Искусства.
≪Оптимистическая трагедия≫ —на той линии нашего искусства,
которую начинает эйзенштейновский ≪Броненосец ≪Потемкин
≫.
Судьба стиля как идейно-художественного комплекса определяется
Глубокими причинами, заложенными в социальной дей41
Ствительности. Явственно обозначенный стиль трансформируется
Так, что кажется своей противоположностью. Товстоногов
больше не возвращался к сценическому языку ≪Оптимистической
трагедии≫, даже работая над материалом, который, казалось,
мог бы ему соответствовать, например в ≪Поднятой целине
≫, но в то же время опыт ≪Оптимистической трагедии≫ в той
Его мировоззренческой сути, которая утверждает связи человека
И мира, личности и истории, питает большинство последующих
Работ режиссера.
Выпустив как руководитель постановки ≪Униженные и оскорбленные
≫ по Ф. Достоевскому в Театре им. Ленинского комсомола
и ≪Русалку≫ Даргомыжского во Дворце культуры им.
|
|
С. М. Кирова, Товстоногов в феврале 1956 года принимает
Большой драматический.
Дебютным спектаклем Товстоногова в БДТ была ≪Безымянная
звезда≫ румынского драматурга М. Себастиану. Добрая,
В меру сентиментальная история о мечтательном учителе,
Задавленном обывательской средой, была воспроизведена на
Сцене со вкусом и тактом. Спектакль получил поддержку критики
И внимание зрителей, что было едва ли не главным в тот
момент для БДТ и его руководителя. ≪Безымянную звезду≫
Можно назвать предтечей того безусловного, переламывающего
Зрительскую антипатию успеха, который пришел со спектаклями
≪Когда цветет акация≫ П. Винникова и ≪Шестой этаж≫ французского
Драматурга А. Ж е р и (о б а —1956 г.).
Спектакль ≪Когда цветет акация≫ привораживал молодым
Задором, ритмом, искренностью, концертной праздничностью,
Усмешкой, иронической интонацией режиссера. Театр не скрывал
своего снисходительного отношения к пьесе, переводя ≪действие
в иронический план, как только пьеса Винникова становится
удручающе наивной≫,1 и в этой откровенности спектакль
Был содержателен и значителен. Умная позиция театра, доверие
К зрителю и его чувству юмора побеждали в постановке, которая,
При всей своей незамысловатости, обладала внушавшим
Уважение внутренним достоинством —свойство, весьма ощутимое
Во всех последующих работах театра, этическое качество,
Выразившее новое мироощущение художника в самостоятельности
|
|
И творческой свободе. В БДТ об этих спектаклях сохранится