≪слабого, раздавленного человека≫, полагавший, что предложенная
театром трактовка ≪вконец разрушает основу, на которой
стоит здание грибоедовской комедии≫.2
Эти критические высказывания подтверждают, что вокруг работ
Товстоногова не было атмосферы благополучного единодушия,
Что спектакли несли в себе ощутимый полемический заряд.
Рассматривая сегодня эти отзывы критиков, нет нужды ≪ограждать
≫ театр, приводить в противовес им иные, не менее авторитетные,
Но более благожелательные отзывы. Критика эта
Ценна для нас (и для всего театрального искусства) как пробный
Камень, на котором оттачивается новаторство художника.
В конце концов тот же Н. К. Пиксанов довольно точно определяет
≪натурализм≫ ≪Горя от ума≫. Действительно, для человека,
Стоящего на крепчайшей литературоведческой основе,
трудно представить себе ≪Горе от ума≫ без постановочного
блеска, без атмосферы ≪грибоедовской Москвы≫, без того внутреннего
|
|
(а подчас и попросту внешне актерского) пафоса, которые
Прочно укрепились в сценической истории прославленной
Комедии.
Естественно, что та система отношений, которая была выстроена
В спектакле и опиралась на самую обыкновенную житейскую,
А не театрально-традиционную логику, должна показаться
≪натурализмом≫. Режиссер же хотел только одного — прочитать классическую пьесу с позиций современности.
Сейчас уже непросто представить, что было, так сказать, духовной
Повседневностью тех дней, когда начиналась работа над
≪Горем от ума≫, о чем велись споры, что занимало умы, что
вкладывалось в понятие ≪современность≫.
Выяснить это необходимо, ибо без воздуха времени становятся
Неясными и общий пафос спектакля, и его частности, и
Накал споров, которые он породил. Представить себе заботы
театральных людей помогает один из номеров журнала ≪Театр≫
За 1962 год (№ 2), необычный по своей структуре. Редакция
Посвятила его одному д ню в жизни страны, в истории советского
Театра. Выбрали день 27 октября 1961 года, обратились к известным
Режиссерам, писателям, артистам, критикам с просьбой
Рассказать, как был ими прожит этот день, о чем они думали,
Что делали. На просьбу редакции в числе других откликнулся
И Товстоногов.
Утром этого дня в Большом драматическом был общественный
просмотр' спектакля ≪Четвертый≫ К. Симонова, вечером
1 Стенограмма обсуждения спектакля ≪Горе от ума≫. 13 декабря 1962 г.
|
|
Библиотека ЛО ВТО, № 1743-с.
Там же.
шли ≪Пять вечеров≫. День был заполнен делами самого различного