Задание 31. Определите закономерности запоминания по их характеристике.
Приведите примеры мнемических способов запоминания при обучении в начальной школе.
Ключ: 1. Закон «Зейгарник» 3. Закон Эббингауза
2. Эффект «поля» 4. Реминисценция
Таблица 25
| Забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых часов и дней после запоминания. ___________________ | При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец: новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. _________________ |
| Этот закон заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами. _________________ | Случайное, непроизвольное припоминание чего-то, давно забытого или того, что человек раньше не мог почему-то вспомнить. Интересный факт: отсроченное на несколько дней воспроизведение выученного материала дает лучшие результаты, чем его воспроизведение непосредственно сразу после заучивания. ___________________ |
Задание 32 .Решите ситуации «Возрастные особенности памяти младших школьников».
А. Дима очень любил, когда папа читал ему разные рассказы. Но совсем не любил, когда папа просил его запомнить и рассказать только что прочитанный текст. Несмотря на мамино заступничество, папа настойчиво, неотступно, систематически добивался от сына пересказа текста. Правда, поначалу папа пересказывал сам, но постепенно сын стал с этим справляться все лучше и лучше.
Почему папа с такой настойчивостью добивался от сына пересказа текста?[6.81]
Б. Петя испытывает трудности при обучении. Он не может пересказать прочитанное, при письме допускает ошибки, связанные с непониманием слов.
В чем причина трудности обучения Пети? [7.79]
В. Мама Алеши обратила внимание на то, что ему трудно дается заучивание стихов, считая, что у него плохая память.
Можно ли и как развивать детскую память? [7.36]
Задание 33. Используя материал по теме «Особенности развития памяти младшего школьника» заполнить базовую форму «Скорочтение понятий» (в таблице или в электронной презентации) или составить «Текстовое скорочтение».
Таблица 26
Задание 34. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития памяти младшего школьника».
Задание 35. Заполните таблицу Возрастные особенности и качество развития процессов ПАМЯТИ Таблица 27
| Процессы | Характеристика | Закономерности процессов | Возрастные особенности качества памяти (объем, точность, скорость, длительность, помехоустойчивость) |
| Запоминание | Закрепление нового, путем связывания его с приобретенным ранее. | Объем памяти младшего школьника 9 + 2 единиц; объем культурной памяти - до 12 единиц. | |
| Сохранение | Удержание в памяти. | ||
| Воспроизведение | Узнавание - воспроизведение в условиях повторного восприятия, появление чувства знакомости. | ||
| Воспроизведение – актуализация закрепленного ранее, путем извлечения его из долговременной и перевода в оперативную память. | |||
| Припоминание –. требует волевых усилий, его успешность зависит от осознания информации. | |||
| Воспоминание – воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. | |||
| Забывание | Выпадение из памяти. |
Задание 36. Заполните таблицу Виды ПАМЯТИ и их возрастные особенности Таблица 28
| Виды | Характеристика | Возрастные особенности | Подобрать развивающие мнемотехники |
| По характеру психической активности | |||
| Образная | Визуальная Аудиальная Осязательная Обонятельная Вкусовая | ||
| Двигательная | Позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить умения, навыки, движения и действия. | ||
| Эмоциональная | Память на чувства, эмоции, переживания. | ||
| Словесно-логическая | Позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить мысли, понятия, размышления, словесные формулировки. | ||
| По характеру целей | |||
| Непроизвольная | Не предполагает цели. | ||
| Произвольная | Предполагает цель. | ||
| По продолжительности закрепления и сохранения | |||
| Кратковременная (мгновенная) | Доли секунды до нескольких минут. Более полное воспроизведение только что произошедших событий. | ||
| Оперативная | На время, которое необходимо для удержания этой информации: от нескольких минут до нескольких часов и более. | ||
| Долговременная | Длительное сохранение информации в понятиях и представлениях. |
Мнемотехнические приемы (опорный материал)
Методы запоминания:
1. логические методы: «Алгоритм абзаца», «Картина текста», «Алгоритм текста»;
2. образные методы: «Картинка», «Путешествие», «Пластилин»;
3. образно-логические методы: «Паутинка», «Рисунок», «Открытка»;
4. методы поэтапного осмысления текста: «Галочка», «Медик»;
5. методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей «Образ», «Карта правила», «Эрудит», и Опора»,
6. Мнемический метод запоминания текстов – «Бусы»;
7. структурные методы: «Отмычка», «Прогулка».
Методы и приемы запоминания:
· улучшение запоминания при обычном чтении;
· четырехступенчатый метод (э тот метод запоминания и усвоения информации основан на обогащении обычного повторения внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного);
· метод ключевых слов;
· метод пространственного маркирования;
· метод упорядоченных ассоциаций;
· метод свободных ассоциаций;
· прием «мысленных картин».
Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка:
· Мнемотехника для запоминания наречий без ь: Уж замуж невтерпеж
· Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»
· Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё: У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку
· Мнемотехника для запоминания употребления «одевать» и «надевать»: надеваю одежду, одеваю — Надежду
· Мнемотехника для запоминания употребления корней гар-гор, твар-твор и клан-клон: Горению творца поклоняйся
· Мнемотехника для запоминания слов, у которых приставки пишутся слитно: автомотовелофототелерадиомонтер
· Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно - В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
Правило: Буква «и» или «е» в корне слова
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Если после корня – А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? – ВытИрай!
Правило ослика Иа: (для корней с чередованием гласных), если за корнем А, в корне пиши И, например: БлИстАть.
Приемы мнемотехники для запоминания порядка планет солнечной системы:
· 1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс, 5-Юпитер, 6-Сатурн, 7-Уран, 8-Нептун, 9-Плутон
· Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
· Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт
· Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун.
www.braintools.ru
Стихотворение, приведенное ниже, помогает запомнить, когда в английских словах для обозначения звука [i:] употребляется сочетание ie (как в словах brief, thief), а когда ei (receive, perceive):
If the letter «C» you spy,
Put the «E» before the «I».
If you do not spy the «C»,
Put the «I» before the «E».