеет всесторонне обдумывать спои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недостаточная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями и препятствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания формируется умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки.

Воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодолевать — чтобы выполнить указание взрослого, его требование или чтобы решить интересную задачу, научиться писать, читать? Трудности, которые неизбежны как в учебной, так и в любой другой деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него стороной; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учиться, а не потому, что меня заставляют, от меня этого требуют.

Вопросы для самостоятельной работы:

Почему ребенок занят каким-либо делом в ущерб учебной деятельности?

Почему человек не может вставать утром по будильнику или регулярно опаздывает?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: