Особенности развития восприятия в младшего школьника

Задание 20. Заполните таблицу « Возрастные особенности восприятия младшего школьника и примеры учебных заданий к ним».

Таблица 16

Свойства Характеристика Возрастные особенности Примеры заданий и упражнений
Предметность Осуществляется через осязание и движение с конкретным предметом. Предметность определяется по основным свойствам предмета, которые человек получает в первую очередь на практике, не только по визуальному восприятию.    
Категориальность Способность соотнести предмет с понятием, который его обозначает.      
Целостность Обобщение знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых через ощущения. Часть – Целое, часть целого.    
Структурность Способность воспринимать явление или объект за какой-либо короткий промежуток времени, воспринимать и удерживать его целиком. Речь говорящего, мелодия.    
Константность Восприятие формы, цвета, размера и свойств в постоянных величинах, при изменении внешних условий. Саморегулируемое действие, обладающее механизмом обратной связи, подстраивающееся к особенностям и условиям. Удаленность, температура и др.    
Осмысленность Мысленно назвать предмет, т.е. отнести его к определенной группе, классу, обобщить в слове. Механизм: поиск сходства со знакомыми объектами. Способность определить причину-следствие-вывод.    
Апперцепция Зависит от особенности личности: опыт, потребности, интересы, желания, чувства.      

Примеры учебных заданий, игр в помощь студенту к заданию 20:

Таблица 17

1. Высказать свое мнение, привести примеры из жизни. 4. Продолжить узор (числовой ряд). 7. Задачу: рассказать в другом стиле, нарисовать задачу, инсценировать задачу.
2. Распознать спрятанную букву (по хвосту определить животное). 5. Отметить орфограмму (в словах исключениях). 8. Дать ответ на загадку-шутку (вопрос на смекалку).
3. Соотнести по признаку. 6. Составить краткую запись задачи. 9. Найти ошибку в условии задачи.

Задание 21. Используя материал по теме «Особенности развития восприятия младшего школьника» заполнить базовую форму «Скорочтение понятий» (в таблице или в электронной презентации) или составить «Текстовое скорочтение».

Таблица 18

     
     
     
     
     
     
     

Задание 22. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития восприятия младшего школьника».

Особенности восприятия младшего школьника. Задание 23. Заполните таблицу: в соответствии с характеристикой восприятия подберите учебное задание или упражнение, которое будет развивать конкретное свойство или характеристику. Таблица 19

Критерии Возрастные нормы и рекомендации Учебное задание, упражнение для детей младшего школьного возраста
Форма: контур 3 г.: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, звезда; 5 л.: многоугольник (пятиугольник, полукруг, ромб, трапеция и названия объемных фигур (куб, цилиндр, шар, …); 7 л.: различать по признакам фигуру на плоскости и объемную фигуру.  
Величина: маленький, средний, большой; количество объектов 1,5 года: большой – маленький; 3 г.: один-много, счет от 1-5 (1-10); 5л.: прямой и обратный счет от 1-20; 7л.: измерение величины в единицах; 7-10л.: 3 + 2 объекта.  
Расположение на листе бумаги: центр (середина), верх-низ, лево-право 1г.: верх-низ; 2-3г.: середина, лево-право; 5л.: ориентация на листе бумаги 7 л.: «Графический диктант» 8л.: вертикально, горизонтально.  
Направление движения: близко-далеко, стороны света 1.г: близко-далеко «здесь-там» 3г.: ориентация по объектам 7л.: ориентация по маршруту 8л.: север-юг, запад-восток, ориентация по карте.  
Зрительные иллюзии 5л.: знакомство с иллюзией 8л.:интерес к иллюзии  
Время Длительность час, минута, секунда, сутки, календарный год До 3-5 л.: сейчас - потом, скоро - долго 3-5 л.: утро, день, ночь, время года, месяц 6-8 л.: время по часам  
Визуальное (визуал) Цвет, образ, визуальная картинка От 1- 3: основные цвета (до 9 цветов) 3- 10л.: оттенки цветов, чтение  
Аудиальное (аудиал) Звук, громкость, ритм, мелодия 2г.: активная устная речь 3г.: 1500 слов (связная устная речь предложениями, выразительная) 7л.: начало письменной речи 6-7-10 л.: 6л.-2000-4000 слов, 10л.– до 6000 слов, монолог, беседа  
Кинестетическое (кинестетик) Ощущения: фактура, тепло-холодно, движения 3-8л.: мелкая моторика, пластика, сила 3-5 л.: начало коллективного танца, спорт    
Дискретное (дигитал) Осмысленно, устанавливать причинно-следственные связи Логика: причина-следствие, анализ, синтез, вывод (начало в 2-3 года), характерно в 5-8 лет 2-3г.: причина-следствие 3г.: сравнение, анализ, синтез 3-6л.: обобщение, конкретизация 6-7-8 л.: абстрагирование, причинно-следственные связи, решение математических задач  

Задание 24. Определите ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ, сформулируйте проблему по заявленной трудности. Укажите особенности педагогического подхода. Таблица 20

Характеристика Тип восприятия Основные трудности - проблема Особенности педагогического подхода
1. В школе учатся успешнее всех других типов, у них нет проблем с дисциплиной. Общаться предпочитает со взрослыми. Быстро и без заметного труда осваивает алфавит, может знать все буквы уже в три года. Наиболее подготовлен к обучению грамотному письму.   Как правило, тихий, задумчивый, «себе на уме», мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты с детьми завязывает с трудом, особенно это заметно с 5 до 7 лет. Гулять не любит, часто предпочитает телевизор и компьютер прогулке и общению с друзьями.  
?
2. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, с удовольствием разговаривает со старушками в автобусе и со всеми детьми во дворе. До школы производит впечатление очень сообразительного и развитого ребенка: легко отгадывает загадки, трудные даже для взрослых.   Непослушен, часто возражает на замечания взрослых, в ответ на какое-нибудь требование от него можно услышать сто слов контраргументов. При освоении алфавита начинаются первые трудности: долго не может запомнить буквы и цифры. Может запомнить то, как они произносятся подряд друг за другом. Но отдельно буквы не запоминает.  
?
3. Отличаются необычайной подвижностью: на перемене осваивают школьное пространство, их можно увидеть на разных этажах школы. Все надо делать самим, трогать руками, придумывать забавы и шутки. Если такой ребенок находится без дела, его настроение может испортиться.   Бесконтрольная неуемная активность приводит к нарушениям дисциплины. Родителям и учителям они доставляют огромное беспокойство: им все надо потрогать, у них на руках «липучки» — они не могут спокойно сидеть и слушать.  
?
4. Лучше чем у других развиты вкусовые ощущения, хорошо воспринимают запахи. Очень самостоятельные, талантливые. Именно они налаживают неформальные. Взаимоотношения в классе, Лепка, рисование, конструктор, походы в лес, опыты, эксперименты, и главное — им не мешать.   Долго роется у себя в портфеле, достает оттуда ненужные предметы, мятые тетрадь, дневник; в учебнике, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера. Говорит медленно, с трудом подбирая нужные слова, голос может быть низким, особенно на уроке, который ему не нравится. Но на перемене, слышится его возбужденный голос.  
?
5. Не составляет труда найти различия между буквами, картинками, палочками и крючочками. На перемене такие дети чаще всего предпочитают оставаться в классе, спокойствие и тишина для них — идеальная атмосфера. Темп речи ускоренный, так как им не надо «сочинять» слова, они говорят то, что видят. Речевые предикаты: наблюдать, блестать, выглядеть, видеть проблему ит.д.   Знакомый зрительный образ не вызывает интереса, создается впечатление «знакомости», начинаются проблемы в: навыках счет; письмо и чтение во 2-м классе остаются на том же уровне. При переживании стресса замыкается в себе, ведет себя отчужденно, не стремится ни с кем поделиться своими затруднениями  
?

Возможные варианты проблем: А. Неопрятность, несобранность – проблема саморегуляции. Б. Замкнутость, однообразие видов деятельности (малоподвижность). В. Нарушение саморегуляции. Г. Обманчивое впечатление и излишняя самоуверенность. Д.Вербальная агрессия, рассогласование письменной и устной речи.

Распределите варианты педагогического подхода, в соответствии с проблемой:

  1. Организация детских совместных, ролевых игр под руководством взрослого.
  2. Способствовать развитию ораторских способностей в играх и заданиях с правилами.
  3. Поощрять активную жизненную позицию, включать в исследовательскую поисковую деятельность.
  4. Навык рисования и лепки должен предшествовать навыку письма.
  5. Развивать зрительные образы через звуковые ассоциации например, «говорящие буквы».
  6. Предоставить пространство практической деятельности наполненное зрительными, слуховыми ощущениями, концентрирующими внимание.
  7. Использовать прием «консультанта» для других детей, организовывать участие ребенка в командных интеллектуальных играх.
  8. Научить проговаривать то, что делает, озвучивать свои ощущения.
  9. Использовать рабочие тетради, где можно рисовать, отмечать и т.д.
  10. Писать, не так как говориться, а как пишется при этом говорить и писать – одновременно.
  11. Особенно важно, чтобы процесс обучения был приятным, увлекательным, полным событий и впечатлений.
  12. Зрительная информация должна постепенно усложняться.
  13. Привлекать к внеклассной работе с правом организации совместных дел.
  14. Молчание на уроке чаще связано с ситуацией неуспеха или незнанием материала – создать необходимые условия.
  15. Деликатная форма общения, индивидуальные поручения с явной ориентацией на благо коллектива и причастностью к общему делу.
  16. Использовать приемы концентрирующие внимание на ощущениях, дыхании, игровые приемы меньшей активности.
  17. Использовать прием «переписки» со взрослым, рекомендовать к прочтению художественные произведения с аналогичной ситуацией.
  18. Обучать приемлемым способам снятия напряжения, учить понимать ощущения других людей, на примере своих ощущений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: