Однако важнее всего отметить, что в ≪Акации≫ и ≪Шестом
этаже≫, пусть пока пунктирно, наметилось то качество эстетики
Товстоногова, которое разовьется вскоре в целую режиссерскую
Систему.
Спектакли, рассказывающие о рядовых людях, обладали по-
Особому доверительной и лиричной интонацией —первым предчувствием
Трагической откровенности князя Мышкина в инсце1
≪Советская культура≫, 1957, 15 июня.
нировке ≪Идиота≫, душевной наполненности героев иных спектаклей.
После этих двух постановок станет ясно, что в искусстве
Товстоногова определилась плодотворная тенденция, вобравшая
Жизненные и театральные мотивы времени, отразившая
Потребность в искусстве, внимание которого сосредоточено
На внутреннем мире человека.
Чуть остраненная несовременными сюжетами от реальности
Нынешнего дня, эта линия ждала драматурга, который позволил
Бы ей раскрыться на материале современности с очевидной полнотой.
|
|
Таким драматургом для Товстоногова явился А. Володин,
его пьеса ≪Пять вечеров≫.
И противники, и поклонники пьесы и спектакля ощущали их
Как принципиальное явление. Завязавшийся спор шел не об отдельных
Достоинствах и недостатках, а о позиции писателя и
Режиссера, об образе героя, об идейной значительности выбранного
Автором сюжета, шире —о направлении развития театрального
искусства. По прошествии лет (≪Пять вечеров≫ были поставлены
В 1959 году) можно уже спокойно разобраться в том,
Что вызывало споры, и отметить как сильные, имевшие перспективу
Развития, так и слабые, преходящие мотивы пьесы и спектакля.
≪Пять вечеров≫ упрекали в ≪вечернем настроении≫, в расплывчатости
идейной линии, в стремлении ≪жизненную правду
выставить в нарочито будничном свете≫.1
Можно было бы собрать множество других критических замечаний
В адрес пьесы, и они будут по-своему логичны и убедительны.
Однако Товстоногов решительно защищал пьесу от
нападок, объяснял свое понимание проблемы: ≪В пьесе ≪Пять
вечеров≫ нет героев, совершающих открытия, героические подвиги.
Обыкновенные люди —мастер цеха, шофер, студент, телефонистка
С переговорной, инженер-химик —заставляют себя,
Своих друзей, своих любимых жить чище, лучше, честнее. За
Такие подвиги не награждают орденами, о них незачем писать
в газетах. Но пьесы о них писать надо. И играть их надо≫.2
Защищая ≪Пять вечеров≫, а позднее и ≪Мою старшую сестру
|
|
≫. Товстоногов отнюдь не абсолютизировал обозначенное ими
Направление в драматургии, не противопоставлял его другим
Линиям, прежде всего героической, но утверждал, что направление