встрече с его сценическим воспроизведением≫.1
В этой же беседе Товстоногов назвал некоторые спектакли,
которые довелось ему видеть: ≪видел в Малом театре, в М Х А Т
(с уже старым Качаловым)≫, много раз смотрел периферийные
спектакли, видел ≪совершенно в стороне стоящее ≪Горе уму≫
Всеволода Мейерхольда≫, но ≪первозданного впечатления от
Произведения, когда его читаешь, ни разу получить еще мне,
как зрителю, не удалось≫.
Для Товстоногова всегда важно бывает определить, так сказать,
Стратегическую задачу, сориентироваться в соотношении
Традиций, определить сегодняшнее место произведения, точку
Нахождения пьесы в движущейся истории театра. Его интуиция
Художника возникает на хорошо подготовленной почве. Он
Как-то заметил, что хорошее и новое сценическое решение должно
быть ≪логичным и неожиданным≫. Видимо, эта двучленная
Формула предполагает основательную академическую подготовку,
|
|
на основе которой возникает ≪неожиданное≫, интуитивное,
Художническое прозрение. При всей своей неожиданности
товстоноговское решение ≪Горя от ума≫ было логичным.
Несмотря на то, что многие спектакли БДТ имели зрительский
Успех, подолгу сохраняясь в репертуаре, и получали, как
Правило, отличную прессу, вокруг почти каждого спектакля разгоралась
борьба мнений. Спектакль ≪Горе от ума≫ не был исключением.
Всякое новое решение опровергает старую привычку, установившийся
Взгляд или мнение.
В своих работах над классикой Товстоногов не только открывал
Новые выразительные возможности театрального искусства,
Не только предлагал новые трактовки известных произведений,
Но, и это самое существенное, обогащал реализм русской
Сценической культуры. В конце концов именно расширение
Средств и методов реалистической выразительности есть самое
Ценное в творчестве того или иного художника.
Подчас даже весьма тонкие знатоки литературы и театра
Оказывались не в состоянии ощутить и внутренне принять то
Новое, что несли в себе постановки Товстоногова. Выступая на
обсуждении ≪Горя от ума≫, известный знаток Грибоедова
Н. К. Пиксанов высказался категорически: ≪То, что мы видим
Стенограмма беседы Г. Товстоногова, посвященной постановке пьесы
А. С. Грибоедова ≪Горе от ума≫.
В постановке Б Д Т, —это отменяет реализм. Это или натурализм,
или формализм и различные такие экспериментальные опыты≫.1
Не принял трактовку образа Чацкого и такой тонкий театральный