Закономерности развития памяти в младшем школьном возрасте

Задание 31. Определите закономерности запоминания по их характеристике.

Приведите примеры мнемических способов запоминания при обучении в начальной школе.

Ключ: 1. Закон «Зейгарник» 3. Закон Эббингауза

2. Эффект «поля» 4. Реминисценция

Таблица 25

Забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых часов и дней после запоминания. ___________________ При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец: новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.     _________________
Этот закон заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.   _________________ Случайное, непроизвольное припоминание чего-то, давно забытого или того, что человек раньше не мог почему-то вспомнить. Интересный факт: отсроченное на несколько дней воспроизведение выученного материала дает лучшие результаты, чем его воспроизведение непосредственно сразу после заучивания. ___________________  

Задание 32 .Решите ситуации «Возрастные особенности памяти младших школьников».

А. Дима очень любил, когда папа читал ему разные рассказы. Но совсем не любил, когда папа просил его запомнить и рассказать только что прочитанный текст. Несмотря на мамино заступничество, папа настойчиво, неотступно, систематически добивался от сына пересказа текста. Правда, поначалу папа пересказывал сам, но постепенно сын стал с этим справляться все лучше и лучше.

Почему папа с такой настойчивостью добивался от сына пересказа текста?[6.81]

Б. Петя испытывает трудности при обучении. Он не может пересказать прочитанное, при письме допускает ошибки, связанные с непониманием слов.

В чем причина трудности обучения Пети? [7.79]

В. Мама Алеши обратила внимание на то, что ему трудно дается заучивание стихов, считая, что у него плохая память.

Можно ли и как развивать детскую память? [7.36]

Задание 33. Используя материал по теме «Особенности развития памяти младшего школьника» заполнить базовую форму «Скорочтение понятий» (в таблице или в электронной презентации) или составить «Текстовое скорочтение».

Таблица 26

     
     
     
     
     
     
     

Задание 34. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития памяти младшего школьника».


Задание 35. Заполните таблицу Возрастные особенности и качество развития процессов ПАМЯТИ Таблица 27

Процессы Характеристика Закономерности процессов Возрастные особенности качества памяти (объем, точность, скорость, длительность, помехоустойчивость)
Запоминание Закрепление нового, путем связывания его с приобретенным ранее.     Объем памяти младшего школьника 9 + 2 единиц; объем культурной памяти - до 12 единиц.  
Сохранение Удержание в памяти.      
Воспроизведение Узнавание - воспроизведение в условиях повторного восприятия, появление чувства знакомости.    
Воспроизведение – актуализация закрепленного ранее, путем извлечения его из долговременной и перевода в оперативную память.    
Припоминание –. требует волевых усилий, его успешность зависит от осознания информации.    
Воспоминание – воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве.    
Забывание Выпадение из памяти.        

Задание 36. Заполните таблицу Виды ПАМЯТИ и их возрастные особенности Таблица 28

Виды Характеристика Возрастные особенности Подобрать развивающие мнемотехники
По характеру психической активности
Образная Визуальная Аудиальная Осязательная Обонятельная Вкусовая    
Двигательная Позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить умения, навыки, движения и действия.    
Эмоциональная Память на чувства, эмоции, переживания.    
Словесно-логическая Позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить мысли, понятия, размышления, словесные формулировки.      
По характеру целей
Непроизвольная Не предполагает цели.    
Произвольная Предполагает цель.    
По продолжительности закрепления и сохранения
Кратковременная (мгновенная) Доли секунды до нескольких минут. Более полное воспроизведение только что произошедших событий.    
Оперативная На время, которое необходимо для удержания этой информации: от нескольких минут до нескольких часов и более.    
Долговременная Длительное сохранение информации в понятиях и представлениях.    

Мнемотехнические приемы (опорный материал)

Методы запоминания:

1. логические методы: «Алгоритм абзаца», «Картина текста», «Алгоритм текста»;

2. образные методы: «Картинка», «Путешествие», «Пластилин»;

3. образно-логические методы: «Паутинка», «Рисунок», «Открытка»;

4. методы поэтапного осмысления текста: «Галочка», «Медик»;

5. методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей «Образ», «Карта правила», «Эрудит», и Опора»,

6. Мнемический метод запоминания текстов – «Бусы»;

7. структурные методы: «Отмычка», «Прогулка».

Методы и приемы запоминания:

· механическое запоминание;

· улучшение запоминания при обычном чтении;

· четырехступенчатый метод (э тот метод запоминания и усвоения информации основан на обогащении обычного повторения внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного);

· метод ключевых слов;

· метод пространственного маркирования;

· метод упорядоченных ассоциаций;

· метод свободных ассоциаций;

· прием «мысленных картин».


Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка:

· Мнемотехника для запоминания наречий без ь: Уж замуж невтерпеж

· Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»

· Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё: У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку

· Мнемотехника для запоминания употребления «одевать» и «надевать»: надеваю одежду, одеваю — Надежду

· Мнемотехника для запоминания употребления корней гар-гор, твар-твор и клан-клон: Горению творца поклоняйся

· Мнемотехника для запоминания слов, у которых приставки пишутся слитно: автомотовелофототелерадиомонтер

· Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно - В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

Правило: Буква «и» или «е» в корне слова

Собирать, стирать, задира –

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.

Если после корня – А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? – ВытИрай!

Правило ослика Иа: (для корней с чередованием гласных), если за корнем А, в корне пиши И, например: БлИстАть.

Приемы мнемотехники для запоминания порядка планет солнечной системы:

· 1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс, 5-Юпитер, 6-Сатурн, 7-Уран, 8-Нептун, 9-Плутон

· Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

· Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт

· Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун.

www.braintools.ru

Стихотворение, приведенное ниже, помогает запомнить, когда в английских словах для обозначения звука [i:] употребляется сочетание ie (как в словах brief, thief), а когда ei (receive, perceive):

If the letter «C» you spy,

Put the «E» before the «I».

If you do not spy the «C»,

Put the «I» before the «E».





Подборка статей по вашей теме: