Задание 20. Заполните таблицу « Возрастные особенности восприятия младшего школьника и примеры учебных заданий к ним».
Таблица 16
Свойства | Характеристика | Возрастные особенности | Примеры заданий и упражнений |
Предметность | Осуществляется через осязание и движение с конкретным предметом. Предметность определяется по основным свойствам предмета, которые человек получает в первую очередь на практике, не только по визуальному восприятию. | ||
Категориальность | Способность соотнести предмет с понятием, который его обозначает. | ||
Целостность | Обобщение знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых через ощущения. Часть – Целое, часть целого. | ||
Структурность | Способность воспринимать явление или объект за какой-либо короткий промежуток времени, воспринимать и удерживать его целиком. Речь говорящего, мелодия. | ||
Константность | Восприятие формы, цвета, размера и свойств в постоянных величинах, при изменении внешних условий. Саморегулируемое действие, обладающее механизмом обратной связи, подстраивающееся к особенностям и условиям. Удаленность, температура и др. | ||
Осмысленность | Мысленно назвать предмет, т.е. отнести его к определенной группе, классу, обобщить в слове. Механизм: поиск сходства со знакомыми объектами. Способность определить причину-следствие-вывод. | ||
Апперцепция | Зависит от особенности личности: опыт, потребности, интересы, желания, чувства. |
Примеры учебных заданий, игр в помощь студенту к заданию 20:
|
|
Таблица 17
1. Высказать свое мнение, привести примеры из жизни. | 4. Продолжить узор (числовой ряд). | 7. Задачу: рассказать в другом стиле, нарисовать задачу, инсценировать задачу. |
2. Распознать спрятанную букву (по хвосту определить животное). | 5. Отметить орфограмму (в словах исключениях). | 8. Дать ответ на загадку-шутку (вопрос на смекалку). |
3. Соотнести по признаку. | 6. Составить краткую запись задачи. | 9. Найти ошибку в условии задачи. |
Задание 21. Используя материал по теме «Особенности развития восприятия младшего школьника» заполнить базовую форму «Скорочтение понятий» (в таблице или в электронной презентации) или составить «Текстовое скорочтение».
Таблица 18
Задание 22. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития восприятия младшего школьника».
Особенности восприятия младшего школьника. Задание 23. Заполните таблицу: в соответствии с характеристикой восприятия подберите учебное задание или упражнение, которое будет развивать конкретное свойство или характеристику. Таблица 19
|
|
Критерии | Возрастные нормы и рекомендации | Учебное задание, упражнение для детей младшего школьного возраста |
Форма: контур | 3 г.: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, звезда; 5 л.: многоугольник (пятиугольник, полукруг, ромб, трапеция и названия объемных фигур (куб, цилиндр, шар, …); 7 л.: различать по признакам фигуру на плоскости и объемную фигуру. | |
Величина: маленький, средний, большой; количество объектов | 1,5 года: большой – маленький; 3 г.: один-много, счет от 1-5 (1-10); 5л.: прямой и обратный счет от 1-20; 7л.: измерение величины в единицах; 7-10л.: 3 + 2 объекта. | |
Расположение на листе бумаги: центр (середина), верх-низ, лево-право | 1г.: верх-низ; 2-3г.: середина, лево-право; 5л.: ориентация на листе бумаги 7 л.: «Графический диктант» 8л.: вертикально, горизонтально. | |
Направление движения: близко-далеко, стороны света | 1.г: близко-далеко «здесь-там» 3г.: ориентация по объектам 7л.: ориентация по маршруту 8л.: север-юг, запад-восток, ориентация по карте. | |
Зрительные иллюзии | 5л.: знакомство с иллюзией 8л.:интерес к иллюзии | |
Время Длительность час, минута, секунда, сутки, календарный год | До 3-5 л.: сейчас - потом, скоро - долго 3-5 л.: утро, день, ночь, время года, месяц 6-8 л.: время по часам | |
Визуальное (визуал) | Цвет, образ, визуальная картинка От 1- 3: основные цвета (до 9 цветов) 3- 10л.: оттенки цветов, чтение | |
Аудиальное (аудиал) | Звук, громкость, ритм, мелодия 2г.: активная устная речь 3г.: 1500 слов (связная устная речь предложениями, выразительная) 7л.: начало письменной речи 6-7-10 л.: 6л.-2000-4000 слов, 10л.– до 6000 слов, монолог, беседа | |
Кинестетическое (кинестетик) | Ощущения: фактура, тепло-холодно, движения 3-8л.: мелкая моторика, пластика, сила 3-5 л.: начало коллективного танца, спорт | |
Дискретное (дигитал) Осмысленно, устанавливать причинно-следственные связи | Логика: причина-следствие, анализ, синтез, вывод (начало в 2-3 года), характерно в 5-8 лет 2-3г.: причина-следствие 3г.: сравнение, анализ, синтез 3-6л.: обобщение, конкретизация 6-7-8 л.: абстрагирование, причинно-следственные связи, решение математических задач |
Задание 24. Определите ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ, сформулируйте проблему по заявленной трудности. Укажите особенности педагогического подхода. Таблица 20
Характеристика | Тип восприятия | Основные трудности - проблема | Особенности педагогического подхода |
1. В школе учатся успешнее всех других типов, у них нет проблем с дисциплиной. Общаться предпочитает со взрослыми. Быстро и без заметного труда осваивает алфавит, может знать все буквы уже в три года. Наиболее подготовлен к обучению грамотному письму. | Как правило, тихий, задумчивый, «себе на уме», мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты с детьми завязывает с трудом, особенно это заметно с 5 до 7 лет. Гулять не любит, часто предпочитает телевизор и компьютер прогулке и общению с друзьями. | ||
? | |||
2. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, с удовольствием разговаривает со старушками в автобусе и со всеми детьми во дворе. До школы производит впечатление очень сообразительного и развитого ребенка: легко отгадывает загадки, трудные даже для взрослых. | Непослушен, часто возражает на замечания взрослых, в ответ на какое-нибудь требование от него можно услышать сто слов контраргументов. При освоении алфавита начинаются первые трудности: долго не может запомнить буквы и цифры. Может запомнить то, как они произносятся подряд друг за другом. Но отдельно буквы не запоминает. | ||
? | |||
3. Отличаются необычайной подвижностью: на перемене осваивают школьное пространство, их можно увидеть на разных этажах школы. Все надо делать самим, трогать руками, придумывать забавы и шутки. Если такой ребенок находится без дела, его настроение может испортиться. | Бесконтрольная неуемная активность приводит к нарушениям дисциплины. Родителям и учителям они доставляют огромное беспокойство: им все надо потрогать, у них на руках «липучки» — они не могут спокойно сидеть и слушать. | ||
? | |||
4. Лучше чем у других развиты вкусовые ощущения, хорошо воспринимают запахи. Очень самостоятельные, талантливые. Именно они налаживают неформальные. Взаимоотношения в классе, Лепка, рисование, конструктор, походы в лес, опыты, эксперименты, и главное — им не мешать. | Долго роется у себя в портфеле, достает оттуда ненужные предметы, мятые тетрадь, дневник; в учебнике, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера. Говорит медленно, с трудом подбирая нужные слова, голос может быть низким, особенно на уроке, который ему не нравится. Но на перемене, слышится его возбужденный голос. | ||
? | |||
5. Не составляет труда найти различия между буквами, картинками, палочками и крючочками. На перемене такие дети чаще всего предпочитают оставаться в классе, спокойствие и тишина для них — идеальная атмосфера. Темп речи ускоренный, так как им не надо «сочинять» слова, они говорят то, что видят. Речевые предикаты: наблюдать, блестать, выглядеть, видеть проблему ит.д. | Знакомый зрительный образ не вызывает интереса, создается впечатление «знакомости», начинаются проблемы в: навыках счет; письмо и чтение во 2-м классе остаются на том же уровне. При переживании стресса замыкается в себе, ведет себя отчужденно, не стремится ни с кем поделиться своими затруднениями | ||
? |
Возможные варианты проблем: А. Неопрятность, несобранность – проблема саморегуляции. Б. Замкнутость, однообразие видов деятельности (малоподвижность). В. Нарушение саморегуляции. Г. Обманчивое впечатление и излишняя самоуверенность. Д.Вербальная агрессия, рассогласование письменной и устной речи.
|
|
Распределите варианты педагогического подхода, в соответствии с проблемой:
|
|
- Организация детских совместных, ролевых игр под руководством взрослого.
- Способствовать развитию ораторских способностей в играх и заданиях с правилами.
- Поощрять активную жизненную позицию, включать в исследовательскую поисковую деятельность.
- Навык рисования и лепки должен предшествовать навыку письма.
- Развивать зрительные образы через звуковые ассоциации например, «говорящие буквы».
- Предоставить пространство практической деятельности наполненное зрительными, слуховыми ощущениями, концентрирующими внимание.
- Использовать прием «консультанта» для других детей, организовывать участие ребенка в командных интеллектуальных играх.
- Научить проговаривать то, что делает, озвучивать свои ощущения.
- Использовать рабочие тетради, где можно рисовать, отмечать и т.д.
- Писать, не так как говориться, а как пишется при этом говорить и писать – одновременно.
- Особенно важно, чтобы процесс обучения был приятным, увлекательным, полным событий и впечатлений.
- Зрительная информация должна постепенно усложняться.
- Привлекать к внеклассной работе с правом организации совместных дел.
- Молчание на уроке чаще связано с ситуацией неуспеха или незнанием материала – создать необходимые условия.
- Деликатная форма общения, индивидуальные поручения с явной ориентацией на благо коллектива и причастностью к общему делу.
- Использовать приемы концентрирующие внимание на ощущениях, дыхании, игровые приемы меньшей активности.
- Использовать прием «переписки» со взрослым, рекомендовать к прочтению художественные произведения с аналогичной ситуацией.
- Обучать приемлемым способам снятия напряжения, учить понимать ощущения других людей, на примере своих ощущений.